Детство
Валентина Георгиевна Токарская родилась 3 февраля 1903 года в Одессе. Что такое
актерское мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее папа был
провинциальным актером. В пять лет юная Валечка читала стихи на школьных балах в
присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она училась в Киеве в
Фундуклеевской гимназии, основанной императрицей, которая иногда приезжала к
своим воспитанникам, и девочка навсегда запомнила ее лицо: красивое, но "неживое" -
оно было все покрыто специальной эмалью, из-за чего императрица даже улыбнуться
не могла.
А в четырнадцать лет Валентина Токарская уже зарабатывала на жизнь, танцуя в кино
перед сеансами. Ее мама никогда не работала. К тому времени Валентина училась в
частной балетной школе. Впервые Токарская вышла на сцену в опере, в балетной
массовке в малюсенькой роли. Девочка выбегала и... просто пробегала через сцену, но
уже через несколько лет Валя Токарская станет солисткой балета.
Гражданская война
Во время гражданской войны Валентина Токарская с мамой меняли в деревни вещи,
ведь в то время деревня была богатой, и там брали все, вплоть до рояля. Взамен
давали муку, сало, пшено - тогда был настоящий голод, и всегда сосало под ложечкой.
Юная Валентина еще умудрялась чуть-чуть подрабатывать в театре, где выступали
куплетисты: одни из них пели за белых, другие - за красных. А так как власть каждый
день в Киеве менялась - то белые придут, то красные, то зеленые, а то и поляки, -
куплетистам постоянно приходилось прятаться.
Когда в Киев пришли немцы, Токарские уехали в Ташкент. Там Валентина Токарская
довольно хорошо танцевала в опере. В Ташкенте же она вышла замуж за оперного певца
- тенора. Он пел главные партии в «Пиковой даме», в «Паяцах».
Оперетта
После гражданской войны Токарская с мужем переехали в Москву. Они устроились
играть в оперетке - ну совсем в маленькой труппке: действующие лица и рояль. И
играла Токарская не героинь, не певиц, а так называемых субреток. Там-то она и
задержалась, пристрастилась к оперетте. Так актриса ездила-ездила, а качество
этих оперетт все повышалось и повышалось. Ее приглашали из одной труппы в другую
и, в конце концов, она «допрыгалась» до большой, солидной оперетты с хором,
оркестром, жалованьем и известным режиссером Джусто.
Во время выступлений в Баку Токарская вышла замуж вторично. У ее нового мужа была
своя квартира, и мама «осела» в этой квартире - все-таки появилось уже что-то свое.
Муж артистки на этот раз был каким-то хозяйственником, и его, в конце концов,
арестовали, скорее всего за то, что он умел делать деньги. И вновь - дороги,
дороги...
Мюзик-холл
Потом был Ленинград, из которого Валентина Токарская переехала в Москву. Она
играла оперетты в Парке культуры, где ее и увидел режиссер мюзик-холла Волконский.
Он посмотрел танец с веером и пригласил к себе. Актриса осталась в Московском
мюзик-холле.
Обладательница несоветской красоты Валентина Токарская стала звездой
Московского мюзик-холла. В начале 30-х это заведение было самым культурным
кассовым центром в столице, прибыль государству - бешеная. Рядом с Токарской
блистали универсальные артисты Мартинсон, Тенин, Лепко. Спектакли были
феерическими. Знаменитые тридцать гёрлз под руководством Голейзовского! Веселые,
озорные, поющие и танцующие артисты: Рина Зеленая, Мария Миронова и Александрова.
А оркестром дирижировал Покрасс со своей огромной шевелюрой.
Всего в мюзик-холле было поставлено пять вещей. Это были самые счастливые годы
Валентины Токарской: время шуток, веселья, розыгрышей, смеха! Она с Марией
Мироновой были в центре театральной публики, их приглашали на все премьеры,
просмотры, банкеты. Артистку окружали писатели, художники. Когда репетировали
«Под куполом цирка», Валентина Токарская подружилась с авторами пьесы
завсегдатаями театра Ильфом, Петровым и Катаевым, а затем с Олешей, Никулиным,
Зощенко. Это была дивная компания, которая быстро ее приняла, потому что она была
примадонной мюзик-холла и украшала компанию. Валентина Георгиевна превосходно
танцевала, но сильным голосом не отличалась. Она исполняла роли так называемых
субреток, кокеток, обольстительниц, женщин-вамп и была счастлива в легком жанре
оперетты.
