Быков Юрий Анатольевич родился 15 августа 1981 года в Новомичуринске Рязанской
области.
В 2005 году окончил ВГИК (мастерская В. Грамматикова).
Служил в Театре Луны п/р С. Проханова, МХАТе им. М. Горького, ЦАТРА.
В 2005-2009 г.г. снимал рекламные и короткометражные фильмы (фильм «
Начальник»
отмечен призом на фестивале «Кинотавр» в номинации «Кинотавр. Короткий метр» в 2009
году).
В 2006 создал творческую студию «Многоточие».
Юрий Быков снял несколько фильмов, отмеченных наградами российских
кинофестивалей. Короткометражный фильм «
Начальник» в 2009 году, и
фильм «
Жить» в 2010
году. В 2013 году фильм «
Майор», премьера которого состоялась 8 августа 2013 года.
Интервью Сусанны Альпериной с Юрием Быковым в "Российской газете" от 17 мая 2013
года: "Ни капли крови!"
- Откуда возникла идея фильма "Майор"?
- Она возникла у меня еще раньше, чем идея фильма "Жить". Фильм - следствие так
называемого "пакета предложений" продюсеров, который возник после того, как моя
картина "Начальник" была отмечена на "Кинотавре". Первым от меня идею услышал
Сергей Члиянц. Потом - Сергей Сельянов и Дмитрий Месхиев. Для Месхиева я даже делал
два варианта сценария. Но не сложилось, и я с этим пришел к продюсеру Алексею
Учителю.
Когда майор Евсюков расстрелял людей в супермаркете, по большому счету, более
насущной и разрекламированной болевой точки в стране не было. Вариантов о чем еще
писать сценарий не было, потому что я занимаюсь кино плакатным, остросоциальным, а
не тонкохудожническим. Поэтому - только та тема моя, которая наболевшая. Вот и
следующую картину мы будем с Учителем делать - о проблемах ЖКХ. То, что сейчас, то,
из-за чего все рыдают, из-за чего все крики-вопли и так далее - об этом и хочется
говорить. А в тот момент проблема с Евсюковым была самая наглядная.
- История с майором Евсюковым была в 2009 году - 4 года прошло... Она не перестала
быть актуальной?
- Наверное, в чем-то и перестала. Но дело не в том, что столько лет прошло. На тот
момент, когда был сделан сценарий фильма "Майор", все было актуально, но в
выделении господдержки картине два раза было отказано. Года полтора держали. В
конечном счете терпение закончилось. Я пришел к Учителю. А у картины есть
сопродюсер Алексей Алексеев, который предложил производственную схему для
картины, которую можно в любой момент заморозить. Учитель посмотрел схему, она ему
понравилась. Он внес часть своих денег. А когда уже его студия "Рок" стала
мэйджором, внес остальные деньги, и мы закончили картину. Господдержка в фильме
"Майор" в итоге есть - Фонд кино. Но ее не было в тот момент, когда был написан
сценарий. То есть формально решение о господдержке было. А неформально - люди,
которые принимают решение, по отношению к фильму его так и не приняли. Принял
решение в конечном счете Алексей Учитель.
- Сейчас по телевизору идут фильмы другого качества, но такого же плана - на
криминальную тематику. Есть договоренность с каким-то каналом, о том, что покажут
фильм "Майор"?
- Нет. Со сценарием "Майора" была недавно смешная история. Мне позвонили с НТВ и
говорят, мол, мы хотим вам предложить снять большой сериал по вашему сценарию
"Майор" (я ведь отдавал сценарий продюсерам для ознакомления). Я говорю: "Спасибо,
но уже снята полнометражная картина".
- Действительно, можно из этого сделать сериал?
- Не думаю, поэтому сериал мы из этого не делали. С одной стороны, "Менты"-то
"Ментами", с другой - в "Майоре" история очень сложная. Это я не в упрек вам, но чтобы
читатель не думал, что это какая-то криминальная картина. К "телемуви" это не имеет
никакого отношения. Это картина, которая сделана на очень жестких углах
столкновения власти и людей гражданских, и там нет ни правых, ни виноватых -
виноваты все!
- Помните вы мне как-то сказали, что снимаете кино о людях в такой ситуации,
когда им приходится выживать.
- Абсолютно. И кино об этом. Тут ситуация очень простая - майор полиции едет в
больницу к жене. У нее ситуация со здоровьем очень сложная, и она рожает. Он - в
панике. Делает резкий поворот в сторону, а там мальчик переходит улицу... Не буду
раскрывать интригу...
- Можете рассказывать - я фильм уже посмотрела и с удовольствием слушаю ваш
пересказ.
