Беззаботное детство
Хлопотные дети...
Антон Табаков родился 11 июля 1960 года в Москве, в актерской семье: папа - актер Олег
Табаков , мама - актриса театра «Современник» Людмила Крылова . Прелести кочевой
театральной жизни мальчик испытал вскоре после своего рождения. Однажды,
опаздывая на поезд, родители, схватив младенца в охапку, прыгнули на подножку
поезда. Состав вот-вот должен был тронуться, поэтому ребенка, словно какой-то
сверток, начали по рукам передавать в вагон. В общем, в раннем возрасте, да и потом,
конечно, жизнь родителей Антон не облегчал. Однажды, рассказывал отец, не зная, как
унять ревущее дитя, он не придумал ничего лучшего, чем залезть в деревянную
кроватку и сунуть ему свою грудь.
Родители дружной компании мальчишек - Олег Табаков, Олег Ефремов и Евгений
Евстигнеев - в те годы трудились над созданием «Современника» и всё своё время
уделяли любимому детищу. На собственных чад - Антона Табакова, Мишу Ефремова и
Дениса Евстигнеева - времени практически не оставалось. Театр тогда находился на
площади Маяковского. Там, в стареньком трехэтажном здании, они и провели большую
часть своего детства. Бывало, заигравшись за кулисами, напрочь забывали о том, что
находятся на рабочем месте родителей, и выходили, выбегали или выезжали на
велосипедах на сцену прямо во время спектакля.
Школа, семья...
Вообще в жизни Антона много историй, чаще нелицеприятных, которыми он когда-то
жутко гордился: разбил кому-то нос или наставил синяков. В школе учились многие
дети знаменитостей: в одном классе - внук Хрущева, в другом - внук Сталина... Однажды
Антона Табакова пытались выгнать со скандалом за то, что он нанес травму Мите
Шостаковичу. Поскольку потасовка произошла напротив учительской, «факт» на его
лице увидели все.
Табаков старший в те годы был общественным директором «Современника», ходил с
большим портфелем и помогал решать в театре административно - хозяйственно -
художественные вопросы. Он всегда или почти всегда делал то, что хотел, и
по-другому жить не мог. Определенный его культ существовал и дома. Если он был
голоден - все кидались его кормить. Если, наоборот, был сыт - веселился, шутил, и все
радовались вместе с ним. Мама пыталась обратить его внимание на заботы, связанные
с ней, с детьми, с домом, но отца они волновали мало.
Великие взрослые...
Родители устраивали вечеринки, на которых знакомые узбеки готовили плов. Часто
приглашал к себе Александр Наумович Митта, жена которого была фантастически
хлебосольным человеком. Табаковы жили в одном доме с Андреем Мироновым, мальчик
был практически влюблен в него. Его обаяние, отношение, юмор произвели на него
сильнейшее впечатление.
В юные годы Антон Табаков восхищался Никитой Михалковым, поставившим фильм «Свой
среди чужих, чужой среди своих». Мальчик поражался его таланту,
работоспособности, умению общаться. Антону было очень весело в компании с Никитой
Михалковым и Андреем Мироновым, они старались перещеголять друг друга по части
шуток. Свои пьесы читал Сергей Владимирович Михалков, пел Владимир Высоцкий,
всегда что-то интересное рассказывал Зиновий Гердт. Удивительным человеком был
Олег Ефремов. Родоначальник реализма, он редко делал скидку на то, кто перед ним -
взрослый или ребенок, мог пошутить, а то и напутать. Антон Табаков таких моментов
очень боялся и всякий раз, завидев Олега Николаевича, старался убежать в другую
комнату.
Друзья детства...
Чего только не происходило в те годы! Невероятные авантюры, гулянки...
Неудивительно, что страстное желание как можно скорее стать взрослым зародилось
у парня с юных лет. Причем с годами оно только усиливалось, несмотря на серьезную
проблему: всегда очень молодо выглядел, и потому перед ним закрывались в ту пору
все вожделенные двери, и приходилось либо пользоваться папиной известностью, что
случалось довольно часто, либо показывать паспорт. А до его получения -
комсомольский билет: в нем была перепутана дата рождения, и выходило, что он на год
старше. С билетом же удавалось проходить и в рестораны, в том числе и в знаменитый
«Арагви». Из всей дружной компании повезло только Денису Евстигнееву - тот,
напротив, казался старше своих лет. Тяжелее приходилось Мише Ефремову. Моложе и
меньше всех ростом, он выглядел и вовсе младенцем. Из-за этого частенько, когда
дома собирались взрослые, Мишка вынужден был сидеть за детским столом и делать
вид, что пьет лимонад. Под столом-то друзья ему, понятно, наливали шампанское.
Однако, несмотря на все хулиганские проделки, друзья не только продавали книги, но
и читали их в большом количестве, не только тырили бычки из пепельниц, но и
получили высшее, а некоторые и не одно высшее образование. В конце концов каждый
из них стал достойным человеком, достиг определенных успехов в своей области,
сформировался как личность.
