В 11 лет была удостоена Государственной премии СССР за лучшую детскую роль (фильм
«Про Красную Шапочку»). Окончила Театральное училище им. Щукина.
С 7 лет занималась художественной гимнастикой, кандидат в мастера спорта.
Ведущая программы «Времечко» («ТВ Центр»).
Звездное детство
Поплавская Яна Евгеньевна родилась 28 июня 1967 года, в Москве, росла в коммуналке на
Садовом кольце. В школе слыла страшной, просто чудовищной хулиганкой. Водилась
только с мальчишками. Была такая дружная троица «отъявленных» - Глейзер,
Понизовский и мозговой центр - Поплавская. Когда их за очередное безобразие
исключили из школы, они уходили к кинотеатру «Форум», ели пончики и очень
радовались наступившей свободе от учебы.
Индивидуальность девочки была замечена еще в раннем детстве. На съемочной
площадке Яна Поплавская оказалась впервые в 4 года вместе с мамой-актрисой. Первым
ею тогда заинтересовался Ролан Быков, он спросил: «Будешь сниматься в кино?»,
прозвучало категорическое - «нет». Дебют не состоялся, и в картине сыграла другая
девочка.
Потом шестилетней Яне предложили роль мальчика в фильме «Помни имя свое». Но
опять мимо, во-первых, «не хочу мальчика, только девочку», а во-вторых, при монтаже
вырезали эпизод, хоть режиссер Колосов и согласился на женскую роль. Когда на
премьере маленькая актриса не увидела себя, очень долго потом плакала.
А в десять лет состоялся дебют Яны на театральной сцене - в Театре на Таганке, где
работала ее мама. Поплавскую-младшую заметил сам Юрий Любимов и определил ее на
роль в спектакле о войне «Перекресток».
«Фантазии Веснухина»
Через некоторое время Яна Поплавская снялась в одном из первых выпусков
Ералаша. А
затем в телевизионном фильме «
Фантазии Веснухина» сыграла одну из главных ролей, такую противную
девчонку-задаваку Машу Лукову с бантиками.... С этой картины, в общем-то, и началась
кинематографическая биография Яны Поплавской.
Девчонки в школе Яну совсем не любили, обижали, дразнили «крокодилом» и
«лягушкой». Понятно - детская зависть. «Была такая в классе девочка Кристина, -
вспоминает Яна, - особенная язва, которая говорила, правда с завистью: «А знаете,
почему снимают Поплавскую? Потому что более страшную морду трудно даже найти».
Яне все время говорили, что у нее очень большие глаза и огромный рот, а ей так
хотелось быть хорошенькой девочкой с кукольным лицом. Мудрая мама утешала: «Чем
лучше ты будешь работать, тем меньше люди будут замечать твою внешность. Ведь как
к красоте, так и к уродству привыкают».
«Про Красную Шапочку»
Яна Поплавская не просто была одаренным ребенком. Она была фантастически
освобожденным ребенком. Режиссер Нечаев искал около года героиню на роль Красной
Шапочки. И куда бы он ни обращался, ему везде советовали: «Есть Яна Поплавская.
Попробуйте ее снять. Это врожденная Красная Шапочка». Сначала, правда, после
просмотра любительских фотографий, Нечаев отказался даже просто посмотреть
девочку. Но время шло, поиски продолжались, а все по-прежнему советовали
Поплавскую. Наконец, он согласился. «Нечаев сел на стул и стал смотреть на меня. Я
начала читать «Про слона Хортона», который высиживал яйца» - вспоминает Яна. Итог
ее чтения был таков: ее схватили на руки и стали кружить, а Нечаев вздохнул:
«Наконец-то я тебя нашел! Снимать я буду только ее!».
Юной актрисе очень повезло! Она снялась с такими актерами, как Владимир Басов,
Ролан Быков, Рина Зеленая, Николай Трофимов. Басов, который играл «Худого волка»,
несмотря на его экранный облик, был настолько замечательным и внимательным, что
рядом с ним девочка себя чувствовала взрослой актрисой. Он всегда так элегантно
шутил, целовал ей ручки. Когда привозили железные баки с обедом, он спрашивал: «А
что дама хочет поесть?». Очень юная актриса любила Быкова, еще один отрицательный
персонаж фильма - охотник. Он всегда был рядом, помогал и не уходил с площадки, даже
когда были не его сцены.
