Вуди Аллен (англ.
Woody Allen;
настоящее имя Аллен Стюарт Кенигсберг, англ. Allen Stewart Konigsberg; паспорту Хейвуд Аллен,
род. 1935, Нью-Йорк) - американский кинорежиссёр, актёр-комик, продюсер, трёхкратный
обладатель премии «Оскар». Известен также как писатель, автор многочисленных
рассказов и пьес. Вуди Аллен - интеллектуал, знаток литературы и кинематографа, а
также джазовый кларнетист.
Ранние годы
Аллен родился и вырос в городе Нью-Йорк (в квартале Мидвуд в Бруклине) в еврейской
семье. Дедушка и бабушка Аллена были эмигрантами, родными языками которых были
идиш и немецкий. Его мать Нетти работала бухгалтером в семейном кондитерском
магазине, а отец - Мартин Кёнигсберг - владел профессиями официанта и
гравёра-ювелира. Оба его родителя родились и выросли в квартале Нижний Ист-энд, на
Манхэттене. У Аллена также есть младшая сестра Летти (родилась в 1943).
Аллен с детства говорил на идише и первые восемь лет посещал еврейскую школу,
после чего перешел в старшую школу в Мидвуде. В школе Аллен носил прозвище «Рыжий
(Red)» из-за рыжего оттенка волос. Хотя потом на сцене и в своих фильмах он изображал
себя как человека физически слабого и некомпанейского, в школе он отлично играл в
бейсбол и баскетбол, показывал другим ученикам различные фокусы, и был окружён
товарищами.
Чтобы заработать денег, он начал писать шутки для газетных колонок. Когда Аллену
было 16 лет, его талант «открыл» комик Милт Кэмен, который устроил начинающего
писателя-юмориста в популярное шоу к Сиду Сизару. По окончании старших классов
Аллен поступает в Нью-Йоркский университет, где изучает курсы коммуникации и
кинематографии. Аллен не отличался особым прилежанием, «провалил»
кинематографию, и был через некоторое время исключён. Позже он непродолжительное
время посещал Городской колледж Нью-Йорка.
Творчество
Студентом нью-йоркского университета начал писать скетчи для телевидения, ночных
клубов и журналов. В 1965 г. был принят к постановке его первый сценарий "Что нового,
киска?", и сам Аллен получил в фильме небольшую роль, которая стала для него
неплохой рекламой. В 1969 г. Аллен дебютировал на экране как режиссер комедии
"Забирай деньги и беги" и с тех пор выступает в кино в трех ипостасях: как
сценарист, актер, режиссер. Лишь в редких случаях Аллен отказывает себе в
удовольствии исполнить им же самим придуманные шутки.
Маленького роста, рыжеволосый, с большим носом и с лицом, усыпанным веснушками,
Аллен, кажется, самой природой созданный для роли клоуна, отнюдь не сразу нашел
собственную исполнительскую манеру. В ранних картинах ("Бананы", 1970; "Сыграй еще
раз, Сэм", 1971; "Спящий", 1973; "Любовь и смерть", 1975) он явно подражал грубоватому стилю
братьев Маркс. Нагнетание абсурдности, саркастическая издевка над публикой,
откровенное ухаживание за прекрасным полом - все это появилось у актера под их
влиянием. Без особого труда Вуди удалось завоевать репутацию остроумного
насмешника, блестяще владеющего секретами комедийного жанра.
В фильмах "Энни Холл" (1977), "Манхэттен" (1980), "Воспоминания о "Звездной пыли" (1980)
появился Вуди Аллен как уже не комедийный, а драматический и даже порой
трагический актер. Сама исполнительская манера подверглась коренному изменению.
На смену сатирическим интонациям пришла меланхолическая самоуглубленность.
Разящая сатира превратилась в грустное подтрунивание над собой, своими
слабостями, ущербностью, недостатками. Время, когда Вуди комиковал, сыпал
остротами, ушло безвозвратно. Единственным напоминанием о тех временах стал
фильм "Зелиг" (1983), настоящий шедевр Аллена-режиссера и актера. Его буйное
воображение создало фантастический образ уникального человеческого
индивидуума, способного без всяких усилий менять свою внешность и без труда
выходить из любой ситуации.
Являясь протагонистом собственных фильмов, Аллен не отказывается сниматься и у
других режиссеров. Его лучшая работа "Подставное лицо"' М. Ритта (1976), в котором он
сыграл маленького человека, волей судьбы вовлеченного в историю и попавшего под
ее жернова. Говард Принс - антипод лирического героя актера, тонкого,
подверженного сомнениям интеллектуала, смотрящего на мир сквозь призму иронии.
Но это не помешало Аллену быть убедительным и в роли филистера, решившего
сколотить маленький капитал на несчастье других людей.
В последние годы Вуди в основном играет небольшие роли в своих фильмах ("Дэнни
Роуз с Бродвея", 1984; "Преступления и проступки", 1989; "Тени и туман", 1991). Он сильно
изменился внешне, постарел, утратил былую прыть. Сама исполнительская манер"
Аллена стала менее броской, зато более тонкой и выразительной, помогая создать
трогательный в своей беззащитности образ современного интеллигента. Особенно
выделяется здесь его новелла в фильме "Нью-йоркские истории" (1989), показывающая
неравный поединок робкого холостяка Шелдона Майлза с авторитарной мамашей.
