Участник Великой Отечественной войны, награждён орденом Красной Звезды и
медалями. Окончил художественное отделение Московского педагогического
института. С 1955 работал на киностудии «Союзмультфильм» художником-прорисовщиком,
мультипликатором, с 1965 - режиссёром. Сотрудничал с художниками Н.О.Лернером,
Д.А.Менделевичем, И.А.Макаровым и другими. В 1990 основал и возглавил студию
«Гамбургский счёт» (с 1991 - «Ренешанс»). Учредитель РОО «Объединение
«Союзмультфильм»». Снимал рисованные фильмы, часто применял новаторские
технические методы - операторские эффекты, совмещение натуры с рисунком,
специальные методы обработки рисованного изображения. В 1982 снял первый в СССР
анимационный фильм с использованием компьютерной графики («Парадоксы в стиле
рок»). Член АСИФА.
“Что бы такого сделать плохого?..”, “Надо жить умеючи, надо жить играючи. Словом,
надо, братцы, жить припеваючи...”, “Меня не слышат - это минус, но и гонят - это
плюс...”, “Ну а потом - суп с котом! Суп с котом и adieu...” - эти всем знакомые цитаты
пришли в нашу речь из мультфильмов Ефима Гамбурга.
“Что такое хорошо и что такое плохо” (по Маяковскому), “Слоненок” (по Киплингу),
“Ограбление по...”, “Голубой щенок”, “Пес в сапогах”, “Контакты. Конфликты...”
(по Жванецкому) - это все Гамбург.
Он закончил художественно-графический факультет Московского педагогического
института имени Крупской, и с 1955 года до конца жизни работал на
“Союзмультфильме”. Начинал с сюжетов для сатирического журнала “Фитиль”.
Сатира и пародия - его любимые жанры с первой же самостоятельной режиссерской
работы (“Происхождение вида”, 1966). Некоторое время он был этаким Мелом Бруксом в
отечественной мультипликации, пересмеяв советский и западный шпионский детектив
(“Шпионские страсти”, 1967), американский, итальянский и французский гангстерский
фильм (“Ограбление по...”, 1978), мюзикл (“Голубой щенок”, 1976), фильм плаща и шпаги
(“Пес в сапогах”, 1981). Многослойный юмор и скрытый стеб закрадывался в самые
невинные произведения Гамбурга. Чего стоит хотя бы дразнилка из вольной
экранизации милой детской сказки венгерского писателя Д. Урбана “Голубой
щенок”:
“Голубой, голубой,
Не хотим играть с тобой!”
Сатирические мультфильмы для взрослых - большая часть его творчества. Три выпуска
“Только для взрослых” на темы воспитания (1971-1974), четыре выпуска “Контакты.
Конфликты...” на тексты Михаила Жванецкого (1984-1987). Режиссер
не
только мастерски пародировал жанры серьезного кино, но и сам охотно работал в
разных жанрах серьезной мультипликации: антифашистского фильма-памфлета
(“Внимание! Волки!”, 1970), фильма-притчи (“Старые заветы”, 1968; “Парадоксы в стиле
