Кипшидзе Зураб родился 10 августа 1953 года в Тбилиси.
В 1970-1971 гг. учился в Тбилисском Театральном институте им. Ш. Руставели.
В 1976 году окончил ВГИК, мастерскую С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. С 1976 года
работал в Тбилисском театре киноактера.
Зураб Кипшидзе снялся в 70 фильмах, как российских, так и грузинских, он стал
узнаваем благодаря своим последним работам именно в российском кино - «
Васильевский остров», «
Время
танцора», «
Чудо».
С 2010 года ведёт передачу «История в лицах» на телеканале «Первый кавказский».
Интервью Зураб Кипшидзе, журналу «Советский экран» 1981 год:
Я родился в семье с поистине актерской родословной. Мой дед по матери - Георгий
Прониспирели - был учеником Котэ Марджанишвили и одним из основоположников
искусства сценической речи в республике. Мама - народная артистка Грузии Елена
Кипшидзе, а отец - заслуженный артист республики Автандил Верулеишвили, актер
театра имени К. Марджанишвили.
Сам я о своем будущем еще не задумывался, когда меня, совсем мальчишку, жившего
рядом с тбилисским ипподромом и обожавшего лошадей - я мог сутками находиться в
конюшне и для своих лет довольно прилично держался в седле - режиссер Георгий
Шенгелая пригласил дублером на фильм «Он не хотел убивать». Мне льстило и само
приглашение и то, что я могу, умею больше настоящего актера, ибо я его дополняю,
замещаю в трудные минуты.
В 1970 году я поступил в Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели, но, к
сожалению, учиться мне было тогда некогда - я снимался в кино. В картине режиссеров
Шота и Нодара Манагадзе «
Тепло твоих
рук» играл роль Апрасиона - одного из первых комсомольцев Грузии.
На следующий год я вновь поступил в институт, и снова очень заманчивое
приглашение сниматься. На сей раз в фильме Ланы Гогоберидзе «
Когда зацвел миндаль». Ну, а потом, приехав в Москву с театром на
гастроли, я решил попытать счастья во ВГИКе. И стал студентом курса С.А.
Герасимова, который учил нас не только профессии, но и отношению к жизни.
Был у меня в годы учебы еще один «тренер» - мой однокурсник, студент из Колумбии
Марио Риберо. Марио был просто одержим кинематографом (впоследствии он закончил,
помимо актерского, и операторский факультет - такая жила в нем жажда
профессионализма). Под его руководством мы сделали дипломные работы - спектакль
«Макбет» и фильм по новелле Габриеля Гарсии Маркеса «В нашем городе воров нет»...
Но, конечно, самой бесценной школой профессионализма стала для меня и моих
товарищей работа в фильме Сергея Герасимова «
Дочки-матери».
А потом я приехал домой, в Тбилиси, и меня пригласил к себе, в только что созданный
театр киноактера, прекрасный педагог и удивительный человек Михаил Туманишвили.
Мне кажется, актеру кино совершенно необходимо играть на сцене для того, чтобы все
время быть в профессиональном тренинге, чтобы иметь возможность «примерять» на
себя разнообразные роли. Варскен в спектакле по первому грузинскому
национальному литературному произведению «Мученичество Шушаники» Якова
Цуртавели. Тарелкин в «Деле» А. Сухово-Кобылина - роли разные, требующие полной
самоотдачи.
Но главным, безусловно, была работа в кино - у О. Гвасалия в «Зеленом острове
надежды», у Г. Лордкипанидзе и Г. Чохонелидзе в «Земле отцов наших». Опыт этой
работы пригодился для самой сложной моей роли - в фильме «
Шальная пуля».
Сниматься в картине было очень трудно: и физически и психологически. Василий
Киквидзе, которым стал прообразом героя картины, был человеком удивительной,
феерической судьбы. Друг Маяковского, он любил поэзию и сам пробовал писать стихи,
знал несколько иностранных языков.
Я исхожу из того, что работа актера всё же вторична, зависит от режиссера,
драматурга, оператора. Люблю работать у тех режиссеров, которым свойственна
точная позиция, которые твердо знают, чего хотят от актера.
Интервью Зураба Кипшидзе информационному порталу Kommuna.ru, от 3 декабря, 2010 года:
«Фильмы не горят!»
- Хотелось бы узнать, живы ли сейчас традиции грузинского кино, которое
когда-то так любили зрители Советского Союза.
- Ситуация очень сложная. Грузинского кино как такового, того кино, которое было
феноменом, сейчас практически нет. Только отдельные проекты. Прежде всего -
сериалы. Часть из них финансируется частными телекомпаниями, часть -
государством, - говорит Зураб Кипшидзе.
- И о чём же сериалы, на которые даёт деньги государство?
- О силе властей, о бизнесе, об армии... Сейчас мы снимаем один такой, называется
«К-17». Но бывают очень редкие случаи, когда меценаты дают деньги или проект
финансируется извне, и получается что-то очень интересное. Случается, люди,
которые живут за границей, как Отар Иоселиани, приезжают сюда, потому что у нас
снимать дешевле. Я не сказал бы, что всегда это приводит к творческой победе,
однако хотя бы уровень достойный. Так или иначе, это всё - штучные дела.
- «Грузия-фильм» сейчас существует? Я слышал, там пожар был...
- Физически студии нет. Кто устроил тот пожар, никто до сих пор не знает. Погибло
очень много уникальных лент. Хорошо, что плёнки ещё и в России хранятся. Если бы
кто-то когда-нибудь мог предоставить их нам! Потому что мы очень обеднели духовно
после того пожара.
- Есть ли в Грузии государственная поддержка кино?
- Очень малая. Проводится кинофорум: на обозрение выносятся сценарии, и те из них,
которые, по мнению организаторов, заслуживают поддержки, получают частичное
госфинансирование. Остальное, будь любезен, доставай сам.
- И сколько же фильмов выходит в год?
- Сложно сказать... Нет такого, чтобы четыре картины были задуманы, а потом все
четыре вышли. Бывает, что некоторые из получивших деньги передают их коллеге,
чтобы хотя бы тот мог сделать задуманное.
- То есть, взаимопомощь в среде кинематографистов осталась?
- Да, она есть. Коллеги помогают друг другу, в отличие от людей, которые решают
судьбу проектов и распределяют деньги...
- Не могли бы вы рассказать о совместных проектах Грузии с другими
странами?
- Мы сотрудничаем с Францией, Германией. Вообще, у нас был несколько лет назад
вариант стать на ноги, используя чешский опыт. Ведь у них много снимается в том
числе голливудских фильмов. Там легче работать, там дешевле рабочая сила. А у нас
ведь - и море, и горы, и песок, и ледники... Европейские и американские продюсеры
оказались в восторге. И нашим актёрам, и техническому персоналу это тоже было на
руку.