Рязановское детство
Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года, в Самаре. Эльдаром, что в переводе с
персидского языка означает «владеющий миром», родители сына назвали в честь
своей службы в Тегеране...
В детстве мальчика не пороли и не ставили в угол. Ему просто выговаривали так, что
он запоминал. Его воспитывала сама жизнь. В войну он нянчил младшего брата, стоял в
очередях. Плакал от того, что сломал лыжу, понимая, как тяжело будет за нее
заплатить. В военные годы он постоянно хотел есть. И когда отменили карточную
систему, просто стал обжорой: начал есть и уже никогда не мог остановиться, а может
просто и не хотел...
В 17 лет Эльдар Рязанов пристрастился к выпивке, пока не отравился. Потом лет
восемь даже запаха водки не мог переносить. Сейчас, правда, может себе позволить
пару-тройку рюмочек, но не больше. А вот курить начал, когда пошел в школу, в 7 лет.
Потом, правда, много раз пытался бросить: и к гипнотизерам ходил, и к экстрасенсам.
Спасло лекарство, насыщенное никотином, которое действовало по принципу
передозировки. С тех пор на курящих Рязанов смотрит с отвращением, особенно на
женщин.
Рязановкие педагоги
Эльдар Рязанов в детстве был невероятным любителем чтения. И даже из
третьеклассника превратился в пятиклассника, подделав справку, чтобы записаться
в городскую библиотеку. А чтобы ускорить получение аттестата, пошел еще дальше: за
22 дня сдал экстерном 11 школьных предметов и поступил во ВГИК. Волею случая Эльдар
Рязанов стал студентом 1-го курса мастерской Григория Михайловича Козинцева.
Среди педагогов Рязанова был и великий Сергей Эйзенштейн, который увидел талант
юного Рязанова и оказал огромное влияние на него. Студентом Рязанов много раз
бывал у него дома и совершал с помощью редкостных книг увлекательные экскурсии - и
в эпоху Возрождения, и во французский импрессионизм, и в древнегреческое
искусство. А на «Мосфильме» школу молодого бойца начинающий режиссер проходил
под бдительной опекой самого Ивана Пырьева.
«Карнавальная ночь»
Известнейший советский комедиограф, в то время еще и руководитель киностудии
«Мосфильм» Иван Александрович Пырьев буквально заставил взяться за кинокомедию
Эльдара Рязанова, который пытался четыре раза отказываться - но преодолеть
плотную «опеку» Пырьева, ему, к счастью, так и не удалось. Подлинное продюсерское
чутье не подвело Пырьева: музыкальная комедия-обозрение «Карнавальная ночь»
стала лидером проката, имела колоссальный успех.
После художественного дебюта «Карнавальная ночь» имя начинающего режиссера
Эльдара Рязанова узнала вся страна. Знаменитый актер Игорь Владимирович
Ильинский сыграл в картине одну из своих лучших ролей - сатирический образ
руководителя - бюрократа Огурцова. Исполнительница главной роли в своем первом
фильме, тогда еще неизвестная молодая актриса Людмила Гурченко, стала
кинозвездой. А песню про «пять минут» композитора Лепнина запела вся страна!
Дальнейший путь режиссера в кино был определен - кинокомедия! Тогда -то и сложился
коллективный портрет рязановского зрителя - умного, готового к сочувствию, с
чувством юмора, а еще - любящего в хорошей компании душевную песню. Зритель
отплатил великому режиссеру вечной любовью.
«Гусарская баллада»
Создание героической комедии о 1812 годе «
Гусарская баллада» опять таки не прошло без большой поддержки Ивана
Пырьева. Он добился разрешения постановки, уговорил сниматься в роли поручика
Ржевского Юрия Яковлева. А самому Эльдару Александровичу оставалось только,
приложив огромные усилия, убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль
Михаила Кутузова это ни кто иной, как сам Игорь Ильинский, что фильм вовсе не
искажает русскую историю, а, наоборот, романтизирует ее. Да, чуть, чуть,
предварительно дописав несколько стихотворных эпизодов, сократить пьесу
Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой фильма.
Конечно же, сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не
вызвало у автора никаких возражений. И только студентка отделения музыкальной
комедии театрального института Лариса Голубкина была найдена без особых усилий
и, после первых репетиций и кинопроб, утверждена на роль главной героини в
киноленту «
Гусарская баллада».
