Клод Брассёр (Claude Brasseur, настоящее имя - Claude Pierre Espinasse / Клод Пьер Эспинасс) -
французский актер, родился 15 июня 1936 года во Франции. Сын знаменитых актёров Пьера
Брассёра и
Одетт
Жуайё .
Актёрский дебют
У Клода, собственно, никогда не стояло вопроса о жизненном выборе. Окончив курсы
драматического искусства Реймона Жирарде, и недолго поучившись в Консерватории,
Клод сразу же выходит на подмостки в "Иуде" Марселя Паньоля и "Приятного аппетита,
господа" Эльвиры Попеско.
В фильм "доживающего" классика Марселя Карне юного Клода пристроил отец, но уже
вторая роль чуть было не прервала династию - в картине "Любовь спускается с неба"
Брассёру так понравилось быть парашютистом, что он добровольно призывается в
десантные войска, в которых и проводит почти полных 3 года. Но уговоры отца
возымели воздействие, и, отслужив положенное по контракту, юный Клод возвращается
в семейную профессию, по-прежнему используя связи отца среди старой режиссерской
гвардии: Ренуара, де Ла Пательера, Франжу, Ива Аллегре и даже Анри-Жоржа Клузо - к
сожалению, единственный французский классик саспенса так и не успел доснять свой
"Ад".
Клод становится партнером Габена в "Улице прерий", снимается с отцом в
фантастических "Глазах без лица", и появляется в составе целой плеяды подающих
надежду молодых актеров в "Пришпиленном капрале". В своих ранних фильмах молодой
Брассёр относится к порученным ролям с изрядной долей легкомыслия, которая со
стороны частенько принималось за иронию - так Клод заработал положительную
репутацию в кругах тогдашней "продвинутой" режиссерской молодежи. Его снимает
эпатажный (на то время, конечно), Роже Вадим, и начинающий Эдуар Молинаро -
последнему актер настолько полюбился, что режиссер будет продолжать снимать его
всю жизнь.
Немного циничную актерскую легкость приветствовал и Жан-Люк Годар, снявший
Брассёра в одном из первых культовых фильмов "Отдельная банда" (знаменитый пробег
героев по галерее Лувра буквально воспроизведен, к примеру, в "Мечтателях"
Бертолуччи). Не отличаясь особым актерским дарованием, Брассёр в первое
десятилетие своей карьеры "брал публику" определенным шалопайством, вторая же
важная составляющая фильмографии - полицейские фильмы "на старый манер".
1970-е годы
Второе десятилетие актерской карьеры Брассёр начал "по инерции", продолжая
множить несколько старомодные полары, среди которых выделялся в неожиданную
сторону разве что политизированный "Лишний человек" убежавшего от "черных
полковников" грека Коста-Гавраса. В конце 60-х фильмов непривычно мало по вполне
очевидной причине - Брассёра куда больше занимали в тот период телесериалы.
В телевизионном формате актеру вообще не приходилось "напрягаться" - в запущенном
в 1965-м очередном классическом "Рулетабиле" по произведениям Гастона Леру, а в 1971-м -
в авантюрных "Новых похождениях Видока" режиссеры попросту использовали то, что у
актера получалось лучше всего. Нарочито "народный" Брассёр как нельзя лучше
подходил развлекательному жанру, воспроизводя на малом экране устоявшиеся
образы классических французских сыщиков.
1980-е. Признание. "Бум"
Помимо сыщиков, множились и многочисленные проходимцы, и фильм Трюффо в общем
ряду тут выглядит как странное и инородное вторжение. Полары "Ледяная грудь" и
"Нападение" окончательно закрепляют переход актера во "взрослую лигу", и Брассёр
по-настоящему выходит в категорию французских звезд. Успех закрепляется в
"юбилейном" 1976-м (год сорокалетия актера) - Брассёр играет в фильме серьезного
автора Андре Тешине в "Барокко", и получает первого Сезара за роль второго плана в
"Слоны тоже изменяют". Через 3 года Сезар вручается актеру снова - на этот раз уже за
главного героя "Полицейских войн". С конца 80-х "полицейских и воров" в фильмографии
актера становится все меньше - Брассёр переходит в категорию "отцов и соседей".
