Юлия Артуровна Ауг - российская актриса и режиссёр театра и кино.
Ранние годы
Юлия Артуровна Ауг родилась в Ленинграде, но детство ее прошло в Нарве (Эстония).
Ее отец - наполовину эстонец, наполовину швед. По окончании учебы она вернулась в
Ленинград и поступила в ЛГИТМиК на актёрский курс А. Д. Андреева.
Будучи студенткой, Юлия Ауг дебютировала на экране. Начало ее кинокарьере
положила главная роль в фантастическом фильме Виктора Кобзева «
Похищение чародея», поставленном на Свердловской киностудии по
одноименной повести Кира Булычева. Юлия Ауг сыграла аспирантку Анну Мазуркевич,
которая становится участницей фантастических событий перемещения во времени.
До окончания института актриса снялась еще в нескольких картинах. Самой заметной
работой стала роль Великой Княжны Марии в исторической драме Гелия Рябова «Конь
Белый», рассказывающей о событиях в России накануне Революции.
ТЮЗ
ЛГИТМиК Юлия Ауг окончила в 1993 году, после чего сразу же была принята в труппу
Санкт-Петербургского Театра юного зрителя имени А.А. Брянцева. Этой сцене она
отслужила до 2004 года. Недостатка в работе у нее не было, каждый год - одна или две
новых роли. Среди них: Клариче («Любовь к одному апельсину» В.Синакевича), леди
Макбет («Макбет» У.Шекспира), Русалка («Русалка» А.С.Пушкина), Элли («Дом, где
разбиваются сердца» Бернарда Шоу). В последнем спектакле «Портрет Гоголя» Юлия
играла сразу пять ролей, включая мужские, женские, старух, прибалтийских немок.
И все же, как признается сама актриса, ее не отпускало ощущение некой внутренней
остановки, ощущения, что она прекратила движение. Она поняла, что придумывать
самой гораздо интереснее, чем быть инструментом в руках режиссера. Именно это и
подвигло ее в 2004 году покинуть ТЮЗ и уехать в Москву.
Режиссура
В столице Юлия Ауг получила второе высшее образование, окончив в 2007 году с
отличием режиссёрский факультет РАТИ (ГИТИС), где обучалась у И.Л. Райхельгауза.
Еще в годы учебы состоялись ее первые режиссерские работы. В 2004 году она приняла
участие в качестве режиссёра-ассистента в работе над спектаклем «Па-де-де»,
поставленным Станиславом Говорухиным в Московском театре Школа Современной
Пьесы. Кроме того она была режиссёром экспресс-показов на фестивалях «Любимовка»,
«Новая драма», «Кино без плёнки».
В 2007 году Юлия Ауг поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссёров
(режиссёрский факультет, мастерская И. М. Квирикадзе и А. М.Добровольского).
В 2009-2010 годах ею были осуществлены постановки спектаклей: «Любишь - не любишь?» в
Дзержинском театре драмы, «Карты, трупы, три кота» и «Фронтовичка» (по пьесе Анны
Батуриной) в Государственном русском драматическом театре им. Ф. М. Достоевского
(город Семей, Казахстан). Спектакль «Фронтовичка» был отмечен на II
Межрегиональном фестивале «Театральный АтомГрад» сразу тремя призами: «Лучший
режиссёр», «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана».
В 2014 году в ТЮЗе города Красноярска Юлия Ауг поставила спектакль «Горькие слёзы
Петры фон Кант» (по одноимённому фильму Райнера Вернера Фассбиндера).
Кроме того, Юлия Ауг являлась режиссером ряда видеоклипов рэп-группы «25/17».
Кино. Первое десятилетие 2000-х
После окончания института Юлия Ауг долгое время не снималась в кино. Лишь с
началом нового века она стала появляться на экране в небольших ролях: Марина
Викторовна в сериале «
Улицы разбитых фонарей-3», Мирдза в сериале «
Женский
роман», Елена Безрукова в сериале «
Спецназ 2» и др.
Свою первую значительную роль актриса сыграла в 2007 году в военной драме режиссера
Марии Снежной «
Враги». Героиней Юлии Ауг стала Наталья, жительница белорусской
деревни, оккупированной в годы войны фашистами. Картина представляла собой
новомодный взгляд на гитлеровскую оккупацию, когда враждующие стороны учатся
понимать друг друга, находить компромиссы. Наверное, реальные люди, пережившие
ужасы войны, не согласились бы с такой трактовкой... Тем не менее, за эту работу
Юлия Ауг была удостоена Приза «За лучшую женскую роль» на кинофестивале
«Балтийские дебюты».
