Персоны кино:

Елена Цыплакова

Искать раздачи: Елена Цыплакова
Елена Цыплакова

Елена Цыплакова

Елена Цыплакова

Елена Цыплакова

66

Краткая биография


Имя: Елена Октябревна Цыплакова
Дата рождения: 13 ноября, 1958 | скорпион
Место рождения: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)
Карьера: Актриса, режиcсер
Жанр:драма,комедия,приключения
Супруг: Геннадий (развод), Сергей Липец (развод), Павел Щербаков



Биография


Училась на актерском факультете Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (1976-1978).
Окончила актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1979, мастерская Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой), режиссерский факультет ВГИКа (1985, мастерская А. Алова и В. Наумова). Актриса Малого театра (1979-1981).

Мятежное детство

Цыплакова Елена Октябревна родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде в творческой семье. Ее родители были известными промышленными художниками-графиками. С самого детства жизнь испытывала Елену на прочность: ее отец - Октябрь Иванович - был тяжело болен туберкулезом, и, опасаясь, что болезнь может передаться дочери, родители отправили шестилетнюю девочку в интернат. О пребывании в интернате у Елены остались не самые приятные воспоминания.

Среди персонала встречались патологически жестокие люди: к примеру, одна из нянечек за разговоры после отбоя ставила детей босыми на холодный кафельный пол туалета. Из-за своего независимого характера Лена Цыплакова оказывалась среди наказанных неоднократно. Однажды эта нянька ударила Лену по лицу, и обида была такой сильной, что девочка решила зарубить ее топором: «Она ударила меня по лицу. За вранье. За чужое. У меня было беспамятство. Меня приводили в чувство. И я сказала себе: эту женщину я зарублю топором. И очень долго представляла себе - каждую свободную минуту - как я это сделаю».

Позднее она признается, что два года, проведенные в интернате, заметно осложнили ее отношения с родителями, особенно с матерью, а тема воспитания и жизни детей, их непонимания взрослыми, стала одной из основных в ее творчестве. Тем не менее, с возрастом Елена все больше сближалась с отцом, признавая свое сходство с ним: «Отец был принципиальным человеком. Четким, конкретным, умеющим говорить правду. Меня отец очень любил, и когда я подросла, то стала его постоянным слушателем. Папа выпивал рюмочку - и начинался монолог на несколько часов. У него был философский склад ума. При всех сложностях характера, при том, что мы с ним спорили и ругались, он был непререкаемым авторитетом. У нас была духовная связь настолько мощная, что многое в моей жизни объясняется его воздействием. Я давно поняла, как он отзывается во мне. Именно благодаря отцу я как будто внутренне была подготовлена к своим будущим режиссерским работам».

Дебют в кино

Тем не менее, двухлетнее пребывание в интернате не озлобило девочку, а только закалило ее характер, рано сделало самостоятельной. По словам Елены, у нее с детства был озорной характер, и водилась она в основном с мальчишками. Уже в начальных классах родители приучили девочку к спорту: она занималась фигурным катанием, плаванием, пятиборьем. Несмотря на активную дворовую жизнь и занятия спортом, проблем со школой никогда не возникало, особенно легко Лена давались точные науки: математика, химия.

Именно с этими предметами девочка и собиралась связать свою будущую профессию, а о карьере актрисы и не помышляла. Однако в 7-м классе случай свел Елену с режиссером Динарой Асановой, муж которой работал художником-графиком и был знаком с родителями Лены. В один из дней 1973 года Асанова с мужем оказались в доме Цыплаковых, где и состоялось знакомство талантливого режиссера и ленинградской школьницы. Когда через год Асанова начала работу над фильмом «Не болит голова у дятла», она вспомнила про Лену и пригласила ее на одну из главных ролей.

