Судьба Кейтеля - тот редкий случай, когда актер всем обязан исключительно
одному-единственному режиссеру. Малоизвестный актер-неудачник, постоянно
переходящий из труппы в труппу, появился на экране только благодаря молодому,
тогда еще начинающему режиссеру Мартину Скорсезе. В каждом фильме Скорсезе на
протяжении нескольких лет одну из главных ролей играл Кейтель. И хотя снимался
актер много и у разных режиссеров (например, исполнил одну из ролей в
«Криминальном чтиве»), ни у кого другого его талант так, как у Скорсезе, не
раскрывался.
Харви Кeйтель родился в Нью-Йорке, в бруклинском районе Брайтон - Бич (штат Нью -
Йорк, США).
Учился в Актерской студии в Нью -Йорке. Харви Кeйтель около десяти лет работал в
различных небольших театрах, в малоизвестных труппах и приобрел известность,
лишь снявшись в ранних фильмах Мартина Скорсезе, а первым из них стала лента `Кто
стучится в дверь ко мне?`. Кстати, чаще него с этим режиссером работал только
Роберт Де Ниро. После успешной работы с Мартином Скорсезе в 70 - х годах, после
`Таксиста` (1976) карьера Харви Кeйтеля испытала некий провал, хотя он и продолжал
много сниматься, и вновь об актере заговорили с выходом на экраны `Последнего
искушения Христа` (1988), в котором он мастерски исполнил роль неистового Иуды.
Этотфильм Мартина Скорсезе возвестил о возвращении Харви Кейтеля, что
подтвердили его работы в `Тельме и Луизе`, `Багси`, `Смертоносных мыслях`.
В 90 - е годы актер стал одной из ярких фигур Голливуда, сыграв в `Бешеных псах` (1992) (и
решившись стать сопродюсером этого фильма) и в `Криминальном чтиве` (1994) Квентина
Тарантино, в `Плохом лейтенанте` Абеля Феррары, в боевиках `Возврата нет` и
`Восходящее солнце`, а любовная драма Джейн Кэмпион `Пианино` (1993) раскрыла новые
грани таланта актера. Новым успехом Харви Кейтеля стал культовый фильм `От заката
до рассвета` (1996) Роберта Родригеса.
Американский исполнитель главных ролей, снимался в фильмах Мартина Скорсезе,
часто играет сильные и сложные роли.
Бывший моряк, он учился актерскому мастерству у Ли Страсберга (Lee Strasberg) и Стеллы
Эдлер (Stella Adler). Начинал с игры в театре далеком от Бродвея. Был женат на
Лоррэйн Бракко (Lorraine Bracco). Впервые сильное впечатление он произвел в
автобиографическом фильме Мартина Скорсезе "Злые улицы". У того же Скорсезе до
этого он снялся в первом фильме режиссера "Кто стучится в дверь ко мне". Итальянец
и католик Скорсезе сказал: "Он во многом очень похож на меня, хотя он и польский
еврей из Бруклина".
Кайтел учился в Студии Актеров (Actors' Studio) и работал в летних и гастролирующих
театрах 10 лет, пока не прорвался в кино. Когда его работа со Скорсезе стала
угрожать ему остаться в амлуа крутых, современных ребят из большого города, он
стал браться за совсем иные роли. Тогда как его игра в фильме "Алиса здесь больше
не живет" была убедительной, роль австрийского детектива в картине 1980 года
"Неудачный момент: чувственная одержимость", кажется, далась ему с трудом.
Интересно, что почти такую же роль он сыграл в фильме "Страшные мысли" (1991) только
без немецкого акцента.
Помимо характерных ролей и ролей второго плана в разнообразных американских
картинах, он интенсивно работал за рубежом. Так он сыграл главную роль в
замечательном фильме Ридли Скотта "Дуэлянты" (1977), снялся у Бертрана Тавернье в
"Прямом репортаже о смерти" (1980) и "Ночи в Варенне" (1982) и во многих других фильмах.
Большое впечатление произвела его игра в роли Иуды в противоречивом фильме
Скорсезе "Последнее искушение Христа" (1988). О нем говорили также много, как и о
самом фильме.
Другой источник:
В 1991 году Кайтел становится звездой первой величины после 20 лет работы в кино,
хотя в нашей стране многим он полюбился намного раньше. Он сыграл роли детективов
в "Тельме и Луизе" и "Страшных мыслях". За роль гангстера Микки Коэна в "Багси" он
получил "оскарную" номинацию. Интересно, что роль
Багси Сигела он сыграл и в телефильме
"История Вирджинии Хилл" 1974 года.
Не делая различия между главными ролями и ролями второго плана, Кайтел продолжает
работать очень профессионально и стабильно только в тех проектах, которые
вызывают его интерес. Он выдает мощнейшую игру в роли бандита в картине "Бешеные
псы" (он был также сопродюсером), а его игру коррумпированного полицейского,
жаждущего раскаяния, в "Плохом полицейском" можно назвать потрясающей и
уникальной. Затем он создал незабываемые образы в роли убийцы в фильме "Нет
возврата" (американский вариант "Никиты") и в роли расиста-полицейского в
"Восходящем солнце" (оба в 1993). Романтический и уязвимый образ он создает в
получившем широкое признание фильме "Пианино" Джейн Кэмпион. В этом фильме и в
"Плохом полицейском" он снимался полностью обнаженным без всякого ущерба для
естественности, что так редко наблюдается у актеров.
В 1993 году он снялся в роли режиссера вместе с Мадонной в картине "Опасная игра". В
1994 году универсальность актера была подтверждена такими фильмами, как "Заварушка
с обезьяной", "Криминальное чтиво" (комическая вариация его роли "чистильщика" из
"Нет возврата/Убийца") и "Воображаемые преступления". Затем последовали фильмы
"Дым" и "Клокеры" (оба в 1995 году). Иногда пугающе напряженный и часто
ассоциирующийся с темной стороной человеческой души, Кайтел, возможно, и не
является "звездой" в общепринятом смысле, но для меня его харизматичность и
обаяние дороже звездной пыли таких актеров, как Круз или Брэд Питт, например.
Режиссеры знают, что на него можно положиться, а я знаю, что если он указан в
титрах, то фильм уже стоит посмотреть. Из последних фильмов мне больше всего
нравится его сильная психологическая и драматическая работа над образом бандита
в "Зоне преступности".