На спектаклях с участие артистки в vip-ложе Максим Горький рыдал от смеха, утирая
слезы безразмерным платком. Прима мюзик-холла разъезжала по городу в собственном
авто. Она была самой красивой, богатой и успешной москвичкой. Пока не закрыли
мюзик-холл. Каждый день зал был битком набит! Полные сборы! А мюзик-холл все-таки
закрыли: кричали, что это не советский театр.
Театр сатиры
Валентина Токарская, конечно же, не осталась без работы. Она получила приглашение
в Театр сатиры. Театр сатиры - это комики, блестящие актеры: Хенкин, Корф, Поль,
Курихин, Кара-Дмитриев, Лепко! Но это было не ее. Она стала драматической актрисой
и это ей не очень нравилось. Актрисе требовался репертуар такой, как, например, у
Людмилы Гурченко. Тогда ах как он ей нужен был! Но ведь ничего подобного нельзя
было сделать, ничего!
И все равно Валентина Токарская много играла. Она вошла во все старые спектакли.
Потом стала играть в «Слуге двух господ» Беатриче, в «Пигмалионе», в более
легковесных комедиях Шкваркина - «Чужой ребенок», «Страшный суд», «Весенний
смотр», в старинных водевилях.
Военные годы
В годы Великой Отечественной войны Валентина Токарская сначала поехала на фронт
вместе с Рудиным, Корфом и Холодовым с бригадой московских актеров №13 в 16-ю армию
Рокоссовского. Выступали в лесу на импровизированной сцене на двух грузовиках.
В конце 1941 года бригада, где Театр сатиры представляли четверо любимцев публики,
попала в окружение. Под обстрелом выжили немногие. Валентина Токарская и раненный
в ногу Рафаил Холодов спаслись. После месяца скитаний по деревням артисты попали
в кабалу к немцам и вынуждены были выступать на оккупированных территориях. Так и
гнали их до самого Берлина, до конца войны.
Валентину Токарскую, по возвращению в Москву, в Театре сатиры приняли
замечательно: «Слава Богу, вы вернулись! Что же вы пережили! Подождите работать -
мы вас на курорт отправим, отдохнете». А на следующий день ее арестовали... А потом
была Сибирь. Бывшую звезду пожалели, отправили на легкую работу в санчасть -
ставить заключенным клизмы. Приговорили к четырем годам - самый маленький срок.
Все так и говорили - значит ни за что. Кормили только селедкой с хлебом - так
почему-то было принято.
Воркутинский театр
А вскоре пришла заявка из Воркутинского театра. Именно этот театр и стал для
актрисы шансом выжить, не погибнуть среди миллионов, умиравших от лагерных работ.
В Воркутинском драмтеатре Валентина Токарская играла все главные роли, и сама
ставила спектакли. Она играла Диану в "Собаке на сене", Елизавету в "Марии Стюарт",
Софью Ковалевскую, в спектаклях "Мадемуазель Нитуш", "Вас вызывает Таймыр". А еще
она любила роль Ванды в оперетте "Розмари", из-за которой ее когда-то взяли в
мюзик-холл. Были роскошные костюмы! А после премьеры в местных газетах выходили
рецензии, но, правда, без фамилий: "Великолепно справилась с ролью актриса,
исполняющая того-то..." Но Валентине Токарской нельзя было жаловаться: публика ее
любила.
Там же она поставила сама две оперетты: "Баядеру" и "Одиннадцать неизвестных". За
это начальство дало актрисе сухой паек: сахар, крупу, чай и кусок мяса.
После срока она так и осталась работать в Воркуте - в Москву-то ехать не
разрешалось, да и тут ее уже знали. Она получила большую комнату в общежитии,
получала жалованье. В отпуск можно было поехать куда угодно, она и ездила в
Ессентуки, в Крым, в Прибалтику... А в 53-м умер Сталин. Теперь можно было ехать куда
угодно и Токарская поехала прямо в Москву, в свой театр. Ее тут же оформили на
работу.
Возвращение
Но главных или значительных ролей, честно сказать, у актрисы больше не было. В
общем-то, не было ролей, которые актрису особенно радовали. Она репетировала в
«Клопе», ее ввели в старые спектакли, она была героиней, а ей хотелось чего-то
каскадного, как было когда-то в оперетте.
