Училась на актерском факультете Государственного института театрального
искусства им. А. В. Луначарского (1976-1978).
Окончила актерский факультет Всесоюзного государственного института
кинематографии (1979, мастерская Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой), режиссерский
факультет ВГИКа (1985, мастерская А. Алова и В. Наумова). Актриса Малого театра
(1979-1981).
Мятежное детство
Цыплакова Елена Октябревна родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде в творческой
семье. Ее родители были известными промышленными художниками-графиками. С самого
детства жизнь испытывала Елену на прочность: ее отец - Октябрь Иванович - был
тяжело болен туберкулезом, и, опасаясь, что болезнь может передаться дочери,
родители отправили шестилетнюю девочку в интернат. О пребывании в интернате у
Елены остались не самые приятные воспоминания.
Среди персонала встречались патологически жестокие люди: к примеру, одна из
нянечек за разговоры после отбоя ставила детей босыми на холодный кафельный пол
туалета. Из-за своего независимого характера Лена Цыплакова оказывалась среди
наказанных неоднократно. Однажды эта нянька ударила Лену по лицу, и обида была
такой сильной, что девочка решила зарубить ее топором: «Она ударила меня по лицу.
За вранье. За чужое. У меня было беспамятство. Меня приводили в чувство. И я сказала
себе: эту женщину я зарублю топором. И очень долго представляла себе - каждую
свободную минуту - как я это сделаю».
Позднее она признается, что два года, проведенные в интернате, заметно осложнили
ее отношения с родителями, особенно с матерью, а тема воспитания и жизни детей, их
непонимания взрослыми, стала одной из основных в ее творчестве. Тем не менее, с
возрастом Елена все больше сближалась с отцом, признавая свое сходство с ним:
«Отец был принципиальным человеком. Четким, конкретным, умеющим говорить правду.
Меня отец очень любил, и когда я подросла, то стала его постоянным слушателем. Папа
выпивал рюмочку - и начинался монолог на несколько часов. У него был философский
склад ума. При всех сложностях характера, при том, что мы с ним спорили и ругались,
он был непререкаемым авторитетом. У нас была духовная связь настолько мощная, что
многое в моей жизни объясняется его воздействием. Я давно поняла, как он
отзывается во мне. Именно благодаря отцу я как будто внутренне была подготовлена
к своим будущим режиссерским работам».
Дебют в кино
Тем не менее, двухлетнее пребывание в интернате не озлобило девочку, а только
закалило ее характер, рано сделало самостоятельной. По словам Елены, у нее с
детства был озорной характер, и водилась она в основном с мальчишками. Уже в
начальных классах родители приучили девочку к спорту: она занималась фигурным
катанием, плаванием, пятиборьем. Несмотря на активную дворовую жизнь и занятия
спортом, проблем со школой никогда не возникало, особенно легко Лена давались
точные науки: математика, химия.
Именно с этими предметами девочка и собиралась связать свою будущую профессию, а
о карьере актрисы и не помышляла. Однако в 7-м классе случай свел Елену с
режиссером Динарой Асановой, муж которой работал художником-графиком и был
знаком с родителями Лены. В один из дней 1973 года Асанова с мужем оказались в доме
Цыплаковых, где и состоялось знакомство талантливого режиссера и ленинградской
школьницы. Когда через год Асанова начала работу над фильмом «
Не болит голова у дятла», она вспомнила про Лену и пригласила ее на одну
из главных ролей.
Фильм вышел на экраны в 1975 году, а в 1978 году был признан лучшим иностранным фильмом
на Кубе. После ошеломляющего успеха фильма предложения обрушились на Цыплакову
ливнем. Еще в школе Елена снялась в фильмах «
Иван и
Коломбина» (реж. В. Чечунов, 1975), «
Шаг навстречу»
(реж. Н. Бирман, 1975), «
Вдовы» (реж. С. Микаэлян, 1976).
Учеба
После окончания десятилетки в 1976 году Лена Цыплакова уехала в Москву поступать в
театральный - она твердо решила стать актрисой, и даже более того - она уже была
актрисой, которую узнавали на улице и которой писали письма поклонники. Экзамены
в театральном училище имени Щепкина и Школе-студии МХАТ она провалила. Последним
на ее пути был ГИТИС, куда она и поступила. Сняла в Москве квартиру и примерно
полгода жила на деньги, которые присылали родители. А затем, когда предложения
работать в кино посыпались одно за другим, Елена смогла отказаться от
родительской помощи.