Фильм вышел на экраны в 1975 году, а в 1978 году был признан лучшим иностранным фильмом на Кубе. После ошеломляющего успеха фильма предложения обрушились на Цыплакову ливнем. Еще в школе Елена снялась в фильмах «Иван и Коломбина» (реж. В. Чечунов, 1975), «Шаг навстречу» (реж. Н. Бирман, 1975), «Вдовы» (реж. С. Микаэлян, 1976).

Учеба

После окончания десятилетки в 1976 году Лена Цыплакова уехала в Москву поступать в театральный - она твердо решила стать актрисой, и даже более того - она уже была актрисой, которую узнавали на улице и которой писали письма поклонники. Экзамены в театральном училище имени Щепкина и Школе-студии МХАТ она провалила. Последним на ее пути был ГИТИС, куда она и поступила. Сняла в Москве квартиру и примерно полгода жила на деньги, которые присылали родители. А затем, когда предложения работать в кино посыпались одно за другим, Елена смогла отказаться от родительской помощи.

Всесоюзную славу Елене Цыплаковой принесла главная роль в фильме Павла Любимова «Школьный вальс», который вышел на экраны в 1978 году. Цыплакова сыграла десятиклассницу Зосю, которая влюбилась в своего одноклассника и родила от него ребенка (по словам самой актрисы, это одна из немногих ролей в ее кинокарьере, близкая ей по характеру).

Между тем, после выхода фильма на экран осложнилась студенческая жизнь Цыплаковой: театральным педагогам не нравилось, что она часто снимается в кино (в 1977 году Елена сыграла еще в двух фильмах «Ненависть» (реж. С. Гаспаров) и «В зоне особого внимания» (реж. А. Малюков)), и они потребовали от студентки прекратить на время учебы всякие съемки. Цыплакова ответила отказом: «В институте я скрывала свое кинопрошлое - этого там очень не любят. А втихаря продолжала сниматься: надо было платить за комнату, зарабатывать на жизнь. И потом, я понимала, что никакие отношения с педагогами не стоят дальнейшей судьбы. Мне и так из-за учебы от многих ролей приходилось отказываться.

Были постоянные скандалы, на «Школьный вальс» просто не отпускали. Из меня решили сделать показательный пример, как кинематограф отрицательно влияет на студентку театрального института. Ребята на курсе от меня отворачивались. Я пошла гулять по Москве, три дня шаталась по улицам. Меня нашел парень с режиссерского, сказал, чтобы немедленно шла в институт. Там поинтересовались, почему я не на занятиях. «Я поняла, что я вам больше не нужна». «Ну почему же, - ответили мне, - у нас некому открывать и закрывать занавес на репетициях и прогонах». Я славно поработала с занавесом...».

После этой истории Цыплакова перешла во ВГИК, на курс Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой. Однако и учеба во ВГИКе далась Елене нелегко. Параллельно с учебой Цыплакова начала работать в Малом театре, и это не понравилось уже киношным педагогам. Независимость Елены, ее нежелание играть по установленным правилам и стремление идти наперекор стереотипам уже тогда вызвали недоумение окружающих.

Успех

В 1979 году на экраны вышел трехсерийный фильм Г. Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором Цыплакова сыграла роль Кэтти. Несмотря на огромный успех фильма у зрителей, актриса осталась недовольна своей работой: «Я до этого никогда не играла в музыкальной комедии. И никогда не была на юге. И вот, приехав на море, я к нему даже не подходила. Все жарились на пляже, а я без конца репетировала песенку «Святая Катерина». А когда пришла на море уже для съемки, мне сказали: «Не надо никаких танцев, просто попрыгай под музыку». Я чуть не расплакалась... К тому же, мне казалось, что я чудовищно переиграла. Словом, уехала из Одессы в слезах».

В этом же году в жизни Елены произошло два знаменательных события: она вышла замуж (правда, брак продлился не больше года) и закончила ВГИК. Жизнь налаживалась: актрисе удавалось совмещать успешную работу в театре (Аня в «Вишневом саде», Лиза в «Горе от ума», Окаемова в «Красавце-мужчине») с головокружительной карьерой в кино. В период с 1979 по 1980 год Цыплакова снялась в семи фильмах. Елена с радостью бралась за работу, ведь каждая роль для нее - вызов, неизведанная территория.