Она всегда играла так называемые отрицательные роли - иностранок, каких-либо
красиво одетых дам. Сыграв Секлетинью в спектакле «По 206-й», актриса сама себе не
поверила - какой был успех! Театральная критика сравнивала ее в этой роли с
«великими старухами» Малого театра Рыжовой и Блюменталь-Тамариной. «Я очень
люблю эту роль. Там можно и почудить, и характер есть у этой бабушки.» - вспоминала
Валентина Токарская.
Актриса играла няньку, которая все в доме знает, все помнит и заканчивает все
картины, в «Последних». Спектакль поставил Анатолий Папанов. Это была его
единственная режиссерская работа. С ним было интересно работать.
Кино
Знаменитый кинорежиссер Яков Протазанов искал героиню для своих «Марионеток» и
«нашел» Валентину Токарскую. Она со своим партнером по оперетте сыграла ему
сцену, исполнила танец с веером и спела песенку из оперетты «Розмари»
по-английски, что очень понравилось требовательному Протазанову. Он же ставил
заграничный фильм. Это первое. А второе, ему, наверное, просто надоело смотреть
актрис. Он же пересмотрел их такое количество! И почему-то взял Токарскую, хотя она
была совсем неопытной в кино. Актриса ничего не понимала в съемках, а там ведь все
надо учитывать, где камера, где свет: тебе отведут маленькое местечко, и дальше не
заходи. Наверное, в «Марионетках» актриса совсем неинтересно сыграла, так как
легендарный Протазанов потом сказал актрисе: «Я с вами мало работал».
Но фильм все же имел успех! По всей Москве были развешаны афиши сатирической
комедии «
Марионетки» с портретом именно Токарской, несмотря на участие в фильме
Кторова, Сергея Мартинсона, Климова, Радина, Михаила Жарова. С картиной актриса
объездила весь Советский Союз, зарабатывала деньги. Тогда она много заработала. А
потом сделали твердые ставки. Кто-то наверху все за всех решал и прием публики
никого не волновал.
«Дело №
306»
В больших ролях актриса, действительно, снялась всего два раза. Это «
Марионетки» и «
Дело № 306». Валентину Токарскую
вспомнили не все, ведь после «Марионеток» прошло двадцать лет и бывшая звезда,
конечно же, изменилась.
Свою главную отрицательную роль в первом советском кинодетективе «Дело №306»
Валентина Токарская сыграла, вернувшись только что из заключения, и режиссер,
видимо, решил, что она будет правдива в этой роли. Ее героиня - опасная шпионка,
работавшая в аптеке как обыкновенная советская служащая под именем Марии
Николаевны Карасевой. Звали же ее Магда Тотгаст. Она же Фишман, Ованесова, Рубанюк,
Иваниха.
Очень интересная работа. У актрисы была большая сцена с Марком Бернесом и он перед
съемкой подсказывал ей что и как можно лучше сделать. Они были приятелями.
Тогда-то впервые с экрана прозвучали легендарные слова: "На пушку берешь,
начальничек? Не выйдет!" И произнесла их именно Валентина Токарская, игриво
закрутив на лбу локон и выпустив в Бернеса струйку папиросного дыма. Фильм
посмотрели десятки миллионов человек, причем, неоднократно.
«Пирамидон в порошках есть?... Тогда дайте в таблетках. Две пачки. И одеколон
«Лесная вода», - цитировалось повсюду и к месту и не к месту.
Актрису стали всюду узнавать. Особенно - на фоне слухов и сплетен о недавней
отсидке. Любопытно, что критики картину разгромили, досталось и исполнителям
главных ролей. Похвалили только Валентину Токарскую.
Конкуренция
И на этом кинокарьера актрисы, можно сказать, и закончилась. Была, правда, еще роль
в «Осенней истории». Но что это за роль... Так, бабушка и бабушка, ничего
интересного. Да и трудно было начаться этой кинокарьере.... Тогда же ничего не
разрешали! Три-четыре картины в год - это все, что имели артисты. А после
«Марионеток» в жанре актрисы работал только Александров и снимал он, конечно же,
только Любовь Орлову. Так что Валентине Токарской особенно не на что было
надеется. А «девушек полей» она не умела играть. Актрисе нужна была какая-то
эксцентрично-нахальная особа с шармом, такая женщина-вамп. Короче - артистка
варьете! Только советскому искусству такие актрисы были не нужны. Да и на
киноолимпе восходила звезда Любови Орловой. И только ей одной было позволено
осваивать этот легкий жанр. Второй звезды быть не могло.
В последнее время Валентину Токарскую приглашали на съемки сразу три молодых
кинорежиссера. В одном фильме она должна была сыграть старуху-убийцу из ХVI века.