Всесоюзную славу Елене Цыплаковой принесла главная роль в фильме Павла Любимова
«
Школьный
вальс», который вышел на экраны в 1978 году. Цыплакова сыграла десятиклассницу
Зосю, которая влюбилась в своего одноклассника и родила от него ребенка (по словам
самой актрисы, это одна из немногих ролей в ее кинокарьере, близкая ей по
характеру).
Между тем, после выхода фильма на экран осложнилась студенческая жизнь
Цыплаковой: театральным педагогам не нравилось, что она часто снимается в кино (в
1977 году Елена сыграла еще в двух фильмах «
Ненависть» (реж. С.
Гаспаров) и «
В зоне особого внимания» (реж. А. Малюков)), и они потребовали от
студентки прекратить на время учебы всякие съемки. Цыплакова ответила отказом: «В
институте я скрывала свое кинопрошлое - этого там очень не любят. А втихаря
продолжала сниматься: надо было платить за комнату, зарабатывать на жизнь. И
потом, я понимала, что никакие отношения с педагогами не стоят дальнейшей судьбы.
Мне и так из-за учебы от многих ролей приходилось отказываться.
Были постоянные скандалы, на «
Школьный
вальс» просто не отпускали. Из меня решили сделать показательный пример, как
кинематограф отрицательно влияет на студентку театрального института. Ребята на
курсе от меня отворачивались. Я пошла гулять по Москве, три дня шаталась по улицам.
Меня нашел парень с режиссерского, сказал, чтобы немедленно шла в институт. Там
поинтересовались, почему я не на занятиях. «Я поняла, что я вам больше не нужна».
«Ну почему же, - ответили мне, - у нас некому открывать и закрывать занавес на
репетициях и прогонах». Я славно поработала с занавесом...».
После этой истории Цыплакова перешла во ВГИК, на курс Л. Кулиджанова и Т.
Лиозновой. Однако и учеба во ВГИКе далась Елене нелегко. Параллельно с учебой
Цыплакова начала работать в Малом театре, и это не понравилось уже киношным
педагогам. Независимость Елены, ее нежелание играть по установленным правилам и
стремление идти наперекор стереотипам уже тогда вызвали недоумение окружающих.
Успех
В 1979 году на экраны вышел трехсерийный фильм Г. Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и
три мушкетера», в котором Цыплакова сыграла роль Кэтти. Несмотря на огромный
успех фильма у зрителей, актриса осталась недовольна своей работой: «Я до этого
никогда не играла в музыкальной комедии. И никогда не была на юге. И вот, приехав на
море, я к нему даже не подходила. Все жарились на пляже, а я без конца репетировала
песенку «Святая Катерина». А когда пришла на море уже для съемки, мне сказали: «Не
надо никаких танцев, просто попрыгай под музыку». Я чуть не расплакалась... К тому
же, мне казалось, что я чудовищно переиграла. Словом, уехала из Одессы в слезах».
В этом же году в жизни Елены произошло два знаменательных события: она вышла замуж
(правда, брак продлился не больше года) и закончила ВГИК. Жизнь налаживалась:
актрисе удавалось совмещать успешную работу в театре (Аня в «Вишневом саде», Лиза
в «Горе от ума», Окаемова в «Красавце-мужчине») с головокружительной карьерой в
кино. В период с 1979 по 1980 год Цыплакова снялась в семи фильмах. Елена с радостью
бралась за работу, ведь каждая роль для нее - вызов, неизведанная территория.
Выбор
В 1981 году Цыплакова ушла из Малого театра, чтобы работать по договорам. В этом же
году Елена Октябревна поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А.
Алова и В. Наумова). Свое решение стать режиссером востребованная молодая актриса
объяснила следующим образом: «Для меня процесс роста, воспитания себя связан
именно с работой. В кино начались повторы - после «Школьного вальса» сыграла еще
несколько гордых одиноких мамаш. Я очень благодарна театру, но спектакли, на
которые я вводилась, были старыми, и на какой-то особый поиск рассчитывать не
приходилось. Я почувствовала, что если и дальше буду так жить, то начну
«портиться»».