Выбор

В 1981 году Цыплакова ушла из Малого театра, чтобы работать по договорам. В этом же году Елена Октябревна поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Алова и В. Наумова). Свое решение стать режиссером востребованная молодая актриса объяснила следующим образом: «Для меня процесс роста, воспитания себя связан именно с работой. В кино начались повторы - после «Школьного вальса» сыграла еще несколько гордых одиноких мамаш. Я очень благодарна театру, но спектакли, на которые я вводилась, были старыми, и на какой-то особый поиск рассчитывать не приходилось. Я почувствовала, что если и дальше буду так жить, то начну «портиться»».

Три года начинающий режиссер училась на дневном, играла в театре и активно снималась. Спала по четыре часа в сутки. В 1984 году перед защитой дипломной работы Елена сделала окончательный выбор и навсегда ушла из театра. Это решение вызвало иронию у многих людей, профессионально связанных с театром и кино, - ведь Елену воспринимали по ее киноролям - Кэтти из «Мушкетеров» и Кати Бобровой из фильма «Мы из джаза» (реж. К. Шахназаров, 1984).

В этом же году Цыплакова вторично вышла замуж - за врача-стоматолога Сергея Липеца, который был старше ее на 20 лет. Вместе с Сергеем Липцом Елена Цыплакова пережила множество тягостных моментов. Это и трагическая операция по удалению аппендицита, обернувшаяся для актрисы бесплодием, и тяжёлая форма малярии, от которой Елена Цыплакова едва не погибла. Эта болезнь вызвала осложнения, актриса поправилась и стала весить 112 кг. Супруг Сергей всё это время старался находиться рядом и как мог поддерживал актрису. Наверное, именно благодаря этому она нашла в себе силы побороть слабость и начать новую жизнь и новую карьеру - теперь уже в качестве режиссёра. Однако в 2004 году семья прекратила своё существование. Сказались противоречия во взглядах, в том числе и на религию, благодаря которой Елена Цыплакова воспряла духом.

Непростое время

Период с 1985 по 1989 год нельзя назвать самым счастливым в жизни Елены Цыплаковой, как в творческом плане, так и в личном. Закончив режиссерский факультет, она долгое время не могла добиться собственной постановки - имея два диплома, ходила в ассистентах режиссера на «Мосфильме». В кино снималась мало: «Счастливая, Женька» (реж. А. Панкратов, 1985), «Личный интерес» (1987), «Гардемарины, вперед!» (реж. С. Дружинина, 1987), «Где находится нофелет?» (реж. Г. Бежанов, 1988).

Последнее обстоятельство во многом объяснялось тем, что Цыплакова перенесла тяжелую болезнь и сильно набрала в весе. По словам Елены Октябревны: «Я привезла смертельную малярию из Африки. Врачи долго не могли поставить диагноз, потом я перенесла операцию, едва не умерла. У меня был момент жуткого отчаяния. Не хотелось ни жить, ни работать. А потом я прочитала фразу: нам не дано знать, что нам во благо, что - во вред. Потрясения делают человека глубже, заставляют человека больше ценить жизнь и время, которое ему отпущено».

Обрести себя Цыплаковой помогла вера: «Живая вера - не только в исполнении обрядов, а во внутреннем содержании человека. В его образе жизни. Мне очень повезло. У меня есть учитель, наставник - София, с которой я восемь лет близко общаюсь. Для меня знакомство с ней оказалось целительным». Кроме того, после режиссерского дебюта в фильме «Гражданин убегающий» (1988) на Елену Октябревну обратил внимание Карен Шахназаров, который пригласил ее в свое творческое объединение «Старт». Именно там в 1989 году Е. Цыплакова и сняла свою первую серьезную картину - «Камышовый рай».

