Люк Бессон родился в семье инструкторов по подводному плаванию и с самого детства
готовился продолжить семейную традицию. Все детство он провёл на побережье
Греции и Югославии, увлеченно занимаясь нырянием и подводной фотосъемкой. Мечтой
его было стать специалистом по дельфинам. Однако мечтам не суждено было сбыться. В
семнадцать лет в результате несчастного случая он теряет возможность заниматься
своим любимым делом.
Люк возвращается в Париж, где занимается то тем, то другим, пока не привязывается к
кино. Он смотрит много фильмов, работает на съёмочных площадках, на
вспомогательных ролях. В 19 лет он уезжает в Голливуд, но, поработав там «мальчиком
на побегушках», возвращается на родину и идёт служить в армию. Отслужив три года,
он возвращается к кинематографу, сначала в качестве постановщика музыкальных
клипов, а потом и как ассистент режиссёра в «большом» кино. Дебютом можно считать
короткометражную ленту «
Предпоследний»; первым полнометражным фильмом Бессона была «
Последняя
битва», снятая на чёрно-белую плёнку в целях экономии средств.
Несмотря на трудности с бюджетом, фильм был снят и тут же режиссёр был причислен
ко второй французской Новой волне (которая начиналась с Жан-Жака Анно и Лео
Каракса). Дебют оказался удачным - картина получила два приза на фестивале
фантастических фильмов в Авориазе и ещё с десяток прочих премий.
Через год, успех был упрочен картиной «Подземка» (Subway, 1985). В ней уже чётко читался
специфический стиль Бессона - гремучая смесь напряжённого действия и
мелодраматизма. Его герои и в последующих работах будут заниматься своеобразным
«нырянием» в другую, «неродную» им реальность, будь то киллеры из «Никиты» и «
Леона» или
ныряльщик из «Голубой бездны». Контрастный баланс между внутренним и внешним
мирами позволяет режиссёру филигранно прописывать характеры своих героев,
создавая феерию действия и страстей.
В 1988 году, Бессон снимает красивейшую ленту о романтике подводного мира «
Голубая бездна» (Le grand bleu). Картина, проникнутая ностальгией по детским
годам и преклонением перед профессией ныряльщика и кумиром Жаком Майолем,
принесла Люку деньги, несколько номинаций на «Сезар» (который в итоге и был вручен
за работы бессменного композитора Бессона Эрика Серра и звукооператора ленты) и
культовую славу.
Настоящей же вершиной режиссёрской карьеры Бессона стал следующий его фильм
"Никита" (Nikita, 1990). В ленте наиболее ярко проявился типичный бессоновский стиль
повествования, когда быстро развивающийся сюжет снимается с поистине
музыкальной стройностью и скрипичной напряжённостью. Картину ждал кассовый
успех в США. После этой картины, Бессон получил всеобщее признание как режиссёр с
мировым именем. Во время съёмок фильма он сломал ногу и развёлся с женой, актрисой
Анн Парийо .
Доходы, полученные от двух предыдущих проектов, позволили Бессону вновь
обратиться к морской теме и выпустить в 1991 году абсолютно некоммерческий
документальный научно-популярный фильм «Атлантида» (Atlantis). Подводная одиссея в
духе Кусто стала своего рода прощанием с миром детства, признанием в
несбыточности надежд и любви к кинематографу.
В своей следующей, шестой по счету картине, «
Леон» (Leon, 1994), Бессон развил образ
мрачного киллера, заявленный ещё в «Никите». Режиссёр впервые позволил полностью
раскрыться актёрскому дару Жана Рено. Образ по-детски непосредственного и
по-взрослому серьёзного профессионального убийцы ярко рисуется им в этой картине
через историю взаимоотношений взрослого мужчины и двенадцатилетней девочки,
сыгранной Натали Портман. Смесь американского постановочного размаха и
французской сентиментальности, однако, несмотря на ошеломляющий успех, так и не
завоевала ни одного «Сезара».
В 1997 году выходит новая работа Бессона, под названием «
Пятый элемент»
(The Fifth Element). Люк привлек американских звёзд Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена
(последний блестяще сыграл ещё в «
Леоне»), а также свою жену, Миллу Йовович .
На постановку было затрачено $90 млн, что выразилось затем в потрясающих
декорациях, костюмах Жан-Поля Готье и гриме. Фильм с уже традиционно великолепной
музыкой Эрика Серра и порой по-европейски ироничными, а порой по-американски
прямыми диалогами окупился, собрав по всем миру $266 млн, послужив своеобразным
ответом на ряд критических уколов за тенденцию к американской унификации
оригинального авторского стиля режиссёра.
Следующей режиссёрской работой Бессона стала историческая постановка «Жанна
Д’Арк» (Messenger: The Story of Joan of Arc, The , 1999) все с той же Миллой Йовович в главной роли.
Реалистичная и пугающая обстановка батальных сцен, потрясающая глубина
визуальных образов и волнующая музыка переносят зрителя на пятьсот лет назад,
туда, где звуки молитв заглушаются звоном мечей и где беспросветные ночи
озаряются пламенем костров, пожирающих невинных жертв.
После шестилетнего перерыва в режиссуре, Бессон возвратился к своему старому
проекту, сценарий которого начал писать ещё десять лет назад. И в 2005 году выпустил
фильм-мелодраму «
Ангел-А» (Angel-A).
В конце 2006 года выходит на экраны его первый фильм-сказка «
Артур и
минипуты», который очень понравился многим детям, а во Франции имел чуть ли не
культовый статус, который образовался ещё к 2003 году, когда вышла его же книга, по
который была снята часть фильма. Вторая часть фильма была снята по книге «Артур и
запретный город». Во второй редакции (по фильму) книги были объединены в одну.