Три года начинающий режиссер училась на дневном, играла в театре и активно
снималась. Спала по четыре часа в сутки. В 1984 году перед защитой дипломной работы
Елена сделала окончательный выбор и навсегда ушла из театра. Это решение вызвало
иронию у многих людей, профессионально связанных с театром и кино, - ведь Елену
воспринимали по ее киноролям - Кэтти из «Мушкетеров» и Кати Бобровой из фильма «
Мы
из джаза» (реж. К. Шахназаров, 1984).
В этом же году Цыплакова вторично вышла замуж - за врача-стоматолога Сергея
Липеца, который был старше ее на 20 лет. Вместе с Сергеем Липцом Елена Цыплакова
пережила множество тягостных моментов. Это и трагическая операция по удалению
аппендицита, обернувшаяся для актрисы бесплодием, и тяжёлая форма малярии, от
которой Елена Цыплакова едва не погибла. Эта болезнь вызвала осложнения, актриса
поправилась и стала весить 112 кг. Супруг Сергей всё это время старался находиться
рядом и как мог поддерживал актрису. Наверное, именно благодаря этому она нашла в
себе силы побороть слабость и начать новую жизнь и новую карьеру - теперь уже в
качестве режиссёра. Однако в 2004 году семья прекратила своё существование.
Сказались противоречия во взглядах, в том числе и на религию, благодаря которой
Елена Цыплакова воспряла духом.
Непростое время
Период с 1985 по 1989 год нельзя назвать самым счастливым в жизни Елены Цыплаковой,
как в творческом плане, так и в личном. Закончив режиссерский факультет, она
долгое время не могла добиться собственной постановки - имея два диплома, ходила в
ассистентах режиссера на «Мосфильме». В кино снималась мало: «Счастливая, Женька»
(реж. А. Панкратов, 1985), «
Личный
интерес» (1987), «
Гардемарины, вперед!» (реж. С. Дружинина, 1987), «
Где находится нофелет?» (реж. Г. Бежанов, 1988).
Последнее обстоятельство во многом объяснялось тем, что Цыплакова перенесла
тяжелую болезнь и сильно набрала в весе. По словам Елены Октябревны: «Я привезла
смертельную малярию из Африки. Врачи долго не могли поставить диагноз, потом я
перенесла операцию, едва не умерла. У меня был момент жуткого отчаяния. Не
хотелось ни жить, ни работать. А потом я прочитала фразу: нам не дано знать, что нам
во благо, что - во вред. Потрясения делают человека глубже, заставляют человека
больше ценить жизнь и время, которое ему отпущено».
Обрести себя Цыплаковой помогла вера: «Живая вера - не только в исполнении
обрядов, а во внутреннем содержании человека. В его образе жизни. Мне очень
повезло. У меня есть учитель, наставник - София, с которой я восемь лет близко
общаюсь. Для меня знакомство с ней оказалось целительным». Кроме того, после
режиссерского дебюта в фильме «
Гражданин убегающий» (1988) на Елену Октябревну обратил внимание Карен
Шахназаров, который пригласил ее в свое творческое объединение «Старт». Именно
там в 1989 году Е. Цыплакова и сняла свою первую серьезную картину - «
Камышовый рай».
Неженская профессия
Историю про подпольный лагерь для бомжей сценаристам Агееву и Белошникову
рассказал милиционер в Казахстане, и они, потрясенные происходящим в небольшом
городке, немедленно засели за сценарий. Сценарная заявка случайно попала к
Цыплаковой, и она, даже не дочитав сценарий до конца, твердо решила, что должна это
снять: «В тюрьмах сидят не только ублюдки. Бывает роковая случайность, и с каждым
может произойти самое невероятное: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся». Но человек
оступился - и его затаптывают, добивают. И не все готовы отстаивать свою жизнь. Об
этих несчастных людях, у которых в судьбе в какой-то момент что-то «заклинило», мне
и хотелось сказать. Хотелось сделать фильм про чувство собственного
достоинства».