На съемки другого надо было ехать в Одессу, пришлось отказаться из-за дороги.
Третий фильм - по Бредбери, «Вино из одуванчиков». И везде - главные роли. Но, к
сожалению, вышло так, что на первой же съемке после восьми часов непрерывной
работы у актрисы от перенапряжения лопнули глазные сосуды и она чуть не умерла.
Так что все режиссеры перепугались: «Помрет старуха на площадке, потом за нее
отвечай»...
А на съемках «Вина из одуванчиков» актриса попросила разрешения надеть очки - у
нее опять было плохо с глазами. Ей не разрешили, и пришлось отказаться. Так что
эпизод какой сыграть - пожалуйста, а главную роль...
Личная жизнь
В старости Валентина Георгиевна осталась совсем одна. Три замужества оказались
несчастливыми. Сначала уходила она, затем бросали ее. Историю последнего брака
пресса муссировала неоднократно. В ГУЛАГе Токарская вытащила из петли драматурга
Алексея Каплера, а он ее затем предал... Валентина Георгиевна оставила ему
квартиру, дачу, а сама ушла вновь в коммуналку. Своего дома у актрисы никогда не
было, он появился очень поздно. И родственников не было. А главное, не было ролей.
Но вдруг что-то произошло. В 86 лет Валентина Токарская стала народной артисткой
России. Сразу! Без заслуженной! В театре праздник. Валентина Георгиевна - в полном
недоумении. В 87 лет о ней сняли документальный фильм. В 88 она получила две
небольшие, но феерические роли, в которых купалась, проявляя чудеса
изобретательности и достигая вершин острохарактерности. О ней писали газеты и
журналы, снимали телесюжеты.
Валентине Георгиевне была назначена знаменитая президентская пенсия, ее стали
разрывать журналисты и администраторы телепередач, готовилась к печати книга
«Театр ГУЛАГа», включающая статью артистки о жизни в плену и лагере. Московский
Дом Ханжонкова вручил ей приз под названием «Неувядаемая», а российское
дворянское общество вообще присвоило титул баронессы. У нее вновь возник интерес
не то чтобы к жизни, нет, он у актрисы и так никогда не пропадал. Ей просто
захотелось вновь жить красиво, талантливо.
Она подолгу задерживалась у витрин роскошных универмагов на Тверской, вызывая
недоуменные взгляды избалованных продавщиц. Она могла позвонить своей подруге
Ирине Михайловне и предложить поехать на «какую-то новую ярмарку в Коньково». И
там она неутомимо шествовала по бесконечному ангару, примеряя каждую
приглянувшуюся «шмотку» от соломенной шляпки до брюк, невзирая на нытье уставшей
молодой подруги.
Роли!!!
Наконец, Валентине Токарской дали роль к юбилею Ольги Аросевой в спектакле «Как
пришить старушку» по пьесе Джона Патрика. Роль! Впервые за почти десять лет!
Режиссер Михаил Зонненштраль предложил Валентине Георгиевне роль страхового
агента, переделанную с мужской на женскую. Она появлялась на сцене настоящим
пугалом, вызывая восторженные аплодисменты зрителей и лишний раз доказывая, что
не боится выглядеть смешной и нелепой.
Не прошло и года, как состоялась премьера другого спектакля «Священные чудовища»
- бенефиса Веры Васильевой. Валентина Токарская появлялась в нем на мгновение, за
полминуты до поклонов. И вновь та же история. Все газеты иронизируют, ругают,
критикуют, и все в один голос заявляют, что смысл и шарм всей пьесы проясняется
лишь за минуту до ее окончания, с появлением на сцене старейшей актрисы труппы.
Девяностолетие
Девяностолетие Валентина Георгиевна Токарская отметила с шиком. Весь вечер на
сцене Дома актера она пела и танцевала. Зал был переполнен. В проходах стояло с
десяток телекамер. Море цветов. Заиграла музыка, молодежь театра запела песенку
про Парагвай из «Марионеток», из-за занавеса вышла Валентина Георгиевна
Токарская в белом платье от Вячеслава Зайцева, грациозная и женственная. Зал
встал. Она рассказывала, пела и танцевала весь вечер. Такого девяностолетнего
юбилея еще никто не видел. Михаил Ширвиндт шутил. Публика неистовствовала.
Актриса была счастлива.
Тогда
актриса впервые заговорила о смерти и попрощалась со зрителями... Через полгода,
в ночь с 30 сентября на 1 октября 1996 года, Валентины Токарской не стало.