Тацуя Накадаи попал в мир кино, когда режиссёр Масаки Кобаяси обратил внимание на
молодого клерка в магазине одежды и пригласил его на главную роль в фильм «
За
толстой стеной». Так началась многолетняя дружба, за время которой они успели
поработать над 11 совместными картинами, включая такие признанные шедевры, как «
Харакири», «Тайный призрак», «Бунт самураев» и трилогия «Удел
человеческий».
Всего же за свою карьеру Накадаи успел сняться у многих известных режиссёров.
Кроме фильмов Кобаяси, он снялся в девяти фильмах Кихати Окамото (в частности, в
таких известных фильмах, как «
Меч судьбы» и «
Убей!»), в девяти
фильмах Хидэо Гося («Гоёкин»), в шести фильмах Кона Итикавы («
Пламя», «
Ключ»), в пяти фильмах Акиры
Куросавы («Тень воина», «
Ран»), в пяти фильмах Микио Нарусэ («
Когда женщина поднимается
по лестнице») и в двух фильмах Хироси Тэсигахары («
Чужое лицо»). Во многом
это стало возможным благодаря тому, что Накадай изначально не стал себя связывать
долгосрочным контрактом ни с одной из студий-гигантов киноиндустрии Японии и
поэтому мог принимать любые предложения.
Говорят, что историческая наука не терпит сослагательного наклонения — всех этих
«а что было бы, если...бы». К счастью, к кинокритике подобное замечание определенно
не относится. Нет ничего приятней и забавней, чем представить себе на досуге, что
ту или иную картину мог бы снять совсем другой режиссер с совершенно другим
актерским ансамблем. Именно любители подобных умозрительных наблюдений дали
Тацуя Накадаи прозвище «восьмой самурай», мечтая о том, что он вполне мог
оказаться в числе главных героев куросавской «великолепной семерки». И это без
всяких фантастических допущений, ведь все прекрасно знают, что начинающий актер
на самом деле снялся в «Семи самураях». Снялся в крошечной роли бородатого воина,
который отказался работать на крестьян на их условиях и отправился своей дорогой.
А теперь давайте представим, что было бы, если бы он согласился защищать
крестьянские крохи? Увы, похоже, что кинокритика тоже не терпит сослагательного
наклонения.
В далеком 1953 году, когда Куросава снимал своих «Самураев», 20-летний Тацуя Накадаи
находился в самом начале творческого пути. О его приходе в кинематограф сложена
легенда. Говорят, в те годы тогда еще тоже молодой режиссер Масаки Кобаяси пришел
в магазин модной одежды и обратил внимание на молодого клерка, стоящего за
прилавком. Один случайный разговор — и неопытный продавец получил главную роль в
режиссерском дебюте будущего классика. Так и началась их многолетняя дружба, за
время которой они успели поработать на 11 совместных картинах.
Правда это или нет, никто не знает. Однако доподлинно известно, что к моменту
своего дебюта в «Доме с толстыми стенами» молодой Накадаи уже много лет занимался
в театре «сингэки» (современном драматическом театре), поэтому обычным
дилетантом его назвать довольно сложно. К тому же новичок очень быстро нашел свою
нишу и уже за считанные годы попал в «горячую» обойму молодых актеров. Его спасло,
прежде всего, то, что он не стал подписывать никаких контрактов со
студиями-мажорами и не додумался ограничивать себя ролями в жанровом кино.
Накадаи всегда ориентировался на конкретных режиссеров и конкретные проекты. В
результате за полвека работы в кино он успел сняться в одиннадцати фильмах у
Масаки Кобаяси, в девяти фильмах у Кихати Окамото, в девяти — у Хидэо Гося, а также
в шести — у Кона Итикавы и пяти — у Акиры Куросавы. Пяти — если не считать те самые
две секунды в «Семи самураях». Добавьте к этому еще и участие в «Наследии
полумиллиона» — единственном режиссерском экзерсисе коллеги Накадаи Тосиро
Мифунэ, у которого Накадаи также принял участие почти во всех продюсерских
проектах.
Любопытно, что, в отличие от своих коллег-сверстников, Накадаи ни разу не снялся ни
у кого из новых режиссеров, пришедших в кино после 80-го года. Цукамото, Миикэ,
Китано и многие другие, возможно, с большим удовольствием пригласили бы
авторитетного старца в любую из своих картин, но только он ни разу не дал им
согласия. И по сей день классик принципиально работает только с теми, кто на
собственной шкуре помнит железную студийную систему и Великое Японское кино.
Статус хранителя старины актеру приятен и мил. В прошлом году он выступил в
качестве духовного наследника своего скончавшегося друга Кихати Окамото. Дело в
том, что Окамото не успел поставить картину «Повозка с волшебным фонарем»,
главная роль в которой снова отводилась Накадаи. Спустя полгода после смерти
Окамото картины с кадрами из неснятого фильма были выставлены его вдовой на одной
из столичных выставок. Увидев эти картины, Накадаи был настолько растроган, что
решил самостоятельно завершить этот проект. Можно догадаться, что желающие дать
на это денег появились очень быстро.
Отказать Накадаи в чем-либо довольно сложно или даже почти невозможно. Актер по
сей день обладает не только фантастической харизмой, буквально приковывающей к
экрану, но еще и неповторимым тактом. Без всякого сомнения, у этого человека есть
уникальный внутренний стержень. Но только не бетонный и не чугунный, как у Мифунэ
или Вакаямы, а стержень из хорошего оружейного металла. Как раз такого, из какого в
северном Киото до сих пор делают катаны для частных заказчиков. Гибкие, черные и
невероятно скользкие. Не теряющие свою остроту и блеск даже по прошествии 75 лет.