Рязановские трагикомедии
Желание видеть жизнь в смешном свете - это свойство характера, которым Рязанов, к
счастью, был наделен. Юмор для Эльдара Рязанова - отмычка, которая открывает все
двери. Трагикомедия, где сочетается смешное и печальное. Где у зрителя ещё не
просохли слёзы, а он уже гомерически хохочет. Это и есть самый высокий жанр в кино,
который был покорен великим Рязановым.
В 1966 году Эльдар Рязанов уже сам пишет сценарии своих картин. «Грустное лицо»
рязановский комедии - это лицо любимого им героя, в центре внимания режиссёра -
социальная тема, жизнь сегодняшнего города и его людей, тружеников,
представителей скромных интеллигентных профессий. Этот тот человеческий тип, к
которому принадлежат страховой агент Юрий Деточкин, старики-разбойники, врач
Женя Лукашин.
И, прежде всего, одна из лучших картин Рязанова - «Берегись автомобиля». Режиссер
дважды приступал к съемкам картины «Берегись автомобиля», но всякий раз Юрий
Никулин, приглашенный на роль Деточкина, уезжал на большие гастроли. В итоге
советского Робин Гуда - Деточкина сыграл Иннокентий Смоктуновский.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром»[/b]
Премьера фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» состоялась в новогоднюю ночь
1976 года. Это реальная история по сценарию рассказа Никиты Богословского о том, как
он по ошибке отправил своего пьяного друга в канун Нового года в Киев с 15
копейками в кармане.
Первоначально маску Ипполита примерял Андрей Миронов, который после прочтения
сценария, захотел стать Лукашиным. Но Рязанов утвердил Мягкова. Потом на роль
Ипполита пригласили Олега Басилашвили, но у него вскоре умер отец, и роль передали
Юрию Яковлеву. На главную роль Нади Эльдар Рязанов пригласил популярную польскую
актрису Барбару Брыльску, а озвучивала эту роль талантливая Валентина Талызина,
так как по-русски Брыльска говорила с огромным трудом. Фильм получился очень
удачным, а использование стихов и песен создали эмоционально насыщенную
атмосферу лирических раздумий над жизнью. С того времени и по сегодняшний день
«Ирония судьбы» стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников.
«Вокзал для двоих»
Сам фильм «Вокзал для двоих» был снят на основе реальной истории. Поэт Ярослав
Смеляков, в 1953 году отбывал наказание в лагере. И после дружеского застолья со
своими друзьями, будущими кинодраматургами Валерием Фрида и Юлием Дунским,
жившими на поселении, тащился на утреннюю поверку, неявка на которую могла
привести к увеличению срока. Не придумана и история главного героя «Вокзала для
двоих» - пианиста, взявшего на себя вину жены, которая сбила человека: в свое время
так поступил известный композитор Микаэл Таривердиев.
Олег Басилашвили сначала изображал «своего» в колонии для несовершеннолетних
преступников, где снимался фильм. Но заключенные его быстро раскусили, а
постепенно даже стали уважать: «Я дослужился до «деда», ко мне приходили за
советом!» - рассказывал потом актер. «Вжилась» в свою роль и актриса Людмила
Гурченко - после съемок заключительного эпизода, когда главные герои бегут по
заснеженной трассе, чтобы успеть на перекличку в колонию, у нее были вдрызг
разбиты колени.
Рязановские фильмы конца 80-х - начала 90-х[/b]
К концу 1980-х - началу 1990-х годов стало ясно, что Эльдар Рязанов склонен попрощаться
со своим привычным героем. В фильмах вдруг всем знакомый, любимый герой Рязанова
неожиданно преображается и терпит, как не странно, крах. Причем это происходит из
его сути, мелкости его человеческой натуры. В экранизации Островского в
драматической ленте «Жестокий романс» привычный рязановский герой - Карандышев,
в исполнении привычного Мягкова, почему-то губит и себя, и красоту, к которой
стремится. Не способен перешагнуть свою малость и герой фильма «Забытая мелодия
для флейты».
А «
Небеса обетованные»? Случайность, или... Режиссер делал современную
версию пьесы Горького «На дне», а в это время вся страна пошла вдруг на дно, и
картина получилась не о маленькой прослойке, а обо всем народе, о том, что армия не
двинется против народа. И тут же все решили, будто Эльдар Рязанов предсказал ход
событий. И просмотры картины, после августовского путча 1991 года, превращались в
демократические митинги. Люди выскакивали на сцену, выкрикивали лозунги...
