Родился 11 декабря 1930 в Пон-Сент-Эспри (Прованс) в семье владельца кондитерской
фабрики. С детства увлекался поэзией и театром, однако по настоянию родителей
начал изучать юриспруденцию. В 19-летнем возрасте сделал жизненный выбор, поступив
в Париже на актерские курсы Ш.Дюллена и Т.Балашовой. С 1951 работал по контракту в
различных театрах, постепенно поднялся до главных ролей классического
репертуара.
В 1955 дебютировал в кино в эпизоде фильме Кристиана-Жака Если парни всего мира (Si tous
les gars du monde). В 1956 получил роль Мишеля - скромного мужа ветреной жены (Б.Бардо) в
фильме Р.Вадима И бог создал женщину. Фильм не только принес актеру известность:
он и в жизни стал супругом Бардо. Супружеская жизнь и актерская карьера
Трентиньяна на два с лишним года были прерваны службой в армии (в Алжире), после
чего он развелся со своей скандально знаменитой супругой и вернулся к ролям
молодых задумчивых романтиков (Дансени в Опасных связях -
Les liaisons dangereuses, студент Бруно в
Обгоне -
Il sorpasso, гость странной
семьи аристократов в Замке в Швеции - Chateau en Suede, 1963). Одновременно исполнял
незамысловатые роли комедийного плана (С бьющимся сердцем -
Le coeur battant, 1960, Полный свет на убийцу -
Spotlight on a Murderer, 1961, 17-е небо - Le Dix-Septieme Ciel, 1965), пробовал себя в качестве героя
политического триллера (Поединок на острове - Le Combat dans l'ile, 1962), однако все эти роли
явно не соответствовали его творческим амбициям: в эти же годы в парижском театре
«Студио» он с большим успехом играет Гамлета. Ролью, принесшей Трентиньяну
международную известность и статус звезды, стала работа в фильме К.Лелуша Мужчина
и женщина (A Man and a Woman, 1966), где юношеская нерешительность его первых героев
трансформировалась в благородную сдержанность отважного и обаятельного мужчины
- овдовевшего автогонщика Жана-Луи, нашедшего смысл жизни в романтическом
увлечении умной и эмансипированной женщиной (А.Эме). Фильм получил «Золотую
Пальмовую Ветвь» на МКФ в Каннах и премию «Оскар».
Новым этапом актерской биографии Трентиньяна становятся его роли в детективах и
триллерах, которые в европейском кино 1960-х годов выглядят более замысловато и
реалистично, чем их голливудские аналоги. Шпионский триллер Мата Хари, агент Н21
(Mata Hari, Agent H-21, 1964), полицейский «экшн» Трансевропейский экспресс (Trans-Europe-Express, 1966),
криминальная драма
Похититель преступлений (Crime Thief, 1968, ее поставила новая жена
актера, Надин Маркан), детективы
Смерть, снесшая яйцо (La Morte ha fatto l'uovo, 1968) и Хулиган (The Crook, 1970) показали, что
актер вполне органичен и в облике жесткого, агрессивного персонажа, «антигероя».
Особенно колоритный образ профессионального убийцы, неисправимого уголовника
был создан Трентиньяном в Полицейской истории (Flic Story, 1975).
Еще более убедительно Трентиньян выглядел в фильмах, где криминальный сюжет
дополнялся политической интригой. Таким фильмом стала
Дзета (Z, 1968) Коста-Гавраса с ее главным
героем - неподкупным и решительным следователем, расследующим политическое
убийство (приз МКФ в Каннах). Новые грани этого образа обозначились в фильмах
Покушение (L'Attentat, 1973) и
В самое сердце
(Colpire al cuore, 1982), где актер сыграл героев левых убеждений, втягиваемых в
политические аферы и терроризм. В социальном детективе
Чужие деньги (L'argent
des autres, 1978) героем Трентиньяна становится банковский служащий, противостоящий
махинациям воротил финансового бизнеса.
Способность сыграть неоднозначного, психологически и морально раздвоенного
героя позволила Трентиньяну работать с такими крупнейшими мастерами
европейского авторского кино, как А.Роб-Грийе (Человек, который лжет -
L'homme qui ment, 1968) и
Б.Бертолуччи (Конформист - The Conformist, 1970). Оба фильмы затрагивали проблему личности
на фоне драматических реалий Второй мировой войны. Особенно яркой и значительной
стала роль Марчелло Клеричи в
Конформисте, где
Трентиньян блеснул в издевательски-ироничном и одновременно трагическом образе
европейского интеллектуала, в силу превратностей судьбы ставшего слугой
фашистского режима.
Репутация «мыслящего актера» была поддержана Трентиньяном его новыми работами у
таких режиссеров, как В.Дзурлини (Пустыня Тартар - Il Deserto dei tattari, 1976), Ф.Трюффо
(Веселенькое воскресенье - Vivement Dimanche), К.Кесьлевского (Три цвета: красный -
Trois couleurs: Rouge, 1994).
Кроме роли судьи в последней картине, одной из самых примечательных работ
Трентиньяна в 1990-е годы стал полковник Масагуаль в фильме П.Бутрона
Фиеста (Fiesta),
садист и наркоман в погонах, воюющий в армии Франко во времена гражданской войны в
Испании. Благожелательные отзывы критиков вызвала двойная роль в лирической
драме П.Шеро Те, кто меня любит, могут сесть в поезд (Ceux qui m'aiment prendront
Le train, 1998).
Никогда не снимавшийся в Голливуде, Трентиньян единодушно признается
кинозвездой мирового масштаба. Парадоксально, что при этом он ни разу не был
удостоен главной кинематографической премии «Сезар» у себя на родине, во Франции.
Актер играл во всех фильмах своей жены Надин Трентиньян и сам поставил фильмы
Насыщенный день (Une Journee bien remplie, 1973) и
Инструктор по плаванию (Le Maitre-Nageur, 1979). Его дочь,
Мари Трентиньян, также известная актриса европейского кино.
Другие фильмы:
Аустерлиц (Austerlitz, 1960);
Успех (The Success,
1963); Убийство в спальном вагоне (The Sleeping Car Murder, 1965);
Моя любовь, моя любовь (Mon amour, mon amour, 1967); Без видимой причины (Sans mobile apparent,
1971); Человек мертв (Un Homme est mort, 1973);
Игра с огнем (Le Jeu avec le
feu, 1975); Над Сантьяго идет дождь (Il pleut sur Santiago, 1975);
Терраса (La Terrazza, 1979); Мужчина и
женщина, двадцать лет спустя (A Man and a Woman: 20 Years Later, 1986);
Призрачная долина (La Vallee Fantome, 1987); Бункер «Палас Отель» (Bunker Palace Hotel, 1989);
Смотри, как мужчины падают (Regarde les hommes tomber, 1993); Тихо Мун (Tykho Moon, 1996); Герой, сделавший
сам себя (Un Hero tres discret, 1996).
Скончался 17 июня 2022 года у себя дома в департаменте Гар в окружении своих
близких.