Кино. 2010-2013 годы
Известность Юлии Ауг принесла ее роль Тани, жены директора комбината, в картине
режиссера Алексея Федорченко «
Овсянки» по повести Дениса
Осокина, вышедшей в 2010 году. А спустя два года актриса снялась еще в одном фильме
этого режиссера - «
Небесные жены луговых мари», сыграв роль Оропти. Обе
картины, однозначно, относятся к категории «кино не для всех». Такие фильмы еще
называют фестивальными. Первый фильм повествовал о нравах и обычаях некоего
вымышленного народа мари, затерявшегося где-то в костромской глуши, второй -
показывал быт и традиции уже реального марийского народа.
Обе картины действительно были высоко оценены на различных кинофестивалях. Так,
например, «Овсянкам» стоя аплодировал зал фестивального дворца в Венеции. А вот
широкий российский зритель отнесся к фильмам далеко не однозначно. Впрочем, даже
те, что не приняли фильмы, не отрицали мастерскую игру Юлии Ауг. Юлии удалось
существовать в кадре настолько органично, что возникало сомнение, действительно
в кадре профессиональная актриса, или это документальные съемки реальных людей
из российской глубинки.
Столь же неоднозначным, вызвавшим противоречивые отклики, получился и фильм
режиссеров Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «
Интимные
места», вышедший в 2013 году. В этой иронически-эротической мелодраме о
современных москвичах среднего класса, страдающих сексуальными комплексами, она
сыграла роль чиновницы Людмилы Петровны. Героиня Юлии Ауг радеет о всеобщей
нравственности, но при этом ее раздирает сумасшедшая похоть...
Стоит заметить, что во всех этих картинах Юлия Ауг очень много обнажалась перед
камерой. Сама она к этому относится спокойно, считая свое тело инструментом. «Если
режиссеру надо тебя раздеть - ну почему бы и нет?..» - говорит она.
Впрочем, в активе актрисы в этот период были и другие роли в совершенно иных, более
привычных широкой публике картинах, имевших успех у зрителей. Так в
российско-украинском мелодраматическом сериале «
Костоправ» она сыграла
главврача больницы Полину Юрьевну Сташевскую, в 10-серийной мелодраме «Ключи от
счастья. Продолжение» - завклубом Ульяну, в милой, трогательной новогодней
комедии «
Дед Мороз всегда звонит трижды» - Надю, в криминальной драме «
Кто, если не я?» - адвоката Лену Яковлеву, а в военной драме «
Ладога»,
рассказывающей о трагическом периоде блокады Ленинграда, - Елену Кулясову.
Императрица Елизавета
В 2014 году на экраны страны вышел сериал «
Екатерина», в котором
Юлия Ауг исполнила одну из главных ролей - императрицу Елизавету Петровну. Этот
проект стал для нее первым опытом работы в костюмных исторических лентах. Актриса
признается, что согласилась на роль Елизаветы, поскольку посчитала этот образ
очень интересным и мало освещенном в кинематографе. Действительно, об
императрице кране мало снималось фильмов и в советский и в российский период,
хотя ее личность не менее интересна, нежели та же
Екатерина II.
Для более органичного погружения в историю Юлия Ауг прочитала много материалов о
Елизавете. В результате ей удалось создать образ реальной женщины, уже немолодой
и не настолько красивой, чтобы пленять мужчин, но по-прежнему обладающей сильной
волей, цельным характером и невероятной харизмой.
Хотя сериал и назывался «
Екатерина», и
рассказывал историю восхождения на трон именно Екатерины, образу Елизаветы
Петровны было уделено значительное время, так же как и образу Петра III, которого с
блеском сыграл Александр Яценко. Можно с уверенностью сказать, что именно их
тандем стал основой успеха сериала. Нет, они не «перетянули одеяло на себя», но их
мастерство стало локомотивом, потащившим за собой весь актерский ансамбль.
Личная жизнь
Дочь Юлии Ауг
Полина
Ауг пошла по стопам матери. Она поступила в Школу-студию МХАТ, позже перешла
в ГИТИС (мастерская С.А.Голомазова).