Ренате Блюме родилась 3 мая 1944 года в курортном городке Бад Вильдунген, Германия.
В 1965 году окончила Берлинское театральное училище. Еще, будучи студенткой,
дебютировала в 1964 году в главной роли в картине Конрада Вольфа «
Расколотое небо».
С 1965 по 1986 г.г. играла в Государственном драматическом театре в Дрездене.
Снялась в фильмах: «
Замерзшие молнии» (1967), «
Ульзана» (1974), «Дело в замке»
(1979), «
Архив смерти» (1980), «Мартин Лютер» (1983). С 1973 года снимается на
телевидении.
Исполнила роль Женни Маркс в фильме Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы»
(1979-1982) и получила за нее Ленинскую премию.
В 1981 году Ренате Блюме стала третьей женой Дина Рида , который усыновил ее сына
Александра от предыдущего брака с режиссером Франком Байером .
С 1990 по1992 г.г. - преподавала актерское мастерство. С 1992 года возобновила актерскую
карьеру.
Интервью с Ренатой Блюме в Журнале «SUPERILLU», январь 2001 год.
Береговые идиллии озера Zeuthener see. Здесь уже 20 лет живет актриса Рената Блюме. Она
имеет известное имя, для которого открываются все двери. Актерской карьере Ренаты
Блюме не помешали даже изменения в стране: она продолжала работать как актриса
театра. Счастлива она была и с режиссером Франком Байером, ее первым супругом. Сын
пары, Александр Рид, является также актером. Только таинственная смерть ее
второго мужа в 1986 года снова, и снова приводила ее в крупные газетные заголовки.
Она каждый раз скрывалась в молчании, не хотела быть известной только как вдова
бывшей звезды. Она живет далеко на юго-востоке Берлина, посереди леса и озер.
- Не слишком одиноко ли для женщины?
- Я живу здесь уже 20 лет. Все здесь знакомо мне. Если я учу текст, я охотно гуляю при
этом в лесу и не боюсь. Здесь однажды я записала свой рабочий марафон: По сентябрь
99-го я работала при фестивалях Stеrtebeker в Ralswiek, затем я играла в театре в Мюнхене. Это
продолжалось до весны, потом был театр в Дюссельдорфе и там после Oybin,
представления на Рюген. Остаток года я отдала для кинофильма "Брат Бенджамина" и
передачам на MDR. После этой нагрузки мне просто необходим отдых.
- А кто обогревал в это время дом и ждал Вашего возвращения домой?
- Мой сын Александр часто бывает у меня. Но на это Вы, конечно, не намекаете. Очень
коротко: другого мужчины в моем доме нет. Но не в моей жизни. Уже год я снова
влюблена.
- Кто этот новый мужчина?
- Я не хочу говорить на эту тему. Скажу только: он не является актером.
- Почему Вы не сближаетесь с Вашей новой любовью?
- Я знаю после всех моих опытов, что не хочу больше жить совместно с мужчиной. Это
связано, конечно, с моей профессией. Он постоянно должен был бы ездить за мной.
Кроме того, я предпочитаю свободное одиночество. Я веду самостоятельную жизнь с 21
года. Тогда я заключила уже дополнительное страхование пенсии. Причина проста: Я
не хотела, чтобы мужчина поддерживал меня или оставался совсем у меня, чтобы меня
содержать. Я хочу не зависеть от него, чтобы наши отношения всегда оставались
добровольным. Я хочу быть всегда возлюбленной.
- Все же Вы сочетались браком уже как молодая женщина...
- Здесь нет противоречия. Я сочеталась браком в 1969 с режиссером Франком Байером. Он
был моей первой большой любовью. Это было чудесное время. На ДЕФА заканчивалась
съемка фильма "Дорожка из камней", и Франк приехал в Дрезден, где я играла в театре.
Мы имели только одну комнату и узкую тахту, которую мы должны были отодвигать от
стены, чтобы мы подходили с обеих сторон. Если мы хотели смотреть телевизор, мы
должны были выдвигать детскую кровать с нашим сыном Александром в прихожую. Денег
у нас было мало, я получала приблизительно 450 марок в месяц как дебютантка. Но мы
были счастливы все же.
- И что же разбило эту идиллию?
- Когда у Франка появились новые увлеченности, многое стало расходиться. Тогда мы
имели, правда, деньги, но уже не были счастливы. Брак начинал разваливаться - до тех
пор пока я не подала в 1974 на развод. Я еще вспоминаю, как кисло я реагировала, если
мой муж исчезал после еды внезапно в своей комнате и писал сценарии. Он был именно
рабочей лошадью. Сегодня я говорю, что он был более важным, чем я - он имел больший
опыт, делал лучшие фильмы. Однако тогда я чувствовала себя иначе, и на меня и мою
профессию слишком мало обращали внимания - и тогда брак моих родителей приходил
мне на ум.
- Дочери часто не хотят быть такими, как их матери. А Вы?
- Я просто хотела наслаждаться моей жизнью больше, чем моя мать. Она отказалась от
всего в пользу детей и мужа. Но она не чувствовала жертвенность. Это было
содержанием ее жизни. У меня же эгоизм был уже выраженным. Я была честолюбива и
хотела быть хорошей актрисой.