Театрально - киношная деятельность
Первые шаги...
Антон Табаков довольно рано стал самостоятельным - уже с шести лет он начал ездить
на съемки. Дебют случился в фильме Краснопольского и Уского «Четвертый папа» по
новелле Нагибина «Времена года». И Антон с Галей Яцкиной и Сашей Январевым,
игравшими его маму и папу, отправился в свою первую экспедицию в Сухуми.
Мальчика поручили бессменному секретарю «Современника» - замечательной Раисе
Викторовне Ленской, которая тратила на него много личного времени, хотя это не
входило в ее обязанности. Может, от того, что это был первый фильм, а возможно,
времена были другие, но от съемок остались только теплые воспоминания: какая-то
горная речка, все купаются и объедаются виноградом...
Первый гонорар Антона Табакова составил тогда около трехсот рублей, по тем
временам это были очень большие деньги.
А девятом классе парню пришлось перейти в школу рабочей молодежи № 127. А для этого
нужна была формальная справка о работе. Справку он получил, отснявшись на
Одесской киностудии в «Тимуре и его команде».
Спасибо, добрые люди...
Антон Табаков с детства не мог представить себя никем, кроме как актером. Мама не
возражала, что сын пойдет по родительским стопам, но полагала, что для этого нужно
приложить максимум усилий. Отец же таланта в сыне, почему-то, совсем не видел и
рекомендовал обратить внимание, например, на завод «Калибр».
Ко времени окончания Антоном школы Табаков - отец набирал один из первых курсов в
свою студию, и Табаков - сын собрался к нему поступать. Имея хорошие неформальные
отношения с педагогами - Костей Райкиным, Валерой Фокиным, Гариком Леонтьевым, - он
пытался найти в них поддержку, но худрук не сдавался.
В конце концов, волею судеб и благодаря титаническим усилиям Галины Борисовны
Волчек, которая полностью взяла на себя подготовку парня в институт, Антон
незаметно проскочил в ГИТИСе три тура и стал учиться у Андрея Александровича
Гончарова.
Обиды, обиды...
Табаков - младший обижался на Табакова - старшего всегда. За то, что отец не взял
его к себе на курс, а потом в театр, - хотя, это как раз ерунда. Другое дело - Антон
считал, что он очень мало уделяет ему вообще внимания, что несправедлив, слишком
категоричен...
Хотя в «Табакерку» отец все-таки его взял. И произошло это случайно. Антон уже лет
десять проработал в «Современнике», когда по приглашению коллег Олег Павлович
пришел на один из спектаклей, не зная, что он в нем играет. Долго смотрел, потом
спрашивает: «А это что за артист?» - и показывает пальцем в сторону Антона. Ему
отвечают: «Ну что Вы, Олег Павлович, это же Ваш сын, Антон!» «Надо же! - искренне
удивился отец. - И давно он так?..» После чего Табаков - старший снизошел и пригласил
сына к себе.
Актерскую карьеру оставил полностью...
Сниматься в кино и играть в театре Антон Табаков начал с раннего детства, и перед
ним не стоял выбор профессии. Это было естественно. Наверное, потому и не было
этого безумного ощущения от успеха или провала: успех - хорошо, провал - ничего
страшного. Табаков был практически неуязвим. Наверное, он изначально был не
совсем «правильным» актером. Не по результату, а по ощущениям. Актер должен
«гореть», безумно любить свою профессию. Она предполагает постоянное
самопожертвование. Конечно, Антону Табакову случалось играть и с температурой 40,
и со сломанными ребрами. Но он не вожделел, не мечтал и не страдал. Не просыпался в
холодном поту от того, что никогда не сыграет Гамлета или Ромео.
Если же предложат роль в кино, то артист Антон Табаков сыграет ее легко. Его
родственник Федор Бондарчук, отец его крестника, периодически рассказывает
Антону Табакову истории о том, что он вот-вот запускается с картиной, в которую
обязательно его играть позовет. Если это совпадет, конечно, с графиком Табакова и
с желанием режиссера, то... Антон Табаков был актером, проработал 15 лет на этом
поприще. Были в этот период и легкие увлечения кинематографом, начиная аж с
шестилетнего возраста, потом роли в нескольких кинолентах: «
Кто стучится в дверь ко мне», «
Опасный
возраст», «Будь моим мужем», «
Экипаж».
Табаков - ресторатор
Идея заняться именно ресторанным бизнесом артисту пришла в голову неспроста. Нет,
никто не посоветовал. Просто наше государство всегда считало, что искусство
должно находиться на хозрасчете, и дотировать его незачем. Зарплата актера была
не просто маленькой, а поистине унизительной, а у Антона уже была семья. К тому же в
то время Табаков стал сниматься в кино все меньше и меньше. Надо было думать, как
добирать разницу между зарплатой и прожиточным минимумом.