Сказка «Про Красную Шапочку» - один из первых детских философских фильмов. В нем
удивительно органично соединились веселая игра и серьезные размышления, что и
обеспечило огромный зрительский успех. Маленькая девочка Яна, сыграв главную
роль, очаровала всю страну и стала необыкновенно популярной. После этой роли
Поплавскую стали узнавать на улицах, просить автограф.
На волне успеха[/b]
После «Красной Шапочки»посыпались предложения. Уже через год девочка она снялась
в лирических комедиях Аллы Суриковой «
Суета сует» (Лида) и
Леонида Нечаева «
Примите телеграмму в долг» (Сашенька). Конечно же, мама
присутствовала на всех съемках всегда. И была очень строга. Вот в фильме «
Примите телеграмму в долг», юной актрисе нужно было
обязательно заплакать, а у нее никак не получалось. Мама отозвала ее в сторону и
стала так ругаться, мол, она вообще ничто, позорище.... Обижала, как могла. Девочка,
естественно, разрыдалась. А мама быстренько режиссеру: «Скорее снимайте, она
готова!». Потом, конечно, мама очень жалела свою дочку, извинялась...
В 1981 году Яна Поплавская была приглашена на Молдавскую киностудию в картину Иона
Скутельника «
Переходный возраст». Девочка сыграла роль четырнадцатилетней Ануцы,
которая живет вдвоем с отцом, без матери. И вот в их жизни появляется новая
женщина... Очень светлая, добрая мелодрама.
Параллельно съемкам в кино юная актриса была задействована и на телевидении -
была ведущее телепередачи «Будильник», выходившей по выходным.
«Васса» спутала все планы
То, что Яна Поплавская с успехом снималась в кино, еще не означало, что выбор
профессии предопределен. К съемкам она всегда относилась, как к хобби, и думала,
чем же серьезным она займется в будущем. Яна вполне могла бы стать, например,
гимнасткой - еще в школе она стала кандидатом в мастера спорта по художественной
гимнастике. Или, к примеру, врачом - Яна до 15 лет мечтала стать нейрохирургом. Но ее
бабушка, сама хирург, объяснила внучке, что женщин-нейрохирургов практически не
бывает. А может быть пойти на журналистику?...
Мечты мечтами, а на окончательный выбор Яны повлияло
приглашение на съемки в картину Глеба Панфилова «Васса». Это было большим
счастьем. Ведь все предыдущие героини юной звезды - современницы. А тут - классика,
Горький. Родители, правда, с одной стороны говорили, что быть актером - это не
профессия. А с другой... Когда Глеб Анатольевич пригласил, мама со слезами
уговаривала дочь согласиться поработать с этим великим режиссером. И девушка не
устояла перед соблазном сняться у самого Панфилова. Согласилась и... не успела
подготовиться на журфак. Так, сама по себе отпала одно из желаний, стать
журналистом.
Роль Людмилы в картине «Васса» - одна из любимых ролей актрисы. В известной сцене,
когда Людмила узнала, что ее мать умерла, надо было сыграть какое-то логическое
завершение. По всему дому были разложены одеяла - и юная артистка целый день на них
падала. Училась падать навзничь, плашмя, но при этом не разбиться. Мама долго
показывала дочери, как оставить тело прямым, а она, конечно, трусила и подгибала
ноги. На следующий день, рассказав о задумке с обмороком Панфилову, получила
отрицательный ответ: «Это все ерунда, мне это не нравится». Девочка очень
обиделась, но сделала вид, что согласилась. А на съемке, играя эту сцену несколько
секунд, потом вдруг закатила глаза и упала навзничь. Панфилов испугался, закричал:
«Врача, скорее! Артистке плохо! Яна, Яна!» А в ответ так хитренько: «Ну как?» И
удивленно, и в то же время одобрительно: «Ах ты, маленькая гадость! Так это ты не
по-настоящему в обморок упала?» И эта сцена осталась, став знаменитой!
Театр или телевидение?[/b]
После очередного успеха ей ничего не оставалось, как идти в театральный. Вот
только в какой из институтов? Как не затеряться среди длинноногих фотомоделей? Ей
кто-то вовремя подсказал, что лучше всего идти в Щукинское училище, где ТАКИХ
берут. И, действительно, ее туда приняли, несмотря на «киношную органику». Как
сказал один из членов приемной комиссии - будущий педагог Поплавской Юрий
Васильевич Катин-Ярцев, «органика либо есть, либо ее нет».
