Франклин Джеймс Шеффнер - американский кинорежиссёр, обладатель премии Оскар за
фильм «
Паттон» (1970 год), постановщик фильмов «
Планета
обезьян», «Мотылёк», «
Николай и Александра» и др. Известен также внедрением в конце 1940-х -
начале 1950-х годов новых методов съёмки телевизионных программ с использованием
подвижных камер, что значительно изменило восприятие зрителем новостийных
программ и репортажей по сравнению со статичным визуальным рядом.
Родился в 1920 году в семье миссионеров в Токио, Япония. В подростковом возрасте
переехал с семьёй в США. Обучаясь в колледже в округе Ланкастер, Пенсильвания,
увлекался, среди прочего, творчеством в драматической студии. Поступил в
Колумбийский Университет, где изучал юриспруденцию. С началом Второй мировой
войны, не завершив обучение, призван на службу в Военно-морские силы США. Принимал
участие в боевых действиях в Северной Африке, Европе, позже переведён на
Тихоокеанский флот ВМС США.
После окончания военной службы вернулся в США и начал работать на телевизионной
студи CBS. Уже в 1954 году получил свою первую премию Эмми за телевизионную
постановку пьесы Реджинальда Роуза «Двенадцать разгневанных мужчин» (в 1957 году
эта пьеса с успехом была воплощена Сидни Люметом в одноимённом художественном
фильме). В следующем году Шеффнер получает ещё две премии Эмми за работу над
телевизионной адаптацией Бродвейской пьесы «Мятеж на эсминце „Кейн“. Трибунал».
Высокую оценку и четвёртую премию Эмми получила режиссёрская работа Шеффера в
первых сезонах сериала «
The
Defenders».
В 1963 году снимает свой первый полнометражный художественный фильм
«Стриптизёрша», который получает неплохие отзывы критиков. В 1964 году следует
постановка политической драмы по пьесе Гора Видала «
Самый
достойный», где в главной роли снялся Генри Фонда. Фильм номинировался на
несколько кинематографических наград, получил спечиальный приз жюри
Кинофестиваля в Карловых Варах.
Следующий фильм 1965 года «
The
War Lord» (в российских изданиях наиболее часто встречается перевод «
Властелин
войны») в определённом смысле стал для Голливуда новаторским, так как в отличие
от романтизации рыцарства отражал самые негативные стороны социального
расслоения при феодализме. Политический детектив «
Двойник» с Юлом Бриннером
(Юлием Борисовичем Бринером) в главной роли был снят в 1967 году в Великобритании и
большого международного успеха не имел.