- В этой картине нет философии. Она только одна - все мы люди! В зависимости от
темперамента, характера, воспитания, природных данных. Нет вурдалаков. Есть,
конечно, упыри, тот же Евсюков. Хотя тоже неизвестно, почему он пошел стрелять в
людей - может, там такая была кабала с женой, что с ума сойти можно. Я не хочу их
оправдывать, но думаю, есть какая-то логика даже в поведении Кабанова, который
свою жену порезал. Чужая душа - потемки, а бытовые драмы они, как известно, самые
трагичные. Обыкновенные люди.
Изначально вариант сценария был мизантропический. Балабановский. Я принес его
Учителю. Он говорит: "Ваши герои - абсолютные животные, которые на всех плюют". А
тогда была волна общественного мнения. И спрашивается - чего все кричали и
возмущались? Любого из них поставь в те же обстоятельства - и неизвестно, кто и как
себя проявит. Вот у нас в фильме есть персонаж, который сам падает на ружье. А
многие будут поступать еще хуже полицейских. Потому что мы им даем взятки, чтобы
выжить, а они их берут, чтобы выжить. Мы ничем друг от друга не отличаемся...
- У вас есть именно такой момент в фильме, когда полицейский говорит матери
ребенка: "Если бы с твоим мужиком случилось такое, как с майором, ты бы тоже его
выгораживала". И она молчит в ответ.
- Это была задачка, кстати. Актриса Ирина Низина - исполнительница роли матери -
была против. Она вообще очень покладистый человек, профессиональный. То ли она не
увидела эту реплику в сценарии, то ли до последнего момента держала в себе
разговор... И тут она спрашивает: "Что получается все одним миром мазаны?" А я
говорю: "Так кино-то про что?" Про то, что мы ругаем полицейских. А потом
оказывается, что им еще хуже, чем нам. А вот эпизод в картине, когда бабушка
проклинает полицейского - я это видел в жизни своими глазами. Абсолютно
достоверно! И когда я изучал перед съемками "Майора" материалы, то понял, что
общественное мнение - это, мягко говоря, дилетантство. Потому что никто не в курсе
того, что происходит на самом деле. То, что есть полицейские, которые воруют,
убивают, взятки берут - никто не отрицает. Но Россия - это страна, где все
распределено по интересам. Азиатская страна! Тут процветают клановость,
семейственность...
- А от чернухи они не устали? Ведь ваш фильм по сути дела чернуха?
- Нет! Я не согласен категорически! Во-первых, это - триллер. Остросюжетная драма.
Здесь нет ни одной капли крови. Эту картину прокатывают именно как криминальную
драму, а не как нудное артхаусное кино. Изначально это кино-то и делалось так,
чтобы его было лицеприятно смотреть. Там выпуклая фактура - и актерски, и
операторски, и драматически, и драматургически. И музыки там сколько! Все это
продумано, чтобы зритель не расшифровывал то, что видит на экране.
- Ладно, вопрос про "чернуху" был провокацией с моей стороны. Меня-то фильм
"Майор" держал в напряжении от первой до последней минуты. Скажите, а то что вы - по
образованию актер - будете играть одну из главных ролей, изначально
предполагалось?
- Нет. Я предлагал двум известным артистам - достаточно мной любимым - играть роль
Коршунова. На что они мне сказали: "Таких уродов в кино мы не играем". На что я им
ответил: "Этот персонаж будет самый положительный в картине, я вас уверяю". А они
мне не поверили. Но когда коллеги посмотрели фильм, то спросили, мол, почему другие
полицейские производят более мерзопакостное впечатление, чем ваш персонаж. И я
ответил: "Потому, что фильм о том, что в этой стране есть свои и чужие". Это не хорошо
и не плохо - мы это не обсуждаем. Но, если ты здесь живешь, то должен выбирать группу
по интересам.
- С той минуты, когда вы появились в кадре, у меня возникло ощущение, как будто
бы в картину вошел режиссер, который задает всем предлагаемые обстоятельства.
Герой выкрутился вот так, а я вот убью вот этого человека и посмотрю, как майор
теперь будет себе вести. То есть я больше почувствовала в картине не артиста
Быкова, а режиссера Быкова.
- Не буду скрывать - я своему герою в какой-то мере симпатизирую, потому что у него
нет отсутствия морали. У него есть четкое понимание, где свои, а где чужие, и
приятие законов физической природы. Он понимает, что мир реален, прагматичен,
жесток. И чтобы сохранить в нем хоть какую-то толику человечности, нужно очень
четко определять круг ответственности, любви и доверия. Мне казалось, что я смог
донести до тех, кто со мной работал, что мы играем кино про друзей и про
предательство главного героя во имя общечеловеческих интересов. Задача была
сделать кино именно об этом. Поэтому мой герой - Коршунов - не центрообразующий
персонаж, но драматургиеобразующий. Дьявол, Мефистофель, Воланд. Как хотите, так и
называйте!