Окончив знаменитую «Щуку» Поплавская некоторое время работала в
«Современнике-2», Театре Станиславского, в творческих мастерских СТД, затем в
театре Василия Ливанова «Детектив». Работу в театре актриса совмещала с
телевидением. Но, в конце концов, пришло время выбирать, и Поплавская выбрала
телевидение. Она вспоминает: «В «Детективе» сменился режиссер, я решила уйти,
поскольку не могла высиживать на репетициях по четыре-пять часов, не понимая, чего
от меня хотят. Но я не устаю повторять, что телевидение - это творческая работа».
Новый взлет популярности принесла актрисе информационно-развлекательная
программа «Времечко», бессменным ведущим которой она стала. Яна Поплавская
рассказывает: «Ушло немало времени, чтобы доказать не только другим, но и самой
себе, что я могу быть журналистом. Именно здесь меня научили снимать, монтировать,
писать закадровые тексты. Сначала я готовила проходные, не очень сложные
материалы: репортажи с выставок, презентаций и так далее. Освоив азы профессии,
сняла сюжет про московский хоспис, где люди, умирающие от рака, проводят свои
последние дни. На этот материал у меня ушло несколько дней монтажа, ночами
переписывала закадровый текст, очень переживала. Получился не просто проходной
сюжет, а небольшой фильм о судьбах людей, о том, как и с чем они уходят из жизни. И с
этого момента на АТВ ко мне стали относиться как к полноправному члену команды».
А что же кино?[/b]
А вот в кино Яна Поплавская
практически не снимается. После замечательной роли Эжени Данглар в «Узнике замка
Иф» режиссера Юнгвальда-Хилькевича актриса снялась в его же приключенческом
фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993), после чего
надолго покинула кинематограф. Нет, она была не против съемок, и предложения были.
Вот только Яну они не устраивали, - сплошные стрельбища, убийства. А артистка
хотела бы сыграть такую роль, чтобы это стало новым явлением. Ведь после Красной
Шапочки нужно вернуться с победой, либо не возвращаться совсем.
Примерная девочка? Нет![/b]
В шестнадцать лет Поплавская не только снялась у Глеба Панфилова и поступила в
Щукинское. Она еще и познакомилась с Сергеем Гинзбургом , в то время актером
Театра пластической импровизации. Снималась детская развлекательная программа,
где Яна и Сергей изображали семейную пару и пели: «Мы так любим, вязать...» - песенка
рекламировала продукцию советского ниточного завода. А через год Поплавская и
Гинзбург поженились. Ее брак с кинорежиссером Сергеем Гинзбургом считается одним
из самых удачных примеров актерских семей. Она счастлива в браке. Уютный дом, двое
детей: старший Клим работает, младший.
Но после почти 25-ти лет супружеской жизни супруги разводятся. Поговаривают, что не
прощеная измена со стороны Гинзбурга стала камнем преткновения бывших
возлюбленных. А потому, по словам Поплавской "такие инвалидные отношения"
прекратили своё существование. Друзьями Яна Поплавская и
Сергей Гинзбург остаться не смогли. Во многих интервью актриса
причиной развода называла многочисленные измены мужа, на которые она много лет
закрывала глаза. Муж Яны Поплавской называет все этой ложью и полным бредом и даже
не собирается оправдываться. Он утверждает, что сейчас "отдыхает" от столь
продолжительной любви, живет один и совершенно счастлив. Сергей Гинзбург, по его
словам, занят новыми проектами и ему некогда крутить романы.
В 2006 году Яне Поплавской удалось реализовать свою давнюю мечту. Ее
пригласили на роль «плохой девчонки» - разбитной мамаши маленькой разбойницы
(ее роль исполнила Мария Бушмелева) в сказке режиссера Елены Райской «
Снежная королева». Ведь образ примерной Красной Шапочки многие
ошибочно считали естественным состоянием Яны. Тогда как на самом деле Яна -
страшная хулиганка.
Вскоре, в 2008 году, Яна Поплавская вновь появилась на съемочной площадке. Теперь
уже в образе Эльвиры в комедии «
Стерва для чемпиона».