Так и получилось, что занятие бизнесом возникло из ничего. Актер не стремился к
этому, нигде не учился, просто так сложилось. Оказался в нужное время в нужном
месте. Параллельно с работой в театре Антон Табаков занимался рекламой,
организацией разных фестивалей. А это, так или иначе, было связано с большим
количеством людей, которые собирались в одном месте. Банкеты и приемы обязательно
надо было где-то проводить. Так появился арт-клуб «Пилот». А дальше пошло-поехало.
Сначала это называлось организацией мероприятий или тусовок, а потом появился
ресторан, и это стало называться бизнесом.
Создатель и совладелец целого ряда успешных бизнес - ресторанов «Обломов», «Мао»,
«Кафк», «Антонио» и кофейни «Илья Ильич», - Антон Табаков с завидной регулярностью
дает старт новым проектам. Так, в ближайшем будущем откроются новые рестораны
«Лонж Шу», «Штольц». И хотя даже в деловых кругах зачастую бытует широко
распространенное мнение, что ресторанный бизнес слишком специфичен для того,
чтобы его успешность создавалась такими традиционными средствами, как маркетинг
и кадровая политика, Антон Табаков утверждает, что этот бизнес - такой же, как и
любой другой.
«В ресторане нужен не только интерьер и концепция, но и сама еда, - утверждает
гурман Табаков. Либо вы получаете от нее удовольствие, либо нет. Мы можем
талантливо придумать, а потребить - нет. Мне бы очень хотелось, чтобы что-то
менялось именно в этом отношении». Антон Олегович лично занимается дегустацией
блюд и введением новых в своих ресторанах. К сожалению, пока, он не может позволить
доверить это кому бы то ни было. Но очень ждет время, мечтает о том, чтобы не
дегустировать блюда, которые он не очень любит, но, пока, это невозможно. Иначе все
рассыпается, словно карточный домик.
Cпокойное течение жизни не устраивает...
Способ существования...
В юности совершать бесшабашные поступки легко: не скованные никакими
обязательствами, все мы бездумно рискуем и ввязываемся в самые, что ни на есть
провальные затеи. Но как только мы становимся «в ответе за тех, кого приручили»,
прежде всего, за семью, для большинства из нас наступает час, когда с авантюрами
приходится распрощаться.
Однако предприниматель Антон Табаков считает, что, как был авантюристом, так им и
остался. «Да, к сожалению, авантюра - это способ существования. И ни возраст, ни
опыт, ни советы друзей и родственников не оберегают от ошибок именно авантюрного
характера, которые я совершаю всю свою жизнь, следуя тактике Наполеона: сначала
ввязываюсь, а потом смотрю по сторонам - что, зачем и почему. - Нет, это не потому,
что у меня такой странный характер - загадочная русская душа, требующая
определенных встрясок или адреналина. Все происходящее со мной - от
безысходности, оттого, что по-другому я просто не умею, хотя надо бы учиться», -
говорит Антон Табаков.
Их было несколько...
Проблема Антона Табакова в том, что, вступив в этот свой последний эксперимент под
названием «брак», он по-прежнему совершает те же ошибки, что и раньше. Ведь почти
все мы, соединившись с тем, кто наиболее близко подходит к нашему представлению об
идеале, дальше пытаемся лепить и отсекать, то есть доводить близкого человека до
совершенства. Давление Табакова над близкими женщинами всегда преобладало, и в
результате возникало сопротивление: хватит, я такая, какая есть! Но он снова
наступает на те же грабли, забывая, что, несмотря на молодость, рядом с ним
полноценная личность, а не полуфабрикат.
Иногда Табаков становится сущим чудовищем, потому что - от укуса яблока до резанья
хлеба, да чего угодно! - ему кажется, это должно быть именно так, как делает он, и
никак иначе. Хотя сейчас Антон Табаков пытается работать над собой и медленно,
правда, учится не обращать внимания на такие вещи.
Табаков умышленно никогда не называет количество своих предыдущих браков,
употребляя емкое слово «несколько». «Зачем заниматься арифметикой в этой
области? Ни мне, ни предыдущим семьям это ничего не добавит. Но отрицать не буду: у
меня был не один брак. Но ни один не длился столь долго, как последний, - уже семь
лет. Я слышал, психологи считают цифру семь опасной для супружества, и, наверное,
они знают, что говорят. Мне сложно анализировать наши семейные отношения: когда ты
внутри ситуации, все видится по-другому. Но, что бы ни было, дальше пойдут какие-то
другие цифры, а значит, другие периоды», - философски рассуждает Антон Олегович.
С хорошими эмоциями Антон Табаков ходит туда, где уютно, комфортно, нешумно, и,
конечно же, вкусно кормят. Из всех видов отдыха он предпочитает сон и готовку.
Когда Табаков стоит за плитой, что-то режет, его мозги отдыхают. А он медитирует и
вытряхивает свои проблемы.