ТЁРНЕР, КЭТЛИН (Turner, Kathleen). Родилась 19.06.1954 в
Спрингфилде (шт. Монтана). Окончила Центральную школу дикции и драмы в Лондоне,
училась на факультетах драматических искусств университетов Миссури и
Мэриленда.
Дочь американского посла, Кэтлин выросла за рубежом. Ее звезда взошла в 1981 году,
когда она сыграла с Уильямом Хёртом в эротическом триллере «
Жар тела». В этом
фильме, как и в двух последующих - комедийном «Человек с двумя мозгами» (1983) и
эротическом «Преступления на почве страсти» (1984) - она играет героинь, которые
используют свои женские чары для манипуляции мужчинами.
Тёрнер окончательно закрепилась в первой шеренге голливудских актеров с выходом
на экраны в 1984 г. приключенческого фильма «
Роман с
камнем» с Майклом Дугласом и Дэнни Девито. Через два года она сыграла в
продолжении этой картины - «Жемчужине Нила», а в 1989 г. снялась у Девито в «Войне
Роузов». В 1984 г. актриса вышла замуж за миллионера Джея Вейса; три года спустя у них
родилась дочь.
Пиком карьеры Тёрнер стала главная роль в «Пегги Сью выходит замуж» Фрэнсиса
Форда Копполы (1986), за которую она была представлена к премии «Оскар». Тогда же она
получила «Золотой глобус» за ленту «
Честь семьи Прицци» с Джеком Николсоном и озвучила одного из
персонажей популярного фильма «Кто подставил кролика Роджера».
Кэтлин Тернер буквально ворвалась на американский киноэкран 80-х, реанимировав, с
одной стороны, традицию романтических комедианток "золотого века Голливуда" 30-40-х
годов, с другой - восстановив традиционный тип корыстной двуличной женщины-вамп, а
с третьей, утвердившись в качестве нового сексуального символа, заняв столь долго
пустовавшее место Мэрилин Монро.
Бунтарство, непокорность, решительность, авантюризм - вот качества,
унаследованные ею от родителей. Детские и юношеские годы она провела в разных
странах, где работал ее отец-дипломат. Затем после окончания университета
переиграла в экспериментальном театрике все, от Чехова до Олби, переехала в
Нью-Йорк, работала официанткой, принимала участие в постановках внебродвейских
театров, затем - телереклама, серии мыльной оперы "Доктора". И - кино.
Путь - типичный до
неправдоподобия.
Однако нестандартны и личность актрисы, и ее внешность. Агрессивная природа
эротизма Тернер - органичное продолжение ее внешности. Она не из тех женщин "чей
рост льстит мужчинам". Очень высокая, атлетического сложения, длинноногая, она как
будто не отличается женственностью. Лукавые серые глаза - да. Курносый нос - да.
Грива золотых волос - да. От ее облика веет нордической стужей, эффект этот чуть
сглаживают очаровательные ямочки, появляющиеся при улыбке. Актриса
злоупотребляет мимикой, ее игра порой граничит с клоунадой, но гримасы - а их у нее
штук пять или шесть на все случаи жизни - ив самом деле чрезвычайно преображают
лицо. Но мимикрия часто внешняя не влечет за собой внутренней трансформации.
Описывать роли Тернер - достаточно пустое занятие, ибо и ситуации и манера схожи.
Часто она оскорбляет мужчин или обольщает, но - с корыстной целью, наигрывая так,
чтобы зритель ни на минуту не усомнился в ее двойной игре. В этой женщине -
порождении и жертве эмансипации - присутствует вечное презрение к мужчинам. Всеми
желанная, она ни одному не принадлежит до конца - вечно ускользающая, изменчивая,
использующая их. Всегда независимая: "как смеют они думать, что их автоматически
вознаградят только за проявленное внимание? Помните, девочки, у нас всегда есть
право сказать "нет". Мы никому ничего не задолжали, ни любви, ни секса..."
Если в 60-70-е годы помыслы сильного пол устремлялись к слабой, незащищенной,
женственной Мэрилин Монро, то в 80-е вот эта сильна; спортивная, властная женщина
стала их идолом вызывая странную смесь раздражения и вожделения.
А проделывает она все это в ролях, представляющихся почти бенефисными: автор
авантюрны: романов, оказавшаяся в условности выдуманных ею же приключений ("Роман
с камнем", 1984; "Сокровище Нила", 1985); проститутка, превращающаяся в уважаемого
дизайнера днем ("Преступления по страсти", 1984); роковая женщина, корыстная убийца
("Жар тела", 1981) и убийца- профи ("Честь семьи Прицци", 1985); тележурналистка,
оказавшаяся в центре любовного треугольника, политических страстей и
детективного расследования ("Переключая каналы", 1988). Даже в образах матери
семейства и домохозяйки с ней происходят необычные вещи: то она переносится в
собственное прошлое ("Пегги Сью вышла замуж", 1988), то вступает в смертельную битву с
мужем ("Война Роз", 1989).
О последнем фильме, поставленном по одноименному роману, было сказано, что его
сценарий написан человеком, знающим Тернер, как психоаналитик своего клиента. Но
хотя необузданность характера актрисы описана точно, собственный ее брак с
прокатчиком Д. Вейсом считается благополучным. У них есть дочь, появления на свет
которой Тернер ожидала в период озвучания мультипликационного образа Джессики,
созданного по ее собственному подобию, в картине "Кто подставил Кролика Роджера?"
(1988) - этим-то и объяснялись особенно низкие глубокие модуляции эротичного гибкого
голоса актрисы, тренированного в лучшей школе дикции в мире в Лондоне. В последние
годы Тернер располнела и снимается редко.
С возрастом у Тёрнер обострилась застарелая болезнь - ревматоидный артрит.
Приступы острой боли она снимала с помощью алкоголя, злоупотребление которым не
лучшим образом отразилось на ее внешности. Учитывая её капризную манеру
поведения на съемочной площадке, в кино Тёрнер приглашали все реже, и в 1990-е гг. она
сосредоточилась на работе в театре, за которую выиграла несколько премий
«Тони».