Как это частенько бывает в актерской среде, некоторые исполнители словно созданы
для определенного возраста и амплуа. Только изрядно перейдя 40-летний рубеж, Клод
Брассёр достиг вершины убедительности. После весьма интересной "Банкирши",
Брассёр явно решил подзаработать и принял "коммерческое предложение Клода
Пиното. Этот режиссер снимал совершенно незатейливую семейную комедию под
названием "Бум", и Брассёру предстояло всего лишь стать экранным отцом
девочки-дебютантки Софи Марсо. Как ни странно, но эта "халтурка" стала чуть ли не
главной ролью (в смысле зрительского узнавания) актера - "Бум" прогремел на весь
мир, навеки покрыв своих создателей славой.
Через 2 года Клод "отработает" и вторую часть хитового блокбастера, но нет худа без
добра - хоть известность обрушилась и "не с той стороны", но "Бумом" открывается
самый интересный для актера период. Полары, конечно же, остались, но Брассёр в них -
уже, как правило, судья, комиссар или "мстящий отец". Диапазон невероятно
расширяется - Брассёр становится королем шоу-бизнеcа в "Воспоминаниях", пленным
пианистом в "Дворце", писателем-пьянчужкой в "Падении в ад", клошаром в "Такси Бой",
директором банка в "Цыганке". Вершиной этого периода становятся блестящее
исполнении ролей
Ги де
Мопассана в одноименном байопике и реально существовавшего шпиона-коммуниста
Леопольда Треппера в "Красной капелле".
Все герои Брассёра этого периода крайне убедительны - он явно входит во вкус: "Во
всех моих ролях мне интересны слабости героев - где находится их червоточинка".
Именно в этот период Брассёр ощущает и новый вкус к комедии, и именно в конце 80-х -
уже в "новой ипостаси" - его вновь "признал" Годар, сняв в "Детективе". Потеря же за
эти годы, по словам актера, лишь одна - он больше не играет в любимый футбол, и
перестал участвовать в безумном ралли "Париж-Дакар". Все-таки, возраст...
1990- годы. Театр
В 90-х Брассёр вновь резко меняется, практически отказавшись от главных ролей. Он
полностью сосредотачивается на театре, словно резко вспомнив о "фамильном
призвании". Нет, он не исчезает с экрана полностью - просто теперь он участвует
либо в массированных "сборных солянках", собирающих "генералов" французского кино
("Бал доставал", "Бомарше", "Актеры" "Кресла в оркестре"), либо играет выразительные,
но далеко не главные роли.
Из интересных "сольных" работ можно было бы отметить разве что "Ужин", принесший
еще одну номинацию на Сезар, но и он являлся всего лишь перенесением на экран
одноименной театральной постановки, в течение множества лет блестяще
разыгрываемой на двоих с Клодом Ришем. Еще был "черноногий" (то есть, магребинец)
промышленник в "Другом берегу моря", офицер дипломатической полиции в "Зимнем
происшествии", авторитарный начальник "Тюряги".
Брассёра можно обнаружить в одном из опусов заигрывающей с порнографией
тяжеловесной
Катрин Брейя, в легкой гомосексуальной комедии "Шушу", в фильмах
анемичного с возрастом Блие. В "Принцессе Малабара" Брассёр в последний раз сыграл
в кино с давним другом, собутыльником и многолетним театральным партнером Жаком
Вильре - в "Кемпинге" он уже сыграет предназначенную умершему Вильре роль.
И, что не может не радовать, Александр Брассёр - сын Клода - давно уже ставит пьесы
и сам выходит на сцену. А значит, славная французская актерская династия вполне
имеет шанс отпраздновать 200-летие.
Вместе сыном Клод играет на театральной сцене в пьесе Саша Гитри “Мой отец был
прав”. Александр подарил ему двоих внуков.
(С использованием материалов зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek )
Клод Брассёр скончался в Париже 22 декабря 2020 года в возрасте 84 лет, в присутствии
своих близких.