Херберт Джеффри «
Херби» Хэнкок (англ. Herbert Jeffrey «Herbie» Hancock) - американский джазовый пианист
и композитор, один из наиболее влиятельных джазовых музыкантов XX века.
Герберт Джеффри Хэнкок родился в южном пригороде Чикаго в 1940 году, в небогатой
негритянской семье, в день космонавтики - 12 апреля.
С 7 лет начал обучаться классическому фортепиано, и к 11 годам достиг больших
успехов, выступая с Чикагским симфоническим оркестром. Это был тот редкий и
счастливый случай, когда из вундеркинда в дальнейшем получилась настоящая
«звезда».
После окончания колледжа
Херби Хэнкок увлекся джазом и довольно быстро добился результатов. В 1961
году его пригласил в свой ансамбль известный трубач Доналд Берд (Donald Byrd) и дальше
его музыкальная карьера пошла развиваться по восходящей линии. В 1962 году
Херби Хэнкок
выпускает свой первый сольный альбом “Takin’ Off”, на котором была записана его
пьеса “Watermelon Man”, ставшая моментально хитом. В 1963 году
Херби Хэнкок приглашает сам Майлз
Дэвис для записи диска “Seven Steps to Heaven”, после чего
Херби Хэнкок становится постоянным
партнером и последователем Дэвиса.
Одним из первых в США
Херби Хэнкок осваивает различные электронные клавишные инструменты,
Rhodes Piano, Hohner Clavinet и другие. Работая в составах Дэвиса,
Херби Хэнкок записывает собственные
альбомы ( например “Maiden Voyage”, “Hancock” и ряд других), которые приносят ему все
большую популярность. Он участвует в записях раннего джаз-рока, продюсируемых
Гридом Тэйлором, пишет музыку к фильму Микельанджело Антониони “Blow Up”. В 1969 году
выходит альбом Miles Davis “Bitches Brew”, который дает мощный импульс развитию музыки
стиля «фьюжн». Основные участники этой записи, включая Herbie Hancock, становятся
лидерами своих групп, своих направлений в данном стиле.
В 1970 году
Херби
Хэнкок начинает исповедовать буддизм и берет себе второе имя - “Mwandishi” .
В 1973 году выходит альбом его группы “Head Hunters”, где намечается четкий поворот
Херби Хэнкока на
музыку «фанк». Он начинает разрабатывать свое направление, которое можно
охарактеризовать как «электронный джаз-фанк». В отличие от жесткого
«фанки-фьюжн» Miles Davis, музыка
Херби Хэнкок чрезвычайно доходчива и
демократична, при всей ее непростоте. Тема “Chameleon” становится супер-хитом, побив
все рекорды популярности в мире инструментальной музыки. Продолжая записывать
новые электронные альбомы,
Херби Хэнкок иногда выступает с
такими известными джазменами как Tony Williams, Ron Carter, Wayne Shorter, Freddy Hubbard, играя музыку в
стиле хард-боп.
В конце 70-х
Херби Хэнкок и Чик Кориа сделали Дуэт, с которым периодически
выступали на концертах и фестивалях. В 1979 году на фестивале “Berliner Jazz Tage” Дуэт был
освистан немецкой публикой еще до начала своего выступления в знак
антиамериканских настроений в Германии того периода.
Через десять лет после триумфа “Head Hunters”
Херби Хэнкок вновь становится сверх
популярной фигурой на уровне масскультуры. В период первой волны увлечения
молодежи хип-хопом - рэпом и брейк-дансом - он выпускает на МТV видеоклип “Rockit”, за
который вскоре получает приз Grammy. На клипе, выдержанном в лучших традициях
техно-сюрреализма, под механистическую музыку, в основе которой положен
диджеевский “scratching”, двигаются обрубки манекенов и уродливые создания техники.
А сам
Херби
Хэнкок мелькает где-то в мониторе, висящем на стене. Во время вручения ему Грэмми
он исполнил этот номер «живьем», выйдя на сцену с четырьмя профессиональными
брейкдансерами, загримированными под манекенов.
На протяжении 80-х
Херби Хэнкок продолжает самую разнообразную деятельность. Он много
выступает с живыми концертами, сотрудничая с такими музыкантами как братья
Марсалисы, Майкл Брекер, George Benson. Он продолжает писать музыку к фильмам. Сам
снимается в художественном фильме “Round Midnight”. Создает еще один ансамбль под
названием “Round Midnight”. Выпускает альбомы, основанные на техно-музыке, и даже с
элементами РЭПа. В 1998 году, в год столетия со дня рождения Джорджа Гершвина,
Херби Хэнкок
выпустил альбом “Gershwin’s World”.
Наиболее известными соло-работами Хэнкока являются музыкальные произведения
«Cantaloupe Island», «Watermelon Man», «Maiden Voyage» и «Chameleon», а также синглы «I Thought It Was You» и «Rockit». В
2007 году вышел трибьют-альбом Джони Митчел «River: The Joni Letters», который год спустя стал
лауреатом премии «Грэмми» в самой престижной номинации - «альбом года».