Михаил Иванович Пуговкин родился 13 июля 1923 года в селе Рамешки Чухломского района
Ярославской области. Отец - Пуговкин Иван Михайлович. Мать - Пуговкина Наталья
Михайловна. Михаил появился на свет в хлопотное время сенокоса, когда все жители
села, кроме старых и малых, с утра до позднего вечера были в поле. Михаил Пуговкин
был третьим сыном в семье, дома и в селе его ласково называли Минькой. Семья жила
бедно, и Минька с ранних лет познал все тяготы крестьянского труда.
Школа находилась в 40 км от Рамешек, ребятишек возили туда на лошадях. Маленький
Минька все делал с шутками, прибаутками, но никто тогда не мог и подумать, что этот
маленький паренек с задорной мордашкой станет Народным артистом СССР. Талант
Миньки проявился на деревенских свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку,
барыню и русскую полечку. Без него не обходилась ни одна свадьба, приглашали и в
соседние деревни.
В 1938 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Родители хотели дать детям хорошее
образование. Поселились у сестры Натальи Михайловны, в доме № 5 по Печатному
переулку. Михаил, как отец и братья, поступил на работу и старался держаться
солидно, даже повсюду прибавлял себе два года. На тормозном заводе, где он
трудился электромонтером, его полюбили за смекалку и веселый характер. Но уже
тогда все помыслы Михаила витали в клубе им.Каляева, где после работы он занимался
в драматическом кружке. На репетиции бежал, позабыв все.
Встреча с Народным артистом РСФСР А.П.Шатовым, художественным руководителем
клуба, стала для Михаила счастливой. Опытный мастер распознал в нем природный
артистический дар, и когда заболел исполнитель главной роли в пьесе А.Островского
«Свои люди - сочтемся», он поручил ее Михаилу Пуговкину. Михаил за одну ночь выучил
не только свою роль, но и всю пьесу. После этого роль купца Большого прочно
укрепилась за ним на целых два года.
Как-то на спектакль пришел заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.М.Каверин,
который возглавил тогда Московский драматический театр. Он был поражен игрой
молодого паренька и заинтересовался им. Вскоре он пригласил Михаила в
профессиональный театр. Это был подарок судьбы, ведь у него не было даже
специального образования, а играть надо было с профессионалами, да еще в таком
сложном репертуаре: М.Горький «На дне», Л.Андреев «Дети Ванюшины», Ф.Шиллер «Мария
Стюарт». Сначала поручались эпизодические роли, но юноша не затерялся среди
мастеров. Его игрой любовались коллеги, восхищались зрители, начала писать
пресса. Работал много и упорно. Пришлось приложить массу усилий в работе над
дикцией. С этой задачей он успешно справился, заслужив уважение Ф.М.Каверина.
В 1941 г. М.Пуговкин получил приглашение на работу в кинематограф. Известный
режиссер Г.А.Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «
Дело
Артамоновых». Не раздумывая, Михаил дал согласие. На пробах Рошаль спросил,
сможет ли он петь, плясать, играть, и на все был ответ - могу. «Вот молодость! Что ж,
будем его снимать», - сказал Рошаль. В этом фильме в роли молодой певицы
дебютировала также и Любовь Орлова.
В то же время М.И.Пуговкин познакомился с Марком Бернесом, они подружились, вместе
ездили на гастроли, участвовали в концертах. Бернес ласково называл его -
крестьянин.
Съемки фильма «
Дело
Артамоновых» шли в июне 1941 г. Картину не успели озвучить, началась война.
Михаил, прибавив себе год, ушел вслед за отцом и братьями на фронт. Попал в
стрелковый полк № 1147 разведчиком. На Смоленщине прошел через кромешный ад без
единой царапины, а в августе 1942 г. под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В
госпитале началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Он попросил главного
хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!» На свой
страх и риск хирург пошел навстречу.
Лечение длилось долго, болезнь отступала медленно. Из одного госпиталя - в другой,
так добрался до Тбилиси. Оттуда его списали в запас, целый месяц добирался до
Москвы. Выздоравливая, вспоминая свою трехлетнюю творческую деятельность, он
твердо решил - без сцены, без съемочной площадки ему не прожить.
Как только добрался до столицы, Михаил пришел в единственный действовавший в то
время театр драмы, где главным режиссером был Народный артист РСФСР Н.М.Горчаков
(ныне - театр им.В.Маяковского). Заведующим музыкальной части был Константин
Симонов, ведущими артистами - Валентина Серова и Ростислав Плятт. В театре
репетировали пьесу «Москвичка», Михаил получил в ней роль. Успех у публики был
огромный.
