Юношество и начало карьеры
Питер - сын иммигрантов, которые бежали от нацистов. Его отец, Борислав Богданович,
был сербским живописцем и пианистом, а мать, Герма Богданович, происходила из
богатой семьи австрийских евреев. Питер был зачат в Европе, но родился уже в США. В
1950-х он был актёром, изучая это ремесло с театральным педагогом Стеллой Адлер (ему
было только 16, но он лгал о своём возрасте и говорил, что ему 18), и играл на
телевидении и в летнем парке. В начале 1960-х Богданович был известен как
программатор фильмов в музее современного искусства в Нью-Йорке. Заядлый киноман,
в юности он смотрел по 400 фильмов в год, Богданович демонстрировал работу
американских режиссёров, таких как Орсон Уэллс, Джон Форд и Говард Хоукс, о
которых он позже написал книги. Питер также уделил внимание такому забытому
пионеру американского кино как Аллан Дван.
Богданович находился под влиянием французских критиков 1950-х, которые писали для
«Кайе дю синема», особенно под влиянием Франсуа Трюффо. Прежде, чем заняться
режиссурой, Питер выстроил себе репутацию сценариста статьями в «Эсквайре»,
которые потом переросли в сценарий к фильму «Pieces of Time» (1973). В 1968 году, после того,
как критики «Кайе дю синема» Жан-Люк Годар, Клод Шаброль и Эрик Ромер создали
«Новую Волну» и стали снимать собственные фильмы, Богданович решил стать
режиссёром. Со своей женой
Полли Плэтт он приехал в Лос-Анджелес.
Во время одного показа, Богданович смотрел фильм, а режиссёр Роджер Корман сидел
позади него. Они начали беседовать, и Корман сказал, что ему понравился сценарий,
который Питер написал для «Эсквайра». Корман предложил ему работу режиссёра,
которую тот немедленно принял. Богданович вместе с Корманом снял такие фильмы как
«Цели» (1968) с Борисом Карлоффом в главной роли и «
Путешествие на планету доисторических женщин» (1968) под псевдонимом
Дерек Томас. Позже Богданович сказал про школу кинопроизводства Кормана: «Я
получил прачечную и через три недели приступил к постановке картины. В целом, я
работал 22 недели - подготовка к съёмкам, съёмки, вторая съёмочная группа, монтаж,
дублирование - с тех пор я так больше не учился».
Вернувшись к журналистике, Богданович на всю жизнь подружился с Орсоном Уэллсом,
когда брал у него интервью на показе фильма Майка Николса «Уловка-22» (1970). Питер
пролил свет на Уэллса и его карьеру своими произведениями, режиссёрскими и
актёрскими работами, а особенно своей книгой «Это Орсон Уэллс» (1992). В начале 1970-х,
когда у Орсона были финансовые проблемы, Богданович позволял ему оставаться в
своём особняке Bel Air в течение нескольких лет.
В 1970 году Богданович был уполномочен Американским Институтом Киноискусства
снимать документальный фильм о Джоне Форде «
Поставлено Джоном Фордом» (1971). В результате в фильм были
включены искренние интервью Джона Уэйна, Джеймса Стюарта и Генри Фонда, а
повествование велось от имени Орсона Уэллса. Из-за проблем с лицензированием,
Богданович и Turner Classic Movies выпустили реставрированную версию фильма только в 2006
году (релиз включал в себя также дополнительные интервью с Клинтом Иствудом,
Уолтером Хиллом, Гарри Кэрри младшим, Мартином Скорсезе, Стивеном Спилбергом и
другими).
Признание
32-летний Богданович был провозглашён критиками вундеркиндом «Wellesian» после выхода
в 1971 году фильма «
Последний киносеанс». Картина получила 8 номинаций на «Оскар», включая
лучшего режиссёра, и выиграла две статуэтки: Клорис Личмен как лучшая актриса
второго плана и Бен Джонсон как лучший актёр второго плана. Богданович и Лэрри
МакМёртри получили премию BAFTA за лучший сценарий. Питер влюбился в Сибилл Шеперд -
исполнительницу главной роли в этом фильме, что привело к его разводу с Полли
Плэтт - матерью его двух дочерей.
Успех «Последнего киносеанса» Богданович развил в популярной комедии «В чём
дело, Док?» (1972) с Барброй Стрейзанд и Райаном О’Нилом в главных ролях, - «комедии
чудаков», похожей на фильмы Говарда Хоукса «Воспитание крошки» (1938) и «Его девушка
Пятница» (1940). Богданович укрепил свой статус одного из новых режиссёров
категории «А», включающей обладателей «Оскара» Фрэнсиса Форда Копполу и Уильяма
Фридкина, с которыми Питер сформировал организацию «Компания режиссёров».
Компания сотрудничала с «Paramount Pictures», что, по существу, давало режиссёрам
картбланш, если они укладывались в бюджет. Именно через эту организацию был
поставлен фильм Богдановича «
Бумажная луна»
(1973).
«
Бумажная луна», комедия с Райаном О’Нилом и его 10-летней дочерью Татум
О'Нил (которая получила за эту роль «Оскар» как лучшая актриса второго плана) в
главных ролях, оказалась высшей точкой карьеры Богдановича. Вынужденный
разделить прибыль с поддерживающими его режиссёрами, Богданович был
неудовлетворён монтажом. «Компания режиссёров» впоследствии сняла только два
фильма: Коппола снял в 1974 году фильм «Разговор», который был номинирован на
«Оскар» как лучший фильм вместе с картиной того же Копполы «Крёстный отец 2» (1974); а
Богданович в том же 1974 году поставил картину «
Дейзи Миллер»,
которая была очень холодно встречена критиками.