Со всей страстью отдаваясь кино, Аллен никогда не забывал и литературу. Он
является автором шести юмористических книг.
С июля по август 2014 года в Ньюпорте, штат Род-Айленд, Аллен снимал картину «
Иррациональный человек» с Хоакином Фениксом и Эммой Стоун в
главных ролях. «
Светская
жизнь» стала фильмом открытия Каннского кинофестиваля 2016 года - это был третий
раз, когда данный фестиваль открывал Вуди Аллен.
В октябре 2019 года в российский прокат вышла романтическая комедия Вуди Аллена «
Дождливый день в Нью-Йорке». В центре истории - двое молодых
людей в исполнении Тимоти Шаламе и Эль Фэннинг, которые приехали в большой город
на выходные, чтобы провести время вместе. Но всё пойдет не по плану, ведь он
встретит свою давнюю подругу (Селена Гомес), а девушку затянет в мир звездной
богемы... В 2019 году вышла и комедия Аллена «
Фестиваль Рифкина» с Уоллесом Шоуном, Джиной Гершон и Луи Гаррелем в
главных ролях. Сюжет фильма закручивается вокруг женатой пары, которая приезжает
на кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Магия старых фильмов, помноженная на испанский
колорит, буквально затягивает героев в водоворот романтических приключений. И
грань между реальностью и кино для них неожиданно стирается.
Личная жизнь
Первой женой Аллена стала Харлин Розен, с которой они познакомились на
любительском джазовом концерте, где Аллен играл на саксофоне, а Розен - на
фортепиано. Они поженились 15 марта 1956 года в Голливуде, после чего переехали в
Нью-Йорк, где Аллен работал над шутками для различных шоу, а его жена изучала
философию. Этот брак продлился 5 лет; последующие упоминания Аллена о нём всегда
отличались большой едкостью.
Со своей второй женой, актрисой Луизой Лассер , Вуди Аллен прожил в браке 3 года, с
1966 по 1969 год. Лассер сыграла в четырёх его фильмах («
Хватай деньги и беги» (1969), «
Бананы» (1971), «Всё, что вы всегда
хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972), «Воспоминания о звёздной пыли»
(1980)). После Лассер он не вступал в брак до 1997 года.
Отношения Вуди Аллена с Дайан Китон , начавшись с её появления в спектакле Аллена
«Сыграй это снова, Сэм» в 1970 году, оказали существенное влияние на творчество
режиссёра. Несмотря на то, что романтические отношения между Алленом и Китон были
недолгими, их дружба и активное творческое сотрудничество продолжались ещё
многие годы. Дайан Китон снялась у Вуди Аллена в таких фильмах, как «
Спящий» (1973),
«
Любовь и
смерть» (1975), «
Интерьеры» (1979), а позднее
- в фильмах «Дни радио» (1987) и «Загадочное убийство на
Манхэттене» (1993).
Благодаря Китон режиссёр Вуди Аллен создал качественно новый для себя фильм «
Энни
Холл» (1977), который он сам считает «поворотной точкой» в развитии своего
авторского стиля. Эта ироническая комедия была названа настоящим именем Дайан
Китон -
Энни Холл - взявшей себе псевдоним в честь знаменитого комика, и
содержит довольно много эпизодов из биографии Дайан Китон и Вуди Аллена.
В 1980 г. начались 12-летние отношения Аллена с актрисой
Миа Фэрроу ,
которая сыграла главные роли в 13 его фильмах, среди которых можно отметить
картины «
Зелиг» (1983), «
Пурпурная роза Каира» (1985), «Ханна и её сёстры» (1986). Они никогда не были
женаты официально, однако жили в фактическом браке, и у них есть общий сын - Ронан
Фэрроу, а также двое приёмных детей - Мэлоун (Дилан) и Миша (Мозес) Фэрроу. «Развод»
Вуди Аллена и Миа Фэрроу в 1992 году сопровождался громким скандалом и судебными
процессами, в результате которых Аллен был лишён возможности видеться с
приёмными детьми, а встречи c сыном Ронаном были сильно ограничены. Сын Мозес,
которому тогда было 15 лет, предпочёл не видеться с Алленом, но к 36 годам он
отдалился от матери и в итоге снова начал общаться с отцом и сестрой.
Причиной разрыва с Миа Фэрроу стал роман Аллена с 22-летней Сун-и Превен, приёмной
дочерью Фэрроу и её бывшего мужа, знаменитого музыканта и в прошлом главного
дирижёра Лос-Анджелесского филармонического оркестра - Андре Превена. В 1993 году
Фэрроу публично обвинила Аллена в растлении малолетних, однако доказательств
своих обвинений не представила. В 1997 году Сун-и Превен и Вуди Аллен поженились. В
дальнейшем они также удочерили двух девочек, назвав их Беше и Мэнзи в честь
джазовых музыкантов Сиднея Беше и Мэнзи Джонсон.
Сын Вуди Аллена и Миа Фэрроу - Ронан Шеймус Фэрроу (род. 1987) - попал в список самых
успешных людей в возрасте до 30 лет, составленный журналом Forbes в 2011 году (он занимал
пост специального советника по делам молодёжи при госсекретаре США Хиллари
Клинтон). В ноябре 2011 года получил стипендию Родса, для обучения в Оксфордском
университете.
Вуди Аллен является атеистом, о чём свидетельствуют многочисленные интервью, а
также участие в документальной картине «Неверующие», вышедшей в 2013 году.