Эли Хершел Уоллах (англ. Eli Herschel Wallach, произносится Илай; 1915 - 2014) - один из старейших
американских актёров театра и кино. Наиболее известные сыгранные им роли -
Калвера в «Великолепной семёрке« Джона Стёрджеса, Туко в фильме Серджио Леоне «
Хороший, плохой, злой«, дон Альтабелло в фильме Фрэнсиса Форда Копполы
«Крёстный отец 3«. В течение почти всей творческой карьеры Эли Уоллаху
приходилось играть мафиози, бандитов и массу других необычных персонажей. Дожив
до почтенного 95-летнего возраста, он продолжает сниматься, правда теперь
исполняемые им роли стали ему гораздо ближе и родней.
Ранние годы
Эли Уоллах родился 7 декабря 1915 года в Бруклине в еврейской семье, которая жила в
итальянском квартале. Сын говорящих на идише польских иммигрантов, он родился в
Бруклине, где его отец владел кондитерским магазином. Тягу к актерству испытывал
с детства: «Я, бывало, любил представлять себе, что моя кровать - это пустыня
Сахара, а сам я - боец Иностранного легиона. Ну разве мог я идти обедать - ведь я
истекал кровью!». Планы юноши поступить в городской колледж Нью-Йорка (New York's City
College) развеялись как дым из-за плохих оценок. Вместо этого он поступил Техасский
университет в Остине (Austin). Там научился ездить верхом, и это позже очень
пригодилось ему - сначала когда работал консультантом в летних еврейских лагерях
на востоке страны, а затем когда играл в таких вестернах, как «
Великолепная семерка» (The Magnificent Seven) и «Как был завоеван Запад» (How the West
Was Won).
Выпускник Техасского Университета в Остине (в 1936 году) и Нью-Йорк-Сити колледжа.
Учился актёрскому мастерству в студии «Neighborhood Playhouse».
Война и послевоенные годы
Во время Второй мировой войны служил в медицинском подразделении на Гавайях;
закончил курсы повышения квалификации для младших офицеров, затем был
командирован в Касабланку и во Францию. Там впервые оказались востребованы его
актёрские способности: вместе с другими сотрудниками госпиталя для раненых он
написал и поставил любительскую сатирическую пьесу «Это что, армия?», в которой
высмеивались различные европейские диктаторы; сам Уоллах изображал в спектакле
Гитлера.
Вернувшись в Нью-Йорк, он понял, что хочет играть, а не преподавать, как
большинство его братьев и сестер. И стал одним из первых членов прославленной
«Студии актеров», в состав которой вошли Джули Харрис, Марлон Брандо и Стив
Маккуин. Здесь же Эли познакомился с актрисой
Энн
Джексон , на которой в 1948-м женился. У них родились две дочки, впоследствии
тоже ставшие актрисами, и сын, избравший профессию художника-мультипликатора.
Театр
А начиналась актерская карьера Уоллаха в театре. После окончания войны и
демобилизации Уоллах с 1945 года участвует в профессиональных театральных
постановках на Бродвее. В 1951 году он становится лауреатом премии «Тони« за роль
Альваро в пьесе Теннесси Уильямса «Татуированная роза».
А затем состоялся его дебют и на киноэкране - роль аморального соблазнителя в
фильме Элии Казана «
Куколка» (Baby Doll). Эли Уоллах
вспоминает о Казане, умершем 94-летним в сентябре 2003 года, с огромной нежностью, как
о друге и одном из самых любимых режиссеров.
В 1950-х годах он стал одним из самых почитаемых театральных актёров. Среди его
работ на театральных подмостках «Rhinoceros» Эжена Йонеско, представление из двух
пьес «The Tiger» и «The Typist» с его женой Энн Джексон, «The Waltz of the Toreadors» и «Every Good Boy Deserves
Favour». В конце 1990-х Уоллах с успехом сыграл во внебродвейском хите «Visiting Mr. Green».
Среди сыгранного Уоллахом следует отметить немало оригинальных ролей второго
плана и чисто еврейских персонажей. «В такие роли я стараюсь привнести
собственное происхождение и воспитание», - говорит актер. Например, в 1978 году он
вместе с женой и дочерьми играл в театральной версии «Дневников Анны Франк». Этот
спектакль шел в Торонто целый год.
