Бернадетт Лафон (Bernadette Lafont; 1938 - 2013) - французская актриса театра и кино.
Олицетворяет собой французское кино «Новой волны» 1960-1970-х годов.
Ранние годы
Дочь аптекаря, Бернадетт Лафон родилась 26 октября 1938 года на юге Франции - в Ниме.
Она с детства занимается хореографией при местной Опере, однако грезит
кинематографом: в 1955-м ей посчастливилось присутствовать на съемках фильма
«Мерзавцы попадают в ад» со своим тогдашним кумиром - Мариной Влади, о чем она
неоднократно будет благодарно вспоминать впоследствии.
В возрасте 16 лет Бернадетт знакомится с актером Жераром Бленом , а вскоре вслед за
ним отправляется в Париж - подобный поступок вполне приравнивался бегству из
дома. Там ей сразу же очень везет - Блен готовится сниматься в дебютном
«Красавчике Серже» Клода Шаброля, а Бернадетт оказывается в буквально бурлящей
идеями компании будущих звезд Новой Волны, только готовящих революционный
киновзрыв конца 50-х.
Начало карьеры
Бернадетт снимается в дебютной короткометражке Франсуа Трюффо «Шпанята», после
чего последует целая обойма фильмов Шаброля и его «соратников» по движению, что
позволяет критикам уже в начале 1960-х вполне обоснованно называть Бернадетт музой
Новой Волны.
Движение довольно быстро схлынуло, однако на протяжении всего последующего
десятилетия актриса и не собиралась меняться. Обретению «нормальных» заработков
и звездного статуса Бернадетт по-прежнему предпочитает весьма рискованные
фильмы дебютантов - таким образом, ей удалось «отметиться» в ряде интересных
картин, однако «основной поток» французского кинопроцесса проходил, как правило,
в стороне от работ юной актрисы. Красавица-брюнетка с низким голосом, она вполне
могла бы стать в то время величиной не меньше, скажем, чем Бардо, однако упорно
продолжала оставаться в тени. И лишь в 1969-м роль девушки-бунтарки свободных нравов
в «Невесте пирата» Нелли Каплан срезонировала с ветром свободы конца 1960-х, а
Бернадетт Лафон становится звездой национального масштаба. «Кино держит
Бернадетт Лафон, и больше ее не отпустит» - чуть позже скажет об актрисе Франсуа
Трюффо.
Творческий пик
Весьма громкий успех «Невесты пирата», однако, не заставил Бернадетт занять место
в ряду самых заметных актрис своего поколения: лучшие ее роли 70-х опять пришлись
на малобюджетные картины режиссеров-авторов. Если бы тогда существовал термин
«культовый фильм», то Лафон специализировалась именно по ним: многие из коротких
и полных метров того времени с ее участием составили золотой фонд близкого к
художественному подполью кинематографа Франции.
Отметив Май-68 «Разоблачителем» Филиппа Гареля, а в 1969-м повторно выйдя замуж - за
венгерского скульптора с удивительным именем Диурку Медвецки, в 1972-м Лафон
снялась в картине, ставшей настоящей Библией синефилов всего мира - «Мамочке и
шлюхе» до обидного мало снявшего гения Жана Юсташа. Оставшись «верной музой»
режиссеров некогда цельной, а ныне распавшейся на множество потоков Новой Волны,
Лафон как прежде появляется у Трюффо и Шаброля, а Жак Риветт, «упустивший» актрису
в 1960-х, начинает бурно наверстывать упущенное, готовя свои новые фильмы
специально под участие актрисы.
В самый «легкомысленный» период французского кинематографа, Лафон каким-то чудом
удалось полностью избежать как комедий, так и боевиков неизменно выигрышной
схемы Делон-Бельмондо, а встречи на экране со знаменитыми коллегами по актерскому
цеху столь редки, что их легко можно перечислить по пальцам. Зато, к примеру,
Бернадетт с удивительным постоянством появлялась в фильмах далеко не звездного,
хотя и, безусловно, интересного актера-режиссера Ласло Сабо.
Личная жизнь
При всей невероятной напряженности графика бесконечных съемок, Бернадетт родила
в 1970-х трех своих детей. Её дочери - актрисы
Полин
Лафон (1963-1988) и Элизабет Лафон. Сын - Давид.
Что, впрочем, не помешало актрисе завершить десятилетие с аналогичным прошлому
итогом: она развелась с «героем андерграунда» Диуркой Медвецки (венгерским
сценаристом и режиссёром), но никогда больше не связала себя браком.
В 40 уже трудно изменять своему стилю жизни, а потому с 80-х и по сегодняшний момент
Бернадетт останется верной привычке оставаться «немного в тени». Единственное
отличие от предыдущих лет - все меньше «рискованных дебютов», но зато больше
«жанра»: впервые в фильмографии Лафон появятся комедии и то, что можно было бы
назвать «чистой коммерцией», хотя к известности актриса по-прежнему относится
достаточно спокойно.
Новый век
Из прежней компании «живых классиков» продолжит с ней работать лишь Шаброль, но
компания «верных поклонников» существенно пополнится уважаемыми именами: об
актрисе с восхищением отзывались Жан-Пьер Моки (целых 4 фильма вместе), Рауль Руис
и Паскаль Бонитцер. «Нахалка» Клода Миллера принесла актрисе в 1986-м первого
«Сезара» (за лучшую роль второго плана) - второго же, почетного «за вклад в
кинематограф» Бернадетт получит в 2003-м.
Но если члены сезаровского комитета решили, что на карьере актрисы пора ставить
точку, то их поступок выглядит явно поспешным: никогда со времен 60-х актриса не
работала так интенсивно. Причем весьма заметное возвращение «возрастной»
актрисы отнюдь не связано с феноменом «подросших поклонников» (т.е. режиссеров,
восторгавшихся актрисой в юные годы) - она вполне уместно вписывается в нынешний
кинематографический пейзаж страны. Помимо прочего, Лафон продолжает играть в
театре моноспектакли и давно ведет курс драматического искусства. Актриса
активно снимается, воплощая на экране образы романтических старушек, ведь с
возрастом не меняется знаменитый раскосый взгляд, так привлекающий мужчин...
1 июля 2013 года у Бернадетт Лафон случился обширный инсульт, когда она была дома у
себя в Ниме. В больнице она пришла в себя и даже восстановила свои
интеллектуальные способности в полном объёме на радость близким. Оставалось
вернуть мобильность парализованной левой стороне тела, за что она и принялась с
большим воодушевлением в реабилитационном центре "hélio-marin" в городке Grau-du-Roi.
Однако 22 июля 2013 года пришло сообщение, что актрисе стало плохо, её перевезли в
госпиталь родного города Ним, где она и скончалась 25 июля 2013 года.