Жесткая, бескомпромиссная социально-психологическая драма вызвала недоумение у
многих специалистов: как такое могла снять женщина? Между тем, на съемках фильма
произошел один характерный эпизод: одному из актеров по роли нужно было съесть
несколько сигарет. Но он никак не мог себя заставить это сделать. Тогда Елена
Октябревна сама воплотила режиссерскую задачу - начала жевать сигарету.
«
Камышовый рай» удостоился приза за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяне
(1990). Так Елена Цыплакова доказала окружающим свое право на эту «неженскую
профессию».
В 1992 году увидела свет вторая режиссерская работа Е. Цыплаковой - фильм «
На тебя уповаю». И вновь это была психологическая драма, в основу
которой легли воспоминания и образы интернатского детства самой Елены
Октябревны. В фильме рассказывалось о судьбе женщины, которая, бросив своего
новорожденного ребенка, чтобы искупить свой грех устроилась работать нянечкой в
детский дом: «Я обегала десятки детских домов. Лепить обычную чернуху совсем не
хотелось, как и романтические ужасы в духе Диккенса. Все, что можно было, мы
старались смягчить, чтобы тем страшнее звучало главное. Обратите внимание: мы
пишем не «Тебя», а «тебя», с маленькой буквы. Сколько тех, кто уповает не только на
Господа, но и конкретно - на вас, на меня, на отца с матерью, на первого встречного -
потому что без помощи человеку не выжить. Маленькому человеку тем более».
На кинофестивале мелодрамы в Магнитогорске в 1994 году фильм Цыплаковой «
На тебя уповаю» был удостоен приза.
В 2001 году Елена Октябревна попробовала себя в жанре сериала, так как найти
финансирование для серьезного самостоятельного проекта оказалось невозможным. К
работе над сериалом она подошла очень истово и ответственно: испросила
благословение своей духовной наставницы Софьи, а каждый день начинался с молитвы
на площадке. Все ситуации, которые играли актеры, разбирались с позиции
христианских заповедей, нравственных законов. Как говорила сама Е. Цыплакова:
«Для меня самое главное, чего можно достичь посредством кино, - это вызвать у
человека чувство покаяния».
Совсем недавно Е. Цыплакова закончила шестисерийную картину для детей «
Полосатое лето»: «Она о том, как ребята приезжают в спортивный лагерь,
которым руководит отставной военный. Дети учатся ездить на лошадях, лазить по
канатам, плавают... А самое главное - они спасают лес от браконьеров, останавливают
бульдозер, который все крушит. То есть растут как личности. Духовный рост - это
большой труд. И не только самого ребенка, но и тех, кто его воспитывает».
В кино Елена Октябревна почти не снимается. За последние 8 лет она сыграла в 3
фильмах: в «Семейных тайнах» (целительница Софья), у Н. Досталя в «Полицейских и
ворах» (жена полицейского), и в фильме В. Пендраковского «Кому я должен, всем
прощаю» (банкирша). Есть и еще одна работа - в историческом сериале Булата
Мансурова «Теплые ветры древних булгар», где Цыплакова играет Славу - жену
Добрыни Никитича. Правда, когда фильм выйдет на экраны, неизвестно.
Личная жизнь
Несколько лет назад Елена Цыплакова развелась со своим вторым мужем Сергеем
Максимовичем, а летом 2005 года вышла замуж в третий раз. Третьим мужем актрисы стал
Павел Щербаков. Скромную свадьбу сыграли в 2005 году, а чуть позже
молодые обвенчались в Церкви. Супруг Елены Цыплаковой давно был поклонником
экранного образа своей жены, а во время случайной встречи даже поначалу не
признал в ней знаменитую актрису. Просто предложил помощь женщине, у которой
сломалась машина. Оказалось, у пары множество точек соприкосновения. Но главная,
конечно - это религия. Третий брак буквально преобразил Елену Цыплакову. Она не
просто стала лучше выглядеть, но и чувствовать себя стала намного лучше. Семья
живёт в московской квартире актрисы и режиссёра. У Павла Щербакова есть взрослая
дочь Юлия, с которой у Елены Цыплаковой установились добрые дружеские
отношения.