Урожденная Ширли МакЛейн Битти (Shirley MacLean Beatty), сестра Уоррена Битти. В типично
Голливудской истории о вознесении к звездам, эту длинноногую танцовщицу в
буквальном смысле выдернули из хора, чтобы заменить звезду Кэрол Хэйни в
Бродвейской постановке "Игра Пэджэма" в 1954 году, и она сразу же утвердила себя
кинозвездой. Похожая на гамена, французского уличного мальчишку, МакЛейн с ее
коротко остриженными, рыжеватыми волосами, с яркими глазами и открытым лицом -
определили ее дебют в черной комедии "Неприятности с Гарри" Альфреда Хичкока (1955) и
за ней немедленно последовала вторая сочная главная роль в проекте Дина
Мартина-Джерри Льюиса (Dean Martin-Jerry Lewis) "Художники и модели" (также 1955).
Последующие роли в таких разнообразных фильмах, как "Вокруг света за восемьдесят
дней" (1956, в качестве индийской принцессы!), "Пастух" (1958) принесли МакЛейн
дополнительное признание. Затем она начала звездную карьеру, включая фильмы
"Некоторым пришлось бежать/И подбежали они" (также 1958, первая оскарная номинация),
"Спроси любую девушку" (Приз за Лучшую женскую роль на МАФ в Западном Берлине",
"Карьера" (оба в 1960), "Одиннадцать в океане" (1960), "Кан-кан" (также в 1960, зрителю
предоставляется посмотреть, как она танцует на экране), смешной и серьезный фильм
Билли Уайлдера "Квартира" (1960, трамплин в карьере, принесший ей еще одну "оскарную"
номинацию), "Все за ночь работы", "Две любви" (оба в 1961), "Моя гейша", "Двое на качелях"
(оба в 1962),
Нежная Ирма/Ирма ля
дус" (1963, еще одна "оскарная" номинация за комедию, в которой она снова работала с
режиссером Билли Уайлдером и играла с Джеком Леммоном из "Квартиры", и "Это ж надо
так уйти!" (1964, включенм один старомодный голливудский постановочный номер с
МакЛейн и Джином Келли).
Хотя в те годы ее экранные персонажи чаще всего были солнечными, наивными
личностями (она сама назвала это периодом "спячки", МакЛейн время от времени
работала с более требовательными ролями, такими, как школьная
учительница-лесбиянка в "Детском часе" вместе с Одри Хепберн.
Провальные, жуткие фильмы "Джон Голдфарб" и "Пожалуйста, вернись домой" (оба 1965) -
предположительно комедия, действие которой происходит на Ближнем Востоке -
похоронили бы многие карьеры, но МакЛейн сумела подняться, снявшись в
сверхприбыльных фильмах "Желтый Роллс-Ройс" (1964), "Гамбит" (1966), "Семь раз женщина"
(1967, в семи различных ролях), несправедливо забытом "Блаженстве миссис Блоссом" (1968)
и "Милая Чарити" (1969, последний динамический мьюзикал, поставленный Бобом Фоссом и
показавший, что бывшая девушка из кордебалета до сих пор может поднять ножку выше
головы).
МакЛейн сыграла более честолюбивые и необычные для нее роли в "Двух мулах для
сестры Сары" (1970, вместе с Клинтом Иствудом" ), в "Отчаявшихся людях" (1971). Она по
собственному желанию покинула экран на несколько лет, закончив за это время
документальный фильм о Китае "Другая половина неба" (1974) и занималась другими
интересами, некоторые из которых были спиритического характера. Постаревшая
МакЛейн сыграла вторую главную роль в фильме "Поворотный пункт" (1977), получив еще
одну "оскарную" номинацию за роль домашней хозяйки с Среднего Запада, которая
размышляет о своей бывшей жизни балерины. После этого она сыграла женскую
звездную роль в культовом хите "Будучи там" (1979, который также переводился у нас
как "Садовник" ) и "Любящие пары" (1980), а потом выдала потрясающее исполнение роли
матери Дебры Уингер, эгоцентричной, одержимой собственницы, в "Языке нежности", за
которую она, наконец, выиграла "Оскара" за Лучшую женскую роль.
МакЛейн снялась в нескольких хорошо принятых телевизионных музыкальных
специальных шоу, и играла по всему миру, в театрах и ночных клубах. В последние
годы, начиная с 1995 года, она отбирала для себя роли крайне осторожно и тщательно,
выискивая яркие, характерные роли, и работа ее достойна восхищения. Она была
очаровательна в роли учительницы музыки на фортепьяно в "Мадам Сузацка" (1988),
уморительно смешной в роли южанки с острым язычком в "Стальных магнолиях" (1989) и с
язвительным юмором сыграла мать Мерил Стрип в "Открытках с грани безумия".
Эксцентричная пожилая тетушка в "Ожидании лучшего" ей тоже удалась на славу (оба в
1990). Затем она сыграла во "Втором дыхании" (1992, не очень убедительная роль еврейки,
заведшей роман с Марчелло Мастроянни), в "Я боролся с Эрнестом Хемингуэем" (1993), и
"Телохранитель Тесс" (1994). Брат МакЛейн - актер, продюсер и режиссер
Уоррен
Битти; ее дочь Саши Паркер тоже актриса.
Она написала серию бестселлеров, начав с собственной автобиографии, "Не упади с
горы", вышедшей в свет в 1970 году. И дальше она писала изучая свое внутреннее "я".
МакЛейн играла сама себя в телевизионном минисериале, основанном на ее книге.
(Показав чувство юмора о своем участии в таком явлении как крохотная роль себя
самой в комедии Элберта Брукса "Защищая твою жизнь" ).