В 1943 г. в Москве открывается школа-студия В.И.Немировича-Данченко во главе с
режиссером МХАТа В.Г.Сахновским. Михаил идет в приемную комиссию, а в ней:
В.И.Качалов, И.М.Москвин, Н.П.Хмелев, А.К.Тарасова, А.И.Грибов... Просмотрев документы,
Москвин удивленно воскликнул: «Вы - артист! Уже артист! И хотите учиться? Да у тебя
три класса образования?» Несмотря на огромное волнение и отсутствие аттестата об
образовании, Михаил благополучно сдал вступительные экзамены. Его первым
зачислили в списки студентов. И.М.Москвин, как опытный мастер, был уверен в успехе
талантливого юноши.
Сокурсниками Михаила Пуговкина были: Владлен Давыдов, Алексей Покровский, Игорь
Дмитриев, Андрей Гончаров, Владимир Трошин, Ирина Скобцева. Михаил учился с
большим удовольствием, с радостью играя все порученные роли. И.М.Москвин, не
скрывая, боготворил студента Пуговкина.
Приглашали М.Пуговкина и в кино. В 1943 г. ему досталась небольшая роль солдата Феди
в фильме В.Петрова «Фельдмаршал
Кутузов», затем в фильме
И.Анненского «Свадьба» по А.П.Чехову. Сцена была с танцем, снимали много дублей.
Раненая нога болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно.
Работа в картине запомнилась ему партнерством с Фаиной Раневской, Эрастом
Гариным, Зоей Федоровой, с которой через много лет встретился на съемках «Свадьбы
в Малиновке».
В 1944 г. Михаилу Пуговкину приходится прервать учебу, так как его призвали на
действительную службу в танковое училище в Ветлуге. Начал работать, делать
концерты, выступать, защищая честь родного училища. Спустя годы, М.И.Пуговкину
подарили книгу, выпущенную к 50-летию училища, где есть его портрет с подписью:
«Курсант М.И.Пуговкин, много сделавший для развития художественной
самодеятельности училища, ныне - Народный артист СССР».
Закончилась война. После демобилизации из училища Михаил продолжил занятия в
студии МХАТа.
В 1947 г. М.Пуговкин женился на своей сокурснице, ныне Заслуженной артистке РСФСР
Н.В.Надеждиной. У них родилась дочь Елена, проживающая ныне с мужем и сыном
Михаилом в Москве. С Н.В.Надеждиной они прожили 12 лет, затем семейная жизнь дала
трещину, они разошлись. С дочерью и внуком у Михаила Ивановича добрые отношения.
Н.В.Надеждина перед своим бенефисом, 22 мая 1994 г. в Омском Академическом театре
прислала Михаилу Ивановичу приглашение и теплое письмо.
После окончания школы-студии МХАТ М.И.Пуговкин едет работать на Север. В
Мурманском театре Северного флота он играет Олега Кошевого в спектакле «Молодая
гвардия». Затем - год работы в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем -
снова Москва, театр Ленинского комсомола и съемки в кино. За восемь лет - 16 картин.
Среди них «
Адмирал
Ушаков», «
Солдат Иван Бровкин», «
Земля и люди», «
Олеко Дундич» и др. После фильма «
Адмирал
Ушаков» критики, пресса дружно отметили, что так искренне и неподдельно может
играть только талантливый, одаренный природой актер. Его незаурядная внешность
говорила сама за себя. И пошли у Пуговкина одна за другой комические роли, и в
каждой из них он был великолепен и неповторим. Много позже режиссеры рассмотрят в
нем новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли
противоположного жанра.
Фильм «
Адмирал
Ушаков» снимался в Ялте. Тогда Михаил Пуговкин впервые увидел море. Оно
произвело на него грандиозное впечатление. Получилось так, что из 33 фильмов, в
которых снялся Михаил Пуговкин, 26 снимали в Ялте, а 6 - в Севастополе. Играл моряков,
боцманов, морских офицеров. Входя в образ, ходил в тельняшке, стоял на вахте, драил
палубу. Дружба актера с моряками продолжается до сих пор. На 70-летний юбилей
Михаилу Пуговкину дарили тельняшки, бескозырки, капитанские кители.