Неженская профессия

Историю про подпольный лагерь для бомжей сценаристам Агееву и Белошникову рассказал милиционер в Казахстане, и они, потрясенные происходящим в небольшом городке, немедленно засели за сценарий. Сценарная заявка случайно попала к Цыплаковой, и она, даже не дочитав сценарий до конца, твердо решила, что должна это снять: «В тюрьмах сидят не только ублюдки. Бывает роковая случайность, и с каждым может произойти самое невероятное: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся». Но человек оступился - и его затаптывают, добивают. И не все готовы отстаивать свою жизнь. Об этих несчастных людях, у которых в судьбе в какой-то момент что-то «заклинило», мне и хотелось сказать. Хотелось сделать фильм про чувство собственного достоинства».

Жесткая, бескомпромиссная социально-психологическая драма вызвала недоумение у многих специалистов: как такое могла снять женщина? Между тем, на съемках фильма произошел один характерный эпизод: одному из актеров по роли нужно было съесть несколько сигарет. Но он никак не мог себя заставить это сделать. Тогда Елена Октябревна сама воплотила режиссерскую задачу - начала жевать сигарету.

«Камышовый рай» удостоился приза за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяне (1990). Так Елена Цыплакова доказала окружающим свое право на эту «неженскую профессию».

В 1992 году увидела свет вторая режиссерская работа Е. Цыплаковой - фильм «На тебя уповаю». И вновь это была психологическая драма, в основу которой легли воспоминания и образы интернатского детства самой Елены Октябревны. В фильме рассказывалось о судьбе женщины, которая, бросив своего новорожденного ребенка, чтобы искупить свой грех устроилась работать нянечкой в детский дом: «Я обегала десятки детских домов. Лепить обычную чернуху совсем не хотелось, как и романтические ужасы в духе Диккенса. Все, что можно было, мы старались смягчить, чтобы тем страшнее звучало главное. Обратите внимание: мы пишем не «Тебя», а «тебя», с маленькой буквы. Сколько тех, кто уповает не только на Господа, но и конкретно - на вас, на меня, на отца с матерью, на первого встречного - потому что без помощи человеку не выжить. Маленькому человеку тем более».

На кинофестивале мелодрамы в Магнитогорске в 1994 году фильм Цыплаковой «На тебя уповаю» был удостоен приза.
В 2001 году Елена Октябревна попробовала себя в жанре сериала, так как найти финансирование для серьезного самостоятельного проекта оказалось невозможным. К работе над сериалом она подошла очень истово и ответственно: испросила благословение своей духовной наставницы Софьи, а каждый день начинался с молитвы на площадке. Все ситуации, которые играли актеры, разбирались с позиции христианских заповедей, нравственных законов. Как говорила сама Е. Цыплакова: «Для меня самое главное, чего можно достичь посредством кино, - это вызвать у человека чувство покаяния».

Совсем недавно Е. Цыплакова закончила шестисерийную картину для детей «Полосатое лето»: «Она о том, как ребята приезжают в спортивный лагерь, которым руководит отставной военный. Дети учатся ездить на лошадях, лазить по канатам, плавают... А самое главное - они спасают лес от браконьеров, останавливают бульдозер, который все крушит. То есть растут как личности. Духовный рост - это большой труд. И не только самого ребенка, но и тех, кто его воспитывает».

В кино Елена Октябревна почти не снимается. За последние 8 лет она сыграла в 3 фильмах: в «Семейных тайнах» (целительница Софья), у Н. Досталя в «Полицейских и ворах» (жена полицейского), и в фильме В. Пендраковского «Кому я должен, всем прощаю» (банкирша). Есть и еще одна работа - в историческом сериале Булата Мансурова «Теплые ветры древних булгар», где Цыплакова играет Славу - жену Добрыни Никитича. Правда, когда фильм выйдет на экраны, неизвестно.

