Фэй Данауэй родилась 14 января 1941 года во Флориде. Училась в Бостонском
университете, играла в театре Линкольн-центра в Нью-Йорке. Сыграла в огромном
количестве кинокартин, три из которых вошли в список 100 лучших фильмов ХХ века: «
Бонни и Клайд» (режиссер - Артур Пенн), «
Китайский квартал» (режиссер -Роман Полански), «
Телесеть» (режиссер - Сидни
Люмет). Cреди других ее фильмов - «
Афера Томаса Крауна», «
Три дня
Кондора», «
Три мушкетера»
(миледи), «
Пьянь», «Сны Аризоны», «
Дон Жуан
де Марко»...
Была замужем за актером Терри О'Нилом, музыкантом Питером Вулфом. Нежные
отношения связывали Фэй с известным комиком Ленни Брюсом, режиссером Джерри
Шатцбергом, Марчелло Мастроянни и многими другими. Сын от О'Нила родился в 1980
году.
Эта культовая Бонни
Эта блондинка с зелеными глазами и безупречной стройностью, пик популярности
которой пришелся на конец 60-х, несмотря на свой возраст, удивительным образом
продолжает очаровывать своих поклонников, даже самых молодых, принадлежащих
совсем к другим поколениям. Это она когда-то сыграла отчаянную Бонни Паркер в
культовом фильме «
Бонни и Клайд», и
это ей, красивой девушке с белокурыми короткими волосами, после успеха фильма
стали подражать миллионы зрителей. И, прежде всего, такие же, как и она сама, -
девушки, лихо затягивавшиеся сигареткой, заламывавшие набекрень береты и уже при
этом чувствовавшие себя необычайно счастливыми.
Кстати, известно, что исполнитель роли Клайда - Уоррен Битти, одновременно
считавшийся и продюсером данного фильма, - вначале отклонил кандидатуру Фэй
Данауэй по причине... ее излишней полноты. Но девушка настолько сильно хотела
играть в этом фильме, что в самые кратчайшие сроки нужной диетой и физическими
упражнениями довела себя до нужной формы. Известно, что она больше месяца носила
на руках тяжеленные металлические браслеты, чтобы запястья похудели до
трогательной тонкости, необходимой по сценарию.
Время показало, что это того стоило, ведь именно роль Бонни - подружки знаменитого
гангстера 30-х годов - стала для начинающей тогда актрисы своеобразным трамплином
в мире кинобизнеса. И хотя роль Бонни Паркер, выдвигалась на премию «Оскар», Фэй
тогда так и не получила заветную статуэтку.
Тем не менее, Фэй все-таки получила своего «Оскара» спустя десять лет, сыграв в
фильме «
Телесеть» чиновницу-феминистку, способную ради сенсации пойти на что
угодно: ограбить банк, похитить ребенка или пристрелить «ненужного» ей человека.
Да и в отношениях с мужчинами она ведет себя не лучшим образом: они для нее всего
лишь сексуальный объект, попользовавшись которым, можно унизить и втоптать в
грязь.
С этого момента Фэй не расстается со своей академической наградой и таскает за
собой своего золотого друга, ставшего ей неплохим талисманом, буквально повсюду.
Она и не скрывает, что действительно гордится своим «Оскаром». Кстати, фильм «
Телесеть» Сидни Люмета подарил актрисе не только «Оскара», но еще и
«Золотой глобус», который считается более престижной наградой в среде
интеллектуалов.
А родилась эта кинодива (полное ее имя Дороти Фэй ) в штате Флорида в 1941 году в
семье военного. Причем семья была настолько неблагополучной (мать - с подозрением
на шизофрению, а отец - страдающий от алкоголя), что девочка с отроческих лет
стремилась всеми силами покинуть отчий дом. И один только Бог знает, чего ей
стоило пробиться к Голливудским холмам. Но она ценой своего необычайного
упорства все-таки сделала это, надолго задержавшись в этой киноиндустрии.
Вначале Фэй закончила факультет драмы во Флоридском университете, после чего по
совету опытных педагогов перешла в Школу изящных искусств при Бостонском
университете. И вскоре получила свою первую роль в пьесе Миллера «После падения».
А затем одно за другим последовали приглашения и в кинофильмы - от Сэма Сигала («
Происшествие») и Артура Пенна («
Бонни и Клайд»),
последнее, как известно, закончилось запоминающимся дебютом в истории
послевоенного американского кино. После ее успеха в этом фильме появилось даже
целое направление моды а-ля Бонни Паркер, которое, кстати, с успехов возродили в
нынешнем сезоне многие известные дизайнеры одежды.
Затем, как и полагается, последовали и другие роли. В Голливуде у нее сложилась
репутация актрисы с трудным характером. Многие даже называли ее просто
невыносимой. Но, несмотря на это, в течение трех десятилетий она продолжает
удерживаться в мире кино. Наверное, без толики стервозности в нем просто нельзя. А
может быть, всему виной были те роли, в которых Фэй предстояло сниматься. Ведь
большая часть их состояла из властных, сексуально агрессивных образов, этаких
стальных дьяволиц с дурным характером.
Взять, к примеру, ее роль Миледи в экранизациях известного романа А. Дюма «
Три мушкетера» или портрет актрисы Джоан Кроуфорд в фильме «
Дорогая
мамочка», привыкшей понукать людьми. Хотя были в ее карьере и слабые женщины,
женщины на грани нервного срыва.
Самое удивительное, что эта утонченная и элегантная женщина не побоялась сыграть
и совсем «неголливудскую» роль опустившейся алкоголички в фильме Барбета
Шредера «
Пьянь», где она предстала перед зрителями с опухшим, отекшим лицом и
свалявшимися немытыми волосами. Ее партнером по фильму был молодой тогда еще
актер Микки Рурк, сыгравший роль друга, сознательно убивающего пьянством свою
партнершу. И нужно сказать, что смотрелись оба этих актера (невероятно разных) в
своем дуэте просто великолепно.
В личном плане у Данауэй , пожалуй, все сложилось тоже совсем неплохо. Магия
женственности, почти шокирующей чувственности притягивала к ней лучших мужчин
мира кино: Марлона Брандо, Стивена Маккуина, Джека Николсона, Марчелло Мастрояни.
Фэй дважды была замужем: за певцом и композитором Питером Вольфом и фотографом
Терри О. Нилом. В 1980 году родила сына Лайама, ради которого она, не смотря на всю
свою фанатичность, могла бросить любую работу - даже ту, которая сулила ей
баснословные гонорары.
Нынче она хочет попробовать себя в роли кинорежиссера и снять свой фильм, где
предполагает в главной роли сняться сама. Говорят даже, что будто бы она даже
продала свой шикарный дом в Голливуде, чтобы собрать необходимую для съемок сумму
денег. Так что для кино эта хрупкая блондинка со стальным характером еще не
потеряна. В любом случае, актрисе можно позавидовать, и главное - ее желанию к
чему-то стремиться, добиваться высот в чем-то ином и не бояться своего возраста. А
в этом ей во многом помогают многочасовые занятия в спортивном зале, с которого
начинается каждый ее день.
Ксения УСПЕНСКАЯ