Александр Сокуров родился в семье военного, участника Великой Отечественной
войны. Высшее образование он получил на историческом факультете Горьковского
университета (1974). Одновременно с учебой, в 1969-1975 годах Сокуров работал помощником
режиссера, ассистентом режиссера и режиссером на Горьковском телевидении. Затем
он учился во ВГИКе, где закончил мастерскую научно-популярного кино (1979), которую
не авторитарно и достаточно свободно вел А. М. Згуриди.
Фильм «
Одинокий голос человека» (по прозе Андрея Платонова) Сокуров
готовил в качестве диплома, но он был снят с защиты и едва не уничтожен. С 1980 года
режиссер жил и работал в Санкт-Петербурге («Ленфильм»). Лишь в 1987 году Сокурова
легализовали, выпустив на экран одиннадцать фильмов, снятых за 9 лет. Это - фильмы
документальные, историко-философские: о судьбах России, ее культуре; о
взаимоотношениях художника и народа, художника и власти, человека и времени.
Игровые фильмы «
Одинокий голос человека» и «
Скорбное бесчувствие» обозначили два направления творчества
режиссера. Одно, ориентированное на отечественную, другое - на
западно-европейскую культуру. В творчестве Сокурова органично сочетаются тонкое
понимание природы и возможностей кинематографической выразительности с
глубиной авторского замысла.
Глубокая грусть, мужественная сдержанность, страстность и затаенная нежность,
благородство, трагизм. Все было в этих фильмах «раннего» Сокурова. Так он и дальше
будет работать и в документалистике и в игровом кино. Продолжится цикл элегий,
развивая «русскую идею» Сокурова. Появятся документальные сериалы «
Ленинградская ретроспектива» и «
Духовные голоса». В игровом кино будут сняты «
Дни затмения» и «
Спаси и сохрани» - первый фильм по мотивам прозы братьев Стругацких,
второй - романа Г. Флобера «Мадам Бовари».
И киномир постепенно его узнавал, награждал. Призы на интеллектуальных
киносмотрах в Локарно, Тампере, Берлине, Оберхаузене, Роттердаме, Флоренции. В
середине 90-х Сокурова как «родного» приняла Япония. Его открытие этой страны, этой
культуры - фильмы, снятые там для телевидения: «
Восточная элегия» и «Смеренная жизнь». Он действительно в культуре
мира, а не только в отечественной находит свои эстетические корни. Не в
киноискусстве, а в фундаментальных и первородных - литературе, музыке, живописи.
Терновым венцом жизнетворчества «зрелого» Сокурова стала его тетралогия 90-х
годов. : «
Круг второй» - «
Камень» - «
Тихие
страницы» - «
Мать и сын». Игровые фильмы о сущности жизне-смертных отношений.
Главная тема этого масштабного цикла, главная тема его творчества обнажилась,
вышла на крупный план. Тема смерти. Сокуров не раз говорил, что видит цель своих
усилий в искусстве в том, чтобы подготовить человека к неизбежному и главному
моменту его жизни, помочь преодолеть ужас смерти.
Первый фильм - познание себя самого через смерть близкого человека. Второй -
постижение бессмертия духовного «я». Третий - открытие небытия живого без
духовной основы. Четвертый - обретение бессмертия в любви к самому близкому на
земле человеку. Главные персоны тетралогии: сын, хоронящий отца; дух Чехова,
посетивший свой дом; святая и безбожник; сын и умирающая мать.
С конца 1990-х работает над трилогией фильмов, посвященных великим диктаторам 20
века. Уже сняты фильмы о Гитлере («
Молох», приз за сценарий МКФ в Каннах)
и о Ленине («
Телец»). Великие диктаторы предстают в лентах режиссера несчастными
людьми, неспособными разобраться в своих личных проблемах. Сокуровский Гитлер,
чей один день в альпийской резиденции показывает режиссер, одинокий, несчастный и
никчемный человек, неспособный даже разобраться в своих отношениях с любимой
женщиной Евой Браун. А полупарализованный Ленин выглядит, как восковая кукла, и
практически утратил все черты автономной личности. В обоих фильмах роль
диктатров блестяще исполнил актер Л. Мозговой.
Фильмы Сокурова становятся все менее населенными. Экранное время сжимается.
Пластика теряет динамику, становясь все более живописной, а не кинематографичной.
Режиссура все более аскетичная, спрятанная, направленная внутрь, по вертикали.
Кино Сокурова чем дальше, тем явственнее уходит от традиционного кино,
преображаясь в напряженную авторскую духовную деятельность, ту, что можно
назвать медитацией через экран. Может быть, в этом художнику даже не нужен
зритель. Но есть зритель, которому необходим такой художник.
Картина "Фауст" 60-летнего российского режиссера
Александра Сокурова
стала победителем 68-го Венецианского кинофестиваля, который завершился 10
сентября 2011 года на итальянском острове Лидо.
Жюри во главе с американским режиссером Дарреном Аронофски присудило
"монументальной" экранизации одноименного произведения Гете главную премию -
"Золотого льва Святого Марка".
Фильм "Фауст" снят полностью на языке оригинала с немецким театральным актером
Йоханесом Цайлером в главной роли. Лента завершает кинотетралогию философских
размышлений об истории и судьбах людей, в которую входят "Молох", "Телец" и "Солнце".
Эта "элегическая поэма" мало связана с предыдущими, но в ней высказывается все
тоже предположение, что власть - от дьявола. Как рассказал режиссер, идея
тетралогии впервые появилась 30 лет назад. У картины достаточно большой бюджет, в
ее производстве задействованы сразу несколько стран. В основу фильма положена
первая часть поэмы Гете, сценарий написал Юрий Арабов. Для съемок построили целый
город в окрестностях Праги. Мефистофиля-ростовщика сыграл основатель театра DEREVO
Антон Адасинский, также в фильме снялся Леонид Мозговой.