Кино
Дебютом в кино для Уоллаха стала роль Сильвы Ваккаро в фильме Элиа Казана «
Куколка«
(1956) по сценарию Теннесси Уильямса. Он начинает регулярно сниматься, хотя и редко
появляется в главных ролях. Среди его наиболее памятных экранных работ - главарь
банды Кальвера в фильме Джона Стёрджеса «Великолепная семёрка« (1960), Гвидо в
фильме Джона Хьюстона «
Неприкаянные«
(1961), Чарли Грант в фильме Джона Форда «Как был завоёван Запад« (1962), эксцентричный
миллионер Дэвис Лиланд в комедии Уильяма Уайлера «
Как украсть миллион« (1966), Бен Бейкер в фильме Джей Ли Томпсона «
Золото
Маккенны« (1969). Классикой кинематографа и лучшей киноработой актёра признана
сыгранная им роль Туко в фильме Серджио Леоне «
Хороший, плохой, злой«.
Среди важных поздних ролей Уоллаха - дон Альтабелло в фильме Фрэнсиса Форда
Копполы «Крёстный отец 3« (1990). Всего на счету Уоллаха более 80 ролей в
художественных фильмах и примерно столько же в телевизионных постановках, причём
актёр продолжает активно сниматься, несмотря на преклонный возраст и
перенесённый инсульт, после которого он ослеп на левый глаз.
Его еврейские роли тоже отличаются разнообразием: от адвоката, защищающего право
группы неонацистов устраивать свои марши (телевизионный фильм «Скоки» (Skokie, 1981 г.),
до ювелира из Варшавского гетто, купившего себе право бежать и бросившего ради
этого двух своих детей (телеверсия романа Джона Херси «
Стена» (The Wall) и руководителя секретной
службы «Моссад» в фильме «
Невероятный шпион» (Impossible Spy) 1997 года об израильском шпионе Эли Коэне,
которого повесили в Сирии.
В 1997-м он играет в бродвейской пьесе Джеффа Барона (Jeff Baron) «Навещая мистера Грина»
(Visiting Mr. Green) роль своенравного еврейского вдовца, который знакомится с
бесшабашным молодым человеком и становится его другом. New York Times осыпала Уоллаха
градом комплиментов, призывая читателей: “Если кто-нибудь может указать на более
успешное представление в этом сезоне, нежели то, в котором задействован Эли
Уоллах... то ваши номинации принимаются”.
А ещё пожилой актер исполнил второплановую роль отца главного героя в
телевизионном сериале «
Воспитание Макса Бикфорда» (The Education of Max Bickford). «Начав с
мафиози, метисов, мексиканцев, ирландцев, испанцев, даже жителей Окинавы, я, в
конце концов, начал играть колоритных еврейских персонажей», - так Эли Уоллах
подводит итог своей трудовой биографии.
В 2006 г. Уоллах в качестве гостя появился в сериале канала NBC «Студия 60 на
Сансет-стрит», где сыграл писателя, попавшего в черные списки в 1950-х. Его персонаж,
Эли Вейнроб, был автором «The Philco Comedy Hour», комедийного шоу, транслировавшегося на
вымышленной телесети NBS. Фактически «The Philco Comedy Hour» ссылался на телевизионную
антологию «
The
Philco Television Playhouse», где в 1955 г. Уоллах снялся в нескольких эпизодах этого сериала. В
2007 г. актер стал номинантом на «Эмми» за его работу в «Студии 60».
Личная жизнь
С 1946 года Эли Уоллах женат на актрисе Энн Джексон , у них трое детей: Питер, Кэтрин и
Роберта. Роберта Уоллах получила актерский опыт, сыграв Рут в драме Пола Ньюмана
«Влияние гамма-лучей на поведение маргариток» в 1972 г., и стала актрисой. Его
внучатый племянник Энтони Оливер Скотт - ведущий кинокритик The New York Times.
В 2005 году вышла написанная им автобиографическая книга «Хороший, плохой и я» («The
Good, the Bad and Me: In My Anecdotage»).
Он ушел из жизни во вторник 24 июня 2014 года в возрасте 98 лет, информацию о смерти
подтвердила дочь артиста.