Януш Моргенштерн родился в селе Микулинцы (ныне Теребовлянский район
Тернопольской области Украины) 16 ноября 1922 года, в семье Давида Моргенштерна и
Эстер Друкс. Вырос на Подольщине, где учился в школе. Учился также в Пшеворске, где
жил брат его матери. В годы войны от депортации в гетто его укрывала семья
директора школы в посёлке Ладычин, в двух километрах от Микулинец.
Окончил Высшую школу театра, кино и телевидения в Лодзи в 1954 г. Работал
ассистентом режиссера на съемках фильмов «Атлантический рассказ» (реж.
В.Якубовская), «Канал» и «Пепел и алмаз» (реж. А.Вайда), «Настоящий конец большой
войны» (реж. Е.Кавалерович), был вторым режиссером на съемках фильма «Летучая»
(реж. А. Вайда).
Моргенштерн дебютировал в 1960 г. фильмом «
До свидания, до завтра», отмеченный призами МКФ в Стратфорде и
Сан-Франциско. Это лирический рассказ о безнадежной любви польского студента и
дочери западного дипломата (в главной роли выдающийся польский актер Збигнев
Цибульский). Расстаться приходится и героям картины выпуска 1972-го года «
Надо убить эту любовь» - проникнутой горечью и сарказмом истории о
первом чувстве, не выдержавшем испытаний гнетущей атмосферой польского общества
70-х гг., в котором все проникнуто фальшью. В числе наиболее значительных работ
режиссера - военная драма «
Потом наступит тишина», посвященная освобождению польских земель и
антитоталитарная лента «
Жизнь еще раз»,
одна из самых острых политических картин в польском кино 60-х гг., попытка
разоблачения на киноэкране преступлений эпохи сталинизма.
Лента «
Меньшее небо»,
получившая Гран-при МКФ в Пуатье, повествует о трагедии сорокалетнего человека,
восставшего против навязываемой унификации желаний и позиций, постоянной погони
за карьерой, о трагедии человека, как бы отправившегося в путешествие, не зная его
цели. Большой вклад режиссер внес в развитие польского телевизионного кино, сняв
в 60-70-е популярные сериалы: «
Ставка больше, чем жизнь» и «
Колумбы». В последней
сочетаются эпичность показа подвига польской молодежи в дни Варшавского
восстания с глубоким психологизмом героев, поражающих своей душевной чистотой и
непосредственностью.
Снял также сериалы «Польские пути» и «SOS», художественные телефильмы «Час W» и «
Пиковая дама». Моргенштерн, по мнению критиков, являлся одним из
последних романтиков польского кино. С 1978 художественный руководитель
творческого кинообъединения «Перспектива».
Скончался в Варшаве 6 сентября 2011 г.