Личная жизнь

Несколько лет назад Елена Цыплакова развелась со своим вторым мужем Сергеем Максимовичем, а летом 2005 года вышла замуж в третий раз. Третьим мужем актрисы стал Павел Щербаков. Скромную свадьбу сыграли в 2005 году, а чуть позже молодые обвенчались в Церкви. Супруг Елены Цыплаковой давно был поклонником экранного образа своей жены, а во время случайной встречи даже поначалу не признал в ней знаменитую актрису. Просто предложил помощь женщине, у которой сломалась машина. Оказалось, у пары множество точек соприкосновения. Но главная, конечно - это религия. Третий брак буквально преобразил Елену Цыплакову. Она не просто стала лучше выглядеть, но и чувствовать себя стала намного лучше. Семья живёт в московской квартире актрисы и режиссёра. У Павла Щербакова есть взрослая дочь Юлия, с которой у Елены Цыплаковой установились добрые дружеские отношения.



Фильмография


2018 Ласточка (сериал) ... Ольга
2017 Можно мне тебя обнять? (ТВ)
2017 - ... Свидетельство о рождении (сериал)
2016 Уголь (сериал)
2016 Черная кошка (сериал) ... Лида Мишина, мать Ивана
2014 В плену обмана ... Людмила Петровна
2014 Красивая жизнь (сериал) ... мама Юры
2013 Цель вижу ... Алдонина
2004 Сага древних булгар: Лествица Владимира Красное Солнышко
1998 Кому я должен - всем прощаю
1997 Полицейские и воры ... Жанна
1990 Сукины дети ... Лидия Николаевна Федяева
1989 За прекрасных дам! ... Вероника
1987 Где находится нофелет?
1987 Гардемарины, вперед! (мини-сериал) ... Елизавета Петровна
1986 Личный интерес (ТВ)
1986 Наш черед, ребята!
1985 Дети солнца (ТВ)
1985 Картина (мини-сериал) ... Таня
1984 Гостья из будущего (мини-сериал) ... Мария
1984 Счастливая, Женька!
1983 Вишневый сад (ТВ) ... Аня
1983 Человек на полустанке ... Надежда
1983 Трое на шоссе ... Лиза
1983 Мы из джаза ... Катя
1982 Дети Ванюшина (ТВ) ... Аня
1980 Адам женится на Еве (ТВ) ... Ева
1980 Никудышная (ТВ) ... девица в компании
1980 Крах операции «Террор»
1980 Какие наши годы!
1980 Быстрее собственной тени
1980 Ключ (ТВ) ... Женя
1980 Карл Маркс: Молодые годы (мини-сериал) ... Мари Бернс
1979 Солнце в авоське
1979 Приключения принца Флоризеля (мини-сериал) ... Джоан
1979 Взрослый сын
1979 Д`Артаньян и три мушкетера (мини-сериал) ... Кэтти, служанка Миледи
1977 Школьный вальс ... Зося Кнушевицкая
1977 В зоне особого внимания ... Настя
1977 Ненависть
1976 Ключ без права передачи ... Таня Косицкая
1976 Вдовы
1975 Иван и Коломбина ... Анка
1975 Шаг навстречу ... Лида
1974 Не болит голова у дятла ... Ира Федорова



Озвучивание


1989 Не покидай... (ТВ) ... Елена Антонова



Режиссер




Награды и премии


Сан-Себастьян, 1990 год
Победитель: Лучший режиссер-дебютант («Камышовый рай»)

2013 Народная артистка Российской Федерации
1996 Заслуженная артистка Российской Федерации
1994 Лауреат приза на кинофестивале мелодрамы в Магнитогорске ( «На тебя уповаю»)

Расширенный поиск:

Счетчики
Яндекс.Метрика

Связь с администрацией!
.:UnionGang - Электричка! © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сгенерирована за 0.019 секунд .