Американский аниматор, креативный директор "Walt Disney Animation Studios" и "Pixar Animation Studios", а
также главный креативный советник "Walt Disney Imagineering". Благодаря ему на свет появились
такие чудесные мультфильмы как «История игрушек», «Тачки», «
Корпорация монстров», «
Вольт», «
Рататуй», «
Вверх» и многие другие.
Джон Лассетер родился 12 января 1957 года в Голливуде (штат Калифорния). Ещё в раннем
детстве он увлёкся рисованием, а в 5 лет получил свою первую награду - на ярмарке в
своём родном городе он выиграл 15 долларов за карандашный рисунок, изобразив
всадника без головы. Решение же стать аниматором Джон принял в возрасте 6 лет,
после просмотра мультфильма «Меч в камне» (1963). Тогда он так и сказал своей маме:
«Когда я вырасту, я буду работать у Уолта Диснея».
После окончания школы Джон поступил в Калифорнийский институт искусств в
Валенсии. Стремясь к своей мечте, он пошёл на новый курс по образной анимации. Его
учителями были легендарные бывшие аниматоры Эрик Ларсон, Фрэнк Томас и Олли
Джонстон. На курсе вместе с ним учились Брэд Бёрд, Джон Маскер и Тим Бёртон.
Впервые на студию Disney Джон Лассетер попал, ещё будучи студентом: он подрабатывал
там учеником во время летних каникул. В те же годы он снял свои первые
короткометражные мультфильмы, награждённые Премией киноакадемии для студентов в
области анимации: «
Леди и лампа» (1979) и
«
Ночной кошмар» (1980).
Окончив институт в 1979 году, Джон был принят на работу в студию Disney. Там он
проработал несколько лет и учувствовал в создании таких анимационных фильмов,
как «Лис и охотничья собака» (1981) и «Рождественская песня Микки» (1984). Однако в
студии Disney Джону не давали возможности в полной мере использовать свой талант.
После смерти Уолта Диснея в 1966 году студия пребывала в застое. Новые проекты были
повторением ранее созданных и не привносили ни одной свежей идеи.
Художественными лидерами тогда были второсортные аниматоры, которые
игнорировали любые советы Джона. Тогда Лассетер решил обойти одного из
менеджеров, чтобы представить свой проект, после чего был уволен.
Но Джон не считает годы, проведённые в Disney, потраченными зря: "Я ничего не говорил
людям о том ожоге до последнего времени: когда вы молоды, ваша личность завёрнута
в мечту. Выдергивание силой из этого кокона может сломить дух".
Позднее Джон был приглашён своим другом Кэтмаллом на работу в компьютерный отдел
компании "Lucasfilm Ltd.", киностудии Джорджа Лукаса, где в полной мере раскрыл для себя
возможности компьютерной графики. Там он участвовал в создании Витражного Рыцаря
в фильме «Молодой Шерлок Холмс» ("Young Sherlock Holmes", 1985), первого компьютерного
персонажа в живом фильме. Также именно здесь он начал работу над созданием своей
первой компьютерной анимационной короткометражки «Приключения Андре и Уолли Би»
(1984).
В 1986 году подразделение компьютерной графики "Lucasfilm Ltd". было куплено и
переименовано в "Pixar" Стивом Джобсом, одним из соучредителей "Apple". Студия
процветала, выпущенные ей короткометражные фильмы получали «Оскаров». Успех не
остался незамеченным, и в 1990 году руководители "Disney" попытались вернуть Джона
Лассетера себе. Но он остался в студии "Pixar". Важным для него тогда были совсем не
деньги, Джон чувствовал, что он находится на грани открытия чего-то существенно
нового.
С 1984 года председателем совета директоров студии "Disney" стал Джеффри Катценберг. С
его приходом дела пошли в гору. После неудачных попыток вернуть Лассетера в "Disney"
именно он дал ход чрезвычайно успешному партнёрству с "Pixar". Их первой совместной
работой стала «История игрушек», выпущенная в 1995 году. Работа над «Историей
игрушек» продвигалась непросто: в "Disney" было еще много скептицизма по поводу того,
что герои, созданные на компьютере, могут в полной мере передавать эмоции и
характер. Катценберг целиком контролировал процесс и вносил много поправок. В
результате первые ролики получились очень неудачными. Лассетер попросил две
недели времени и полностью переменил фильм, сделав его таким, как хотел сам.
Это стало настоящим прорывом в истории анимационных фильмов. Следом вышли «Жизнь
насекомых» (1998), «История игрушек - 2» (1999), «
Корпорация монстров» (2001), «
В поисках
Немо» (2003), «Суперсемейка» (2004), «Тачки» (2006), «
Рататуй» (2007) и другие. Эти
мультфильмы стали интересны не только детям, но и взрослым.
Джон Лассетер всегда восхищался творчеством режиссёра-аниматора Хаяо Миядзаки и
во многом черпал вдохновение из его мультфильмов:
"Его фильмы - это нечто особенное. В них столько души. Они так изобретательны. Они
всегда полны неожиданностей".
Джону удалось принять участие в создании некоторых творений Миядзаки. К ним,
например, относится «Ходячий замок» (2004), исполнительным продюсером которого
является Лассетер.
Летом 2010 в кинотеатрах состоялась премьера мультипликационного фильма «История
игрушек - 3» в формате 3D. Этот по-настоящему добрый мультфильм уже порадовал детей
и взрослых. Остаётся ждать, что ещё приготовит нам команда Pixar и Disney, вдохновляемая
Джоном Лассетером.
Однако наибольший вклад в историю мирового кинематографа Джон Лассетер вносит в
качестве продюсера. На его «продюсерском счету» десятки, без преувеличения
великих мультфильмов: «Унесенные призраками» (2001) , «
Корпорация монстров» (2001), «
В поисках
Немо» (2003), «Ходячий замок» (2004), «Суперсемейка» (2004), «
Рататуй» (2007) и конечно же,
бесподобный "ВАЛЛ·И" (2008). В 2010 году выходит «История игрушек-3», в 2011 - «Тачки-2».
Джон успешно продолжает свою продюсерскую деятельность.