- Вы сыграли, наряду с многочисленными ролями театра, в больше чем 40
телевизионных фильмах и фильмах ДЕФА за счет личного счастья?
- Я часто ставила перед собой этот вопрос: Почему я покинула Франка Байера? Он был
очень цельным человеком, хотя с ним происходили тяжелые перемены. И то, что я
ставила этот вопрос, указывает, что искра раскаяния имеется в наличии.
- Утверждают, Вы быстро утешились с Гойко Митичем.
- Я никогда не вешалась сразу после развода на следующего мужчину. Общественность
думала кое-что иное. Я никогда не опровергала это. Я познакомилась с Гойко в 1974
году во время съемок фильма "Ulzana". Однако, я поклялась себе: никогда не начинать
отношения с коллегой! Кроме того, я хотела быть сильной и самостоятельной после
развода с Франком. И я училась этому, даже если мне было больно. Гойко я увидела
вновь после съемок случайно в фарфоровой лавке в Берлине. Из этой встречи
началась 2-летняя интимная дружба. Это не должно никогда было быть совместной
жизнью, не говоря уже о браке. Для этого он не предназначен. Он часто говорил мне:
"Воробьи летают в увлечении, орел просто летает".
- Как закончились ваши отношения?
- Молодые женщины стояли к Гойко в очередь. Когда-нибудь он выбрал бы другую. Я была
очень ревнива, но также и очень последовательна.
- Но один человек все же смог завоевать ваше доверие - американский певец и
актер Дин Рид.
- Мы работали в 1974 вместе над фильмом "Кит и Ко". Сблизились мы только после развода
Дина. Собственно, я не хотела больше вступать ни в какую твердую связь. Однако
романтичный способ ухаживания Дина захватил меня совершенно. Однажды я ехала с
сыном в отпуск зимой. На автобане он остановил нас и привез нам теплый молочный
коктейль. Если он находился в пути, он посылал ежедневно телеграммы. Он был полон
невероятного внимания. Он всегда делал так, чтобы я понимала, что я - самая
замечательная женщина в его жизни. Скоро мне стало ясно: мы принадлежим друг
другу, и я еще раз могу решаться на это. В 1981 была свадьба - в белой одежде из
романтичных кружев. Счастье было недолгим. В 1986 Дин утонул трагическим и
таинственным способом в озере Zeuthener.
- Выяснилась ли причина смерти с того время?
- Я только могу сказать, что все давно было бы известно, если бы все было
однозначно. В спекуляции я не хотела бы участвовать. До тех пор пока я не смогу
дать однозначного ответа, я не дам лучше совсем никакого.
- Работают ли над выяснением дальше?
- Нам сообщалось, что имеется еще материал в архивах ШТАЗИ (STASI). Там полны подвалы.
Мы получим информацию, как только появятся новые сведения.
- Это была речь о самоубийстве. Поверили ли Вы в это?
- Собственно, никогда. Однако я замечала, что Дин становился все более недовольным
и замкнутым, больше не восхищался Германией. Если он видел утром серое небо, он
говорил только: "В Калифорнии сейчас синее небо". Если люди были здесь
недружелюбны, он вспоминал об улыбчивых людях в его стране. Охотно он бы уехал с
нами в Америку. Но я не хотела. Я должна была работать здесь. Вероятно, это удручало
его, как и то, что я могла делать больше фильмов, чем он. Но разве это может быть
причиной самоубийства? Через 5 дней после его смерти должны были начаться съемки
фильма с нами обоими. За этот фильм Дин боролся многие годы. Все-таки незадолго до
цели не кончают с собой.
- Испытываете ли Вы тем не менее иногда чувство вины?
- Я задавала себе тысячи вопросов: Что я не заметила? О чем мы не говорили? Что я не
захотела понять, наконец?
- Находили ли Вы ответ?
- Мы просто слишком мало говорили друг с другом.
- Как вы выдержали такой удар судьбы?
- Сначала он меня совершенно выбил из колеи. Я думала, жизнь заканчивается - и я
больше не хотела жить. Только работа над новым фильмом с Рольфом Хоппе вернула
меня позже снова в жизнь и позволила понять: я не имею права обременять моего сына
Александра своей депрессией. Груз, который я чувствовала, был слишком тяжел для
его молодой жизни.
- С тех пор он является, конечно, самым важным мужчиной в Вашей жизни?
- Можно сказать и так. Смерть Дина имеет на меня и моего сына очень сильное влияние.
Когда Александр переехал в собственную квартиру, это было горьким моментом в моей
жизни. Теперь, однако, я научилась чувствовать свободу.
- Можно ли когда-нибудь снова быть счастливой как женщина после такой
трагической потери?
- Есть женщины, которые не дождались своих мужчин с войны и живут сегодня еще в
неизвестности. Поэтому я говорю себе в печальные моменты: "Рассматривай себя не
так серьезно. Это твой груз, который ты должна нести". Сегодня я иначе понимаю
счастье. Счастье является только одним моментом - и оно исчезнет, как только я
попытаюсь удержать его.