Рязановские
роли[/b]
Обычно режиссер Эльдар Рязанов придумывал какую-нибудь роль-шутку для актера
Эльдара Рязанова. Своим «двойником» он сделал интеллигентного, но безвольного
профессора Смирновского, который неподражаемо спит в «Гараже» на бегемоте. Это и
железнодорожник в мелодраме «Вокзал для двоих», и главный редактор газеты в
лирической комедии «Дайте жалобную книгу», и серьезный врач в «Невероятных
приключениях итальянцев в России», и очаровательный пассажир в самолете «Иронии
судьбы, или с легким паром», потом актер Рязанов повторит эту роль в продолжении
лирической комедии спустя много, много лет.
Он снялся в эпизодах почти всех своих фильмов: человек с подзорной трубой и
человек в кафе, директор книжного магазина и хозяин гробовой мастерской,
полицмейстер, рентгенолог и кондитер, коллега Мячикова и просто сосед.
Рязановский «Андерсен» [/b]
В картине Рязанова Андерсена играют три человека: в начале совсем маленький
Андерсен - Ваня Харатьян. Потом одно и то же лицо со сказочником - Станислав
Рядинский. И вылитый Андерсен - Сергей Мигицко.
Для многих зрителей «Андерсена»,
например, стало открытием, что великий сказочник был сыном алкоголички (в ее
роли актриса Оксана Мысина), братом проститутки (в роли - Галина Тюнина) и объектом
воздыханий со стороны горбатой адмиральской дочки Генриетты (Алена Бабенко). Но
она так и не добилась взаимности, потому что сам Андерсен был влюблен в знаменитую
шведскую певицу Йенни Линд - роль Евгении Крюковой. Предложение руки и сердца
писателя были красоткой отвергнуты, и писатель сошел в могилу девственником.
В своей картине режиссер отвел себе роль хозяина гробовой мастерской, он
практически хоронит Андерсена. Это замечательная шутка в рязановском стиле для
его рецензентов: «Он похоронил Андерсена не только своей картиной, сделав ее
бездарной, но он еще и буквально сыграл хозяина гробовой мастерской, которая
закапывала великого сказочника в землю».
Рязановские телепрограммы,
и...[/b]
Эльдар Александрович Рязанов прославился также в качестве ведущего телепередачи
«Кинопанорама». Кроме того, им создано более двухсот авторских телепрограмм.
Наиболее популярными стали телециклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь
гномов», «Разговоры на свежем воздухе» и «Парижские тайны Эльдара Рязанова».
Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Его ученики
-режиссеры Мамин и Дыховичный, Цымбал и Фридберг. Состоялся он также и как
писатель, и как драматург. Рязанов был соавтором сценариев многих своих фильмов,
написал несколько пьес. Опубликовал книги «Грустное лицо комедии», «Зигзаг
удачи» с Брагинским, «Эти несерьезные, несерьезные фильмы», «Смешные невеселые
истории. Комедии для кино и телевидения» с Брагинским, сборник стихов
«Ностальгия», и ряд других произведений.
Рязановское личное[/b]
«Легко ли быть рядом с Рязановым? Отнюдь. Он слишком требователен к себе, а значит,
и к другим. Слишком обязателен и ответственен. Слишком работоспособен и неуемен.
Слишком честен, буквально, то есть, совершенно не умеет врать. Словом, ему все
время надо соответствовать, а это, поверьте, нелегко», - это слова Эммы
Валерьяновны, супруги Эльдара Рязанова.
А вот внук режиссера Митя Трояновский видит деда другим: «Любимое место дедушки
на земле - это Валдай, где он построил дом на самом берегу озера. Он ловит рыбу, у
него там есть моторная лодка и скутер. Можно сказать, что давняя дедушкина мечта
стать моряком хоть на крохотную долю осуществилась. Кроме того, он любит машины и
здорово ими управляет. А еще каждое утро обливается холодной водой...» Вот вам и
рецепт долголетия...
Режиссёр скончался в московской больнице в ночь на 30 ноября. 18 ноября ему
исполнилось 88 лет. 21 ноября режиссёр был госпитализирован в одну из столичных
клиник из-за обострения пневмонии. Реаниматологи подключили Эльдара
Александровича к аппарату искусственной вентиляции легких, но помочь ему не
удалось. Причиной смерти стала дыхательная и сердечная недостаточность.