Последующие годы
Богданович снова стал писать, поскольку в его карьере режиссёра наметился спад.
Сначала он написал «Убийство Единорога: Дороти Страттэн» (1960-1980) (издана в 1984 году)
в память о своей погибшей любви, звезде фильмов «Галаксина» и «Autumn Born». «Смерть
друга детства» - статья Терезы Карпентер об убийстве Дороти Страттэн была
опубликована в газете «Голос деревни» и в 1981 году получила Пулитцеровскую премию.
В то время как Богданович никогда не критиковал в своей книге статью Карпентер,
она критиковала Богдановича и Хэфнера. В особенности она критиковала Богдановича
за его «ребяческое отношение к молодой женщине». Статья Карпентер послужила
основой для фильма Боба Фосса «Звезда-80» (1983), в котором Богданович, на легальных
основаниях, изображался как вымышленный режиссёр Арам Николас - милый, но
возможно заблуждающийся и наивный герой.
30 декабря 1988 года, 49-летний Богданович женился на 20-летней Луизе Страттэн, младшей
сестре Дороти Страттен , с которой он начал встречаться через несколько лет после
смерти Дороти. В 2001 году пара развелась после 13 лет совместной жизни.
Хотя Питер достиг огромного успеха с «Маской» (1985), продолжение «Последнего
киносеанса» - «
Техасвилль» (1990) -
провалилось в прокате и разочаровало критиков. Оба фильма стали причинами спора
между Богдановичем, который всё ещё требовал снизить меру контроля над его
фильмами, и студиями, которые теперь осуществляли контроль над финансами и
окончательным монтажом обоих фильмов. «
Маска» была выпущена с музыкальным
сопровождением Боба Сегера, что не совпадало с желаниями Богдановича (он выбрал
Брюса Спрингстина). Также Питер жаловался, что версия «Техасвилля», которая была
выпущена, не была тем фильмом, который он изначально хотел сделать. Немного более
длинная режиссёрская версия «Маски» с песнями Брюса Спрингстина была выпущена на
DVD в 2006 году. Режиссёрская версия «Техасвилля» была выпущена на CD, но никогда не
выпускалась на DVD. Во время выпуска «Техасвилля», Богданович вернулся к своему
прошлому успеху, картине «
Последний киносеанс», и выпустил режиссёрскую версию этого фильма. С
тех пор эта версия стала единственной доступной версией фильма.
Богданович снял ещё два художественных фильма в 1992 и 1993 годах, но их кассовый
провал не позволял Богдановичу выйти на большой экран в течение нескольких лет
после этого. Первый, «
Безумные подмостки», снятый по сценарию Майкла Фрэйна, впоследствии
стал культовым, в то время как второй, «
То, что называют любовью», известен больше тем, что в нём последнюю
роль перед смертью сыграл Ривер Феникс.
Богданович, используя свои энциклопедические знания по истории кинематографа,
написал несколько книг, пользовавшихся успехом у критиков, включая книгу
«Кинонеделя Питера Богдановича», в которой Питер написал про 52 своих любимых
фильма, «Какой дьявол сделал это: беседы с легендарными режиссёрами» и «Какой это
ад: беседы с легендарными актёрами Голливуда».
В 2001 году Богданович снял фильм «
Смерть в Голливуде», который не вызвал особого энтузиазма у критиков и
совсем немного собрал в кинотеатрах. Фильм рассказывает о странном событии, когда
во время круиза на яхте всемогущего медиа-магната Уильяма Рэндольфа Херста был
убит знаменитый продюсер и режиссёр Томас Инс. Богданович говорил, что он услышал
эту историю от Орсона Уэллса, который в свою очередь сказал, что он услышал это от
Чарльза Ледерера.
В дополнение к постановке нескольких телевизионных фильмов, Богданович вернулся
к актёрской деятельности, периодически исполняя роль психотерапевта Доктора
Дженнифер Мэлфи на кабельном телевидении в сериале «
Клан Сопрано».
Также Питер снял шестой эпизод пятого сезона, который назывался «Sentimental Education» и
вышел на экраны 11 апреля 2004 года. Работу на телевидении он продолжил тем, что
озвучил врача Барта Симпсона в одном из эпизодов «Симпсонов».
Богданович работал ведущим программы «The Essentials» на телеканале Turner Classic Movies, но был
заменён в мае 2006 года ведущим Робертом Озборном и кинокритиком Молли Хэскеллом.
Также Питер часто появлялся в официальном представлении фильмов на DVD Criterion Collection.
У него также была роль второго плана в телевизионном сериале «
Развал».
В 2006 году он вёл на телевидении программу «Золотой век кино Питера Богдановича».
Также завёл свой блог в интернете. Затем появился в роли самого себя в
документальном фильме «Wanderlust».
В 2007 году «Международная Федерация Фильмотек» на Международном кинофестивале в
Торонто вручила Богдановичу премию за выдающийся вклад в кинематограф. В том же
году Ярослав Живов, канадский бизнесмен, предъявил Богдановичу судебный иск из-за
нарушения условий контракта. Живов утверждал, что Богданович взял $100 тыс. как
плату за разрешение сыну Живова помогать Богдановичу в следующем фильме, но Питер
не исполнил договорённости.
В 1998 году Национальный Комитет по охране фильмов библиотеки Конгресса США внёс «
Последний киносеанс» в национальный реестр фильмов, куда вносят только
культурно значимые картины.
Питер Богданович скончался 6 января 2022 года в Лос-Анджелесе.