Эмили Анита Уотсон родилась 14 января 1967 года в Лондоне. Ее отец был архитектором,
мать - профессором английского языка. После того как Эмили окончила отделение
английской литературы Бристольского университета, она попыталась поступить в
Лондонскую студию драматического искусства, однако первая попытка оказалась
неудачной. На протяжении трех лет она работала то официанткой, то клерком в разных
учреждениях, после чего ее все-таки приняли в студию.
В 1992 году она присоединилась к труппе Королевского Шекспировского театра, где ей
приходилось играть совсем маленькие роли, среди которых наиболее заметной была
Виолента в шекспировской пьесе "Все хорошо, что хорошо кончается". Первого успеха
она добилась уже после ухода из труппы, в 1994 году, сыграв школьницу Мэри в пьесе
Лилиан Хеллман "Детский час". На следующий год Эмили вышла замуж за актера Джека
Уотерса, с которым играла в Королевском Шекспировском театре.
Вскоре она получила предложение от режиссера Ларса фон Триера на роль шотландки
Бесс в его новой картине "Рассекая волны" (1996) вместо планировавшейся изначально
актрисы Хелены Бонэм Картер, в последний момент отказавшейся от съемок. Ее дебют в
кино превзошел все ожидания - сыгранная Эмили молодая женщина, жертвующая собой
ради любимого человека, парализованного и до конца своих дней прикованного к
кровати, произвела неизгладимое впечатление на зрителей и сделала из начинающей
актрисы звезду. За эту роль она выдвигалась на соискание самых престижных премий
киноиндустрии - "Оскар", Британской академии кино и телевидения, "Золотой глобус" и
собрала немало других наград, в том числе "Ивнинг стандарт", Европейской
киноакадемии и американского Национального общества кинокритиков.
Вслед за этим последовал целый ряд разнообразных ролей - решительная и
независимая Мэгги Талливер в телевизионной версии викторианского романа Джорджа
Элиота "Мельница на Флоссе" (1997, реж. Грэм Тэкстон), Мэрион в комедии по новелле
Джулиана Барнса "Метролэнд" (1997, реж. Филипп Сэвилл) и Мэгги, возлюбленная бывшего
заключенного в ирландской картине "Боксер" (1997, реж. Джим Шеридан), где она
снималась в паре с Дэниелом Дэй-Льюисом.
Очередным крупным прорывом для нее стала психологическая драма "Хилари и Джеки"
(1998, реж. Ананд Такер). На этот раз ее героиней стала известная британская
виолончелистка Жаклин Дю Пре. Рассказанная в этой картине история жизни
известной исполнительницы, добившейся международного признания, но так и не
сумевшей обрести своего личного счастья, была основана на воспоминаниях родной
сестры Жаклин, Хилари. Эта роль принесла Эмили Уотсон премию Британского
независимого кино и еще целый ряд номинаций, в том числе на "Оскар" как лучшей
актрисе в главной роли.
Не менее удачной актерской работой для нее стала роль Анджелы Маккурт, матери
многочисленного бедного ирландского семейства в драме "Прах Анжелы" (1999, реж. Алан
Паркер). Успех ей сопутствовал и в таких ролях, как безработная актриса Олив
Стэнтон в картине "Колыбель будет качаться" (1999, реж. Тим Роббинс), Наталья Каткова
в экранизации романа Владимира Набокова "Защита Лужина" (2000, реж. Марлин Горрис) и
служанка Элси в детективе "Госфорд Парк" (2001, реж. Роберт Олтмен).
В 2002 году она вернулась на театральную сцену, сыграв Соню в "Трех сестрах" Чехова и
Виолу в шекспировской "Двенадцатой ночи" на сцене лондонского театра "Донмар
Уорхаус" (постановка Сэма Мендеса). На следующий год за роль Сони она была
номинирована на премию Лоуренса Оливье, одну из наиболее престижных театральных
наград в Великобритании.
После трех достаточно разноплановых голливудских картин с ее участием -
романтической комедии "Любовь, сбивающая с ног" (2002, реж. Пол Томас Андерсон),
фантастического боевика "Эквилибриум" (2002, реж. Курт Виммер), в котором она играла
со своим партнером по "Метролэнду" Кристианом Бэйлом и мрачного триллера "Красный
дракон" (2002, реж. Бретт Ратнер), завершающей части трилогии о маньяке-убийце
Ганнибале Лекторе, Эмили Уотсон снялась в биографической ленте "Жизнь и смерть
Питера Селлерса" (2004, реж. Стивен Хопкинс), в которой сыграла Энн Селлерс, первую
жену прославленного комедийного актера.
Проникновенная и искренняя актерская игра Уотсон сделали этот образ
по-настоящему достоверным, теплым и лирическим. Не менее интересными были и ее
роли в британских фильмах последних лет - Руби, жена высокопоставленного
чиновника, пытающаяся найти взаимопонимание со своим пасынком в
автобиографической картине "Вау-Вау" (2005), поставленной известным актером
Ричардом Грантом и Энн в психологической драме "Разная ложь" (2005), ставшей
режиссерским дебютом известного сценариста Джулиана Феллоуза.
В 2005 году актриса приняла участие в озвучивании анимационного фильма Тима
Бёртона «
Труп невесты»,
номинированного на «Оскар». В том же году на экраны вышел триллер «У каждого своя
ложь» с Томом Уилкинсоном и Рупертом Эвереттом, а за роль в картине «
Жизнь и смерть Питера Селлерса» Уотсон получила
номинацию на премию «Золотой глобус».
В 2006 году Эмили Уотсон снялась в фильме «
Мисс Поттер» Криса
Нунана с Рене Зеллвегер и Юэном Макгрегором. Среди других работ Эмили Уотсон
можно выделить семейную драма «Вау-Вау» с Гэбриэлом Бирном и Мирандой Ричардсон,
«
Предложение» с Гаем Пирсом, Лиамом Нисоном и Джоном Хёртом, и «
Мой домашний динозавр».
В 2008 году Уотсон появилась на большом экране в режиссёрском дебюте
прославленного сценариста Чарли Кауфмана «
Нью-Йорк, Нью-Йорк». Это лента о театральном режиссёре Кейдане Котарде
(Филипп Сеймур Хоффман), жизнь которого подчинена творчеству, умственным
изысканиям, женщинам и алкоголю.
В 1995 году Эмили вышла замуж за актёра Джека Уотерса с которым играла в
Королевском Шекспировском театре. Осенью 2005 года у них родилась дочь Джульет, а в
2008 году сын Дилан.