Моряки-черноморцы прислали теплое поздравление.
Режиссер Михаил Ромм в молодом актере увидел не только нужный типаж, но и талант,
редкую для молодых актеров способность совершенно естественно держаться перед
камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то
годам к 50-ти полностью оформитесь. Тогда вас будет еще интереснее снимать». Его
слова оказались пророческими. К 50 годам М.И.Пуговкин снялся в 57 фильмах.
В 1955 г. на экраны вышел фильм С.Ростоцкого «
Земля и люди», где
М.Пуговкин колоритно сыграл Гришку Хвата, типичного единоличника из села, не
желающего работать на колхоз. Хват еще не уголовник, а вот Софрон Ложкин из фильма
«Дело пёстрых», снятого в 1958 г. Н.Досталем, - закоренелый преступник со стажем. Роль
исполнена великолепно, хотя в преступной среде М.Пуговкину «вращаться»,
разумеется, не приходилось. Ложкин не был главным персонажем фильма, но Пуговкин
сыграл его очень выпукло, поэтому внимание зрителя оказалось приковано именно к
нему. Его фигура заслонила других героев картины. Это актерское качество Михаила
Пуговкина отмечал и Сергей Бондарчук. Однажды, уже под конец жизни, он сознался
Михаилу Ивановичу, что ошибся с ролью Некрасова в фильме «Они сражались за
Родину», - надо было снимать Пуговкина, а Ю.Никулину нашлась бы другая роль.
В 1961 г. М.И.Пуговкин женится во второй раз, на актрисе Москонцерта А.Н.Лукьянченко.
Михаил Иванович и Александра Николаевна прожили счастливо 32 года. В доме всегда
царили уют и порядок, творческая атмосфера. Но 1 апреля 1991 г. Александра Николаевна
ушла из жизни. Михаил Иванович тяжело переживал потерю. Поэтому, когда его
пригласили в Ялту на озвучивание фильма «Болотная стрит», в котором он играл
коменданта дома, - уехал без промедления.
Уже в пору творческой зрелости М.Пуговкин встретился с Леонидом Гайдаем. Их
счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. Потрясающий успех у
зрителей имели образы прораба-перевоспитателя из «Операции «Ы» и режиссера Якина
из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», отца Федора из «12 стульев» и
другие.
В 1965 г. Михаилу Ивановичу Пуговкину присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.
Он много ездит по стране, встречается со зрителями и, конечно, снимается.
«Беспокойное хозяйство» в постановке М.Жарова, «
Девушка с гитарой» А.Файнциммера, «
Суд идет» С.Третьякова,
«Нейлон-100» В.Басова, «
Майские
звезды» С.Ростоцкого и другие. Значительной работой в 1967 г. оказалась роль
Яшки-артиллериста в фильме А.Тутышкина «
Свадьба в Малиновке». Потом он сыграл у того же режиссера главную роль в
картине «
Шельменко-денщик».
Народно-смеховую основу персонажей М.И.Пуговкина высоко ценил режиссер-сказочник
А.Роу. Пуговкин снялся у него в нескольких фильмах-сказках. В них актер очень
разный. То глуповатый, чванливый король, то отважный, с душой нараспашку воевода,
то хитрый, изворотливый атаман. Но общее в них - острохарактерность и комизм.
В Ялте Михаил познакомился с сестрой своего друга, актера Юрия Медведева - Ириной
Константиновной. Со временем они стали работать вместе, Михаил Иванович
чувствовал во всем с ее стороны большую заботу. Вскоре она стала его менеджером,
администратором, продюсером, близким другом и любимой женой.
В августе 1995 г. в гостинице «Ялта» кинорежиссер и кинооператор Игорь Красовский
снял документальный фильм, посвященный Михаилу Пуговкину. Актеру выпала очень
продолжительная творческая жизнь. Далеко не каждому актеру удается не только
сохранить, но и развить свой творческий потенциал в течение столь длительного
срока и быть настолько любимым зрителями в каждой своей роли. Секрет популярности
Михаила Пуговкина заключается не только в верности своей теме, но и в
органической связи с корнями, обычаями его родной земли, его родного народа.
В 1997 в честь Михаила Пуговкина названа одна из малых планет.
Знаменитый киноактер Михаил Иванович Пуговкин скончался около полудня 25 июля 2008
года у себя дома
Последней волей Михаила Ивановича было - похоронить его рядом с Александром
Абдуловым. Они были очень близки.