Мишель Блан (фр. Michel Blanc) - французский актёр, режиссёр и сценарист, который долгое
время выступал в роли ворчунов и неловких ухажёров. Любимец двух лучших
французских режиссеров Патриса Леконта и Бертрана Блие Мишель Блан не стал
довольствоваться профессией актера. Он захотел стать постановщиком и снял один
из шедевров европейского кинематографа - "Большую усталость". Блан дважды
удостаивался призов Каннского фестиваля: в 1986 году как актер и в 1994 как
сценарист.
Ранние годы. Театр
Мишель Блан родился 16 апреля 1952 в обеспеченной семье в городе Курбевуа.
Во время учёбы в Лицее имени Пастера в городке Нёйи-сюр-Сен познакомился с
Кристианом Клавье, Жераром Жюньо и Тьерри Лермиттом. Впоследствии друзья создали
французскую театральную труппу «Le Splendid». В самом начале они играли в районе
Монпарнас, в гараже, превращённом в кафе-театр, прежде чем переехать на улицу
Ломбар. Затем, в конечном счёте построили свой собственный театр на улице Фабур
Сен-Мартен (фр. Faubourg-Saint-Martin).
Кино
Кинодебют Мишеля - небольшая роль воспитателя в летнем лагере в «Лучшем способе
шагать / La meilleure facon de marcher» Миллера. Юного француза с необычным полноватым лицом
приметил в середине 70-х пока еще не столь известный Роман Полански, пригласивший
Блана на роль второго плана в «Жилище /
Le locataire».
Мелкими, не очень уверенными шагами 25-летний молодой человек с печальными
клоунскими глазами шел к славе. Аплодисменты и национальное признание пришли к
Мишелю Блану в 1978. Тогда Патрис Леконт пригласил лучших актеров "Сплендид" сняться
в задорной комедии «Загорелые / Les bronzees». Картина имела феноменальный успех не
только во Франции, но и за ее пределами. Вдохновленный удачей режиссер сделал
несколько продолжений приключений неугомонных "загорелых". Леконту приглянулся
не только сюжет успешной картины, но и сам Мишель Блан, который сыграет в одном из
лучших фильмов Патриса «
Месье Ир /
Monsieur Hire». C тех пор о творческом тандеме
Леконт/Блан стали говорить как о выдающемся явлении французского кинематографа.
Мишель называл Леконта своим наставником (возможно, что именно он помог
блестящему актеру открыть в себе и режиссерский талант). Патрис с горящими
глазами рассказывал, как вдохновляет его игра Мишеля. Казалось, эти двое -
идеальная пара, словно созданная друг для друга.
Однако у Леконта был конкурент: Блана заметил и другой великий французский
режиссер - Бертран Блие. В 1982 году он сделал ему предложение, отказаться от
которого было нельзя. У Блие Мишель сыграл ту самую роль, за которую был удостоен
награды Каннского фестиваля. Главный герой «Вечернего платья / Tenue de soiree» страдает
от того, что нелюбим женой. Униженный до предела, он готов выйти в свет в женском
туалете в сопровождении дружка-гомосексуалиста. Блан пронзительно и искренне
сыграл человека на грани отчаяния, накрашенное и искаженное гримасой боли лицо
его Антуана надолго врезалось в память зрителей.
Как и Леконт, Блие продолжал работать с Мишелем, осторожно приоткрывая новые
грани его актерского таланта. Мировым признанием Блана стала роль в «Готовом
платье / Pret -a-porter» Роберта Олтмана в окружении лучших звезд американского и
европейского кино: Ким Бэсингер, Софи Лорен, Марчелло Мастрояни. Великие
режиссеры ценили Мишеля за умение мгновенно перевоплощаться и изображать
комических и трагических персонажей практически одновременно. Его лицо
напоминало две античные маски: такие разные и в то же время столь похожие. Но
художник Блан хотел большего, нежели просто подчинения волшебным палочкам
гениев. Хотел доказать собственную одаренность и самостоятельность.
Снимался в фильмах "Лучший способ маршировки" (1976, К.Миллер), "Жилец" (1976,
Р.Поланский), "Беглецы" (1986, Ф.Вебер), "Книги Просперо" (1991, П. Гринуэй), "Готовое
платье" (1994, Р.Олтмен). Роль в фильме Бертрана Блие "Вечернее платье" (1986) принеслу
Мишелю Блану приз МКФ в Канне. Как режиссер снял фильмы "Ступай в тень" (1984) и
"Коварство славы" (1994), "Эскорт" (1999), "Целуй, кого хочешь" (2002).
В 2005 году его снова ожидал громкий успех в первом фильме Изабели Мерго «
Вы так
прекрасны». После этого были третий фильм про «загорелых» (10 миллионов
купленных билетов) и два фильма Андре Тешине.
Режиссура
В 1984 году на свет появился первый фильм Мишеля Блана-режиссера «Иди отсюда / Marche a
l`ombre», а затем один из шедевров французского кинематографа «Большая усталость /
Grosse fatigue». После этой
работы Блана стали сравнивать с Вуди Алленом, а его фильм - со «Знаменитостью /
Celebrity». Действительно, сюжет двух картин похож: и там, и там в ролях звезды. В обоих
фильмах все они играют сами себя. В главной роли в собственной ленте появляется
Блан. Его герой - режиссер по имени Мишель одинок среди светского лоска и якобы
друзей. Единственное счастье для него - фильмы, которые он снимает. Громкий
протест против лжи и предельную откровенность зрители восприняли на ура.
Каннское жюри наградило Мишеля призом за лучший сценарий, он получил
национальную премию "Сезар".
Актер Леконта и Блие стал самодостаточным режиссером, которому вроде бы учителя
не нужны. И тем не менее следующий фильм с участие Блана - «Большие герцоги /
Les grands ducs» - снял все тот
же Патрис Леконт.
По словам Мишеля, свобода самовыражения сокрыта в любом творчестве, не важно
режиссер ты или актер. Исполнитель трактует образ по-своему, а постановщик
трактует по-своему ситуацию. Каждому - свое. Мишелю Блану удалось не только
погнаться за двумя зайцами, но и успешно схватить за уши обоих. После успеха
"Большой усталости" он не потерял, а лишь закрепил за собой режиссерское звание.
Его последняя картина «
Эскорт /
Mauvaise passe» - произведение зрелого художника.
Критики вновь проводят параллели со "Знаменитостью" Вуди Аллена. Там Кеннет Брана
манерой игры, жестами, мимикой стремился скопировать самого режиссера,
скрывшегося за камерой. В "Эскорте" Даниэль Отой во всем старается быть похожим на
Блана: та же пластика, те же интонации.