Человека, более влюбленного в свое дело, трудно представить. О мультипликации
Леонид Аристов может говорить бесконечно: раскладывать ее на составляющие и
соединять обратно, воспевать пластику, цвет, музыку и даже шумы, восхищаться
талантливыми коллегами. Он застал «золотые годы» «Союзмультфильма» и встал у
истоков анимационной студии Творческого объединения «Экран» на телевидении.
Звезд с неба он никогда не хватал, а просто творил, экспериментировал, дружил.
Фронтовик, он проходил в шинели шесть лет. В 39-м поступил во ВГИК, но проучился
всего две недели и был призван в армию. На проводы студентов пришел директор
института и провозгласил: «Ребята, служите! Места за вами! Только возвращайтесь».
Когда до дембеля оставались считанные недели, грянула война.
Отдельный саперный батальон. Зачетная книжка - чистая, без единой отметки - у
груди. И в голове слова директора: «Места за вами, только возвращайтесь»! Всю войну
Леша Аристов прошел с любовью к кино, с жаждой учиться во ВГИКе. И когда, несмотря
на тяжелую контузию, он встал на ноги, тут же оказался в институте.
Холст, палитра, мольберт, натура... Фильмы, спектакли, актеры, режиссеры,
операторы... История искусств, история западного кино, история советского кино,
история архитектуры, история костюма... «Все это было так интересно! - восклицает
Леонид Варсанофьевич. - Я бы пошел учиться еще раз». Первая работа - “Ночь перед
Рождеством” у сестер Брумберг. Работая над созданием стиля картины, Леонид
Аристов объездил всю Украину и побывал даже в знаменитой Диканьке. Защитив
диплом, стал работать художником-постановщиком на “Союзмультфильме”.
Как режиссер, Леонид Аристов начинал в паре с Ольгой Ходатаевой. Вместе поставили
фильмы “Соломенный бычок”, “В яранге горит огонь” и “Храбрый олененок”.
Скучает ли он сегодня по «Союзмультфильму»? Да, скучает. Но больше по людям, из
которых уже почти никого не осталось. Фильмы делались очень разные, режиссеры и
художники трудились очень непохожие, но каждый фильм становился событием для
всей студии, которая целый год жила только его производством.
В середине 70-х Леонид Аристов перешел на телевидение. Его лучшим фильмом стал
кукольный мюзикл “Волк и семеро козлят на новый лад” с музыкой Алексея
Рыбникова.
Один из основателей телевизионной мультстудии ТО “Экран”.
У «Мульттелефильма» история менее яркая и счастливая. Студия рождалась не в
любви, а по необходимости. Люди собирались «с бору по сосенке», приходили в
основном те, у кого где-то что-то не получалось. «У вас единственный профессионал -
Аристов!» - однажды заявил Роман Качанов. Денег давали мало, требования
выдвигались жесткие, редактура подобралась вялая. Но, тем не менее, надо было с
чего-то начинать. Желательно - с чего-нибудь масштабного.
Взялись за сериал. Один режиссер делал бы его десяток лет, поэтому решили создать
столько же съемочных групп, сколько и серий. Придумали внешние образы героев,
смастерили кукол, оборудовали несколько павильонов, и за два года сняли
«Приключения Незнайки». А по горячим следам - «Волшебника Изумрудного города». В
обоих случаях получился некоторый разнобой, каждая серия вышла разного качества
и звучания, отчего в целом фильмы проиграли. Но дети не обратили на это внимания,
поскольку искренне обрадовались встрече с любимыми героями. Тем более что это
были, по сути, первые отечественные анимационные сериалы на телевидении.
А дома у Леонида Аристова остался «осколок» того периода - кукла Страшилы. Правда,
у него нет ног, и одна рука болтается на ниточке. Так «заездили» бедных героев
кукловоды!
«И все равно я был счастлив! - утверждает режиссер. - Двигала любовь к искусству,
кино. Слышишь шелест пленки в монтажной - и на душе как будто музыка какая-то!»
Его последний фильм - «
Квакша». Редактура не справилась с литературным сценарием, Аристов
только вернулся из больницы, сердце «шалило», и в результате фильм получился не
таким, как был задуман. Леонид Варсанофьевич, только что отметивший
шестидесятилетие, решил из кино уйти. И ушел.
Сегодня, четверть века спустя, он вспоминает об этом с тоской. В одном из
телефонных разговорах со своим другом Евгением Мигуновым (недавно ушедшем из
жизни) они заспорили об истине. «Женя мне сказал, что никто не знает, что это такое -
истина! - вспоминает Леонид Варсанофьевич, - А я ему ответил, что знаю. Истина - это
движение!... Последовала длинная пауза. А потом Женя сказал: «Да, пожалуй, ты
прав...»