Алёна Олеговна Бабе́нко (урожд. Баранова) - российская актриса театра, кино и
телевидения, кинопродюсер, заслуженная артистка Российской Федерации (2013).
Из «физиков» - в «лирики»
Алёна Бабенко (урожденная Елена Олеговна Баранова) родилась в Кемерово в 1972 году.
Отец по образованию инженер, мать - преподаватель фортепиано. Естественно, Алёна в
детстве ходила в музыкальную школу. Кроме того, она пробовала свой актерский
талант всюду, где только можно: в кружках, студиях. Она занималась в хоре,
вокально-инструментальном ансамбле, участвовала в праздниках, выступлениях и
была влюблена в Эдит Пиаф. А еще, как многие дети семидесятых годов, Алена мечтала
стать балериной.
После школы, в 1988 году, Алёна поступила в Томский Государственный Университет на
факультет прикладной математики и кибернетики. Алёна вспоминает: «Поначалу
математика казалась мне сухой, но в какой-то момент все структурировалось, и я
увидела ее связь со всем, что происходит вокруг. Помню, так увлеклась, что шла по
улице, смотрела на птиц, а представляла себе интегральное уравнение и подумала:
«Все. Приехали. Кажется, я схожу с ума».
Но техническое образование не заглушило в ней тяги к лицедейству. На первом курсе
девушка попала по объявлению в «Студенческий театр миниатюр». Самодеятельность
настолько ее увлекла, что на все остальное практически не осталось времени. Тогда
же, после первого курса, она пыталась поступить в школу-студию МХАТ к Олегу
Павловичу Табакову, где учились Владимир Машков и Евгений Миронов, но это ей не
удалось.
Проучившись до пятого курса в Томском университете, Алёна случайно познакомилась
с интеллигентным москвичом, известным телережиссером Виталием Бабенко. Он и
открыл Алене совершенно новый, необыкновенный мир. Алена вышла за него замуж и,
бросив институт, переехала к нему в Москву. А вскоре в семье появился малыш
Никита...
Город конфет
Алёна говорит, что большинство важных поворотов в жизни у нее происходили
случайно. Она никогда не стремилась в Москву только для того, чтобы вырваться из
маленького города. «Москва у меня ассоциируется с папиными бесконечными
командировками и с привозом оттуда большого количества вкусных конфет, начиная с
шоколадных, заканчивая «Мечтой» - круглыми шайбочками в розовой оберточке,
которые мгновенно съедались», - признается актриса.
Переехав в столицу, Алёна некоторое время была домохозяйкой. Вела хозяйство,
воспитывала сына, пока муж и друг семьи известный актер Анатолий Ромашин не
посоветовали ей попробовать поступить во ВГИК. Экзамены будущая звезда сдала на
«отлично» и волею случая оказалась на курсе, которым руководил все тот же
Ромашин.
ВГИК Алёна Бабенко окончила в 2000 году...
Путь к известности
Не успев окончить ВГИК, Алёна Бабенко уже дебютировала на экране. В сериале
«Каменская» актриса снялась в нескольких эпизодах. Затем были небольшие роли в
сериалах «
Мамука» и «
Остров
без любви», мелодраме «
Серебряная свадьба», других картинах.
Известность актрисе принесла главная роль в фильме «
Водитель для Веры». На съемки ее пригласили ассистенты режиссера
Чухрая. Алёна пришла на пробы без косметики. Ее утвердили, хотя сказали, что
выглядит она по-мальчишески, и в образ надо внести изменения. Ей досталась
непростая роль: она играла горбатую и хромую девушку со сложным внутренним миром.
Алену никто специально не учил походке. Она присматривалась к людям на улице.
Незадолго до съемок увидела девушку с той же походкой, которая потом была
перенесена на экран. Сама актриса признается, что Веры в ней «процентов
тридцать».
На фестивале «Кинотавр» картина «
Водитель для Веры» произвела фурор. Говорили о новой восходящей звезде
нашего кинематографа. Сама же Алёна в это время снималась уже в другой картине - в
«Лебедином рае» Александра Митты, и поэтому волна восторженных пресс-конференций
прошла стороной...
Калейдоскоп ролей
Алена ни на минуту не останавливалась на достигнутом, играя самые разнообразные
роли: школьная учительница Галя в «Лебедином рае», секретарша товарища Полыхаева
Серна Михайловна в «Золотом теленке», переводчица Нина в картине «
На Верхней Масловке». Очень оригинальной оказалась ее работа в комедии
Веры Сторожевой. «
Люби меня». Алена сыграла
главную женскую роль - эдакую стервозную начальницу дизайнерского отдела по
имени Кира. Актриса с теплотой вспоминает о той работе, отмечая слаженные и
комфортные взаимоотношения с режиссером и с замечательными партнерами: Павлом
Деревянко и Михаилом Ефремовым.
Не оставила зрителей равнодушными и работа Алёны Бабенко в фильме Дениса
Нейманда «
Жесть» (2006). Актриса сыграла роль корреспондента желтой прессы Марины,
которая охотится за скандальными фактами. Но однажды ее разоблачительная статья
становится причиной гибели человека, и Марина впадает в депрессию... Для этой роли
Алене пришлось совершать сложные трюки, тяжелые для неподготовленного человека:
прыгать в грязную, политую бензином лужу, выскакивать из горящего дома, бегать от
мотоцикла. Многим вещам нужно было учиться на ходу, но Алёна справилась.
Зато фильм «
Инди»
(2006) по настроению совершенно отличался от «Жести». После погонь и перестрелок
Алене довелось вживаться в образ страстно любящей женщины. Ее Арина, жена очень
состоятельно бизнесмена и мать трехлетнего сынишки, неожиданно находит новую
любовь в лице питерского архитектора, у которого, кстати, тоже семья. Теперь на
карту поставлено все...
Довелось Алене Бабенко поработать и с самим Эльдаром Рязановым. Метр
отечественного кино доверил актрисе одну из главных женских ролей в своей
картине «
Андерсен. Жизнь без любви». Алёна Бабенко сыграла дочь адмирала
Генриетту Вульф. Примечательно, что у ее героини был физический недостаток - горб.
В связи с этим, после выхода фильма актрису нередко спрашивали, почему ее, такую
красивую, молодую, нередко уродуют в кадре. На это Алёна отвечает: «Ну и что! Пусть
уродуют. Во-первых, я люблю рисковать и экспериментировать. А во-вторых, выбираю
то, что мне действительно интересно, не заботясь о том, как я выгляжу на экране с
эстетической точки зрения. Ведь именно такие персонажи увлекательно играть, где
можно исследовать характер человека».
Из интервью журналу "Эгоист" (2006 год)
"Я уже взрослой поступила во ВГИК, это был второй институт после Томского
государственного университета (факультет прикладной математики и кибернетики), и
вдруг увидела, что такое действительно актерская профессия. Когда с 9 утра до 12
ночи тебя просто нет, и потом ты приходишь домой, и голова у тебя не остывает, и
потом тебе надо собраться на завтра, и в 8 утра уже выйти из дома. И так круглые
сутки, круглые сутки. Меня всегда удивляло, почему у артистов такие сложные
судьбы, почему они такие одинокие, семей нет, детей нет, все время страдают -
какая-то катастрофа. Так профессия или семья? Я очень боялась, чтобы не произошло
замещение, чтобы профессия не вытолкнула мою человеческую жизнь. Как бы все не
перепуталось.
Две дороги
Тогда я нарисовала в уме две дороги, как две линии на руке. Есть линия жизни, а
рядом параллельная, сопутствующая линия. Так вот линия жизни - это моя жизнь с
родными и близкими, друзьями и параллельная (она тоже бывает очень яркая и, как
говорят хироманты, поддерживает линию жизни) - это моя профессия. И она должна
помогать мне и никак не сбивать с линии жизни. Чтобы профессия помогала, ей надо
уделять много времени и сил. Я построила себе модель жизни в профессии: рваться к
карьере не буду, но то, что я смогу, то, что я чувствую внутри, что понимаю сердцем и
головой, что будет соответствовать моим представлениям о себе в профессии -
постараюсь сделать."
О личном
Алёна Бабенко была замужем за режиссером Виталием Бабенко. По словам Алены, у них
очень хорошие и доверительные отношения, и она очень счастлива, что после развода
они не испортились. Сын актрисы от брака с Виталием Никита, закончивший школу в 2011
году, в какой-то степени продолжил дело родителей, решив поступить на
операторский факультет ВГИКа. Внук актрисы - Теодор (2015 г.р.).
Второй супруг Алены Бабенко экс-спортсмен
Эдуард Субоч. В
интервью журналу "ОК!" Бабенко рассказала, почему она скрывала от всех свое
замужество: «С моей точки зрения, неприлично по отношению к своей прошлой жизни -
что со стороны Эдуарда, что с моей - выносить нашу новую жизнь на публику. Это
обижает тех, кто был с нами раньше, - считает Алена. - У меня был предыдущий брак, я
не хотела оскорблять чувства человека, с которым я прожила много лет, и, несмотря
ни на что, с любовью отношусь к этому времени. Если бы у вас была такая ситуация, вы
бы поняли. Представьте, ваша вторая половина после развода с вами раскричалась на
весь мир: ах как мне прекрасно теперь живется. Мне кажется, это отвратительно,
особенно если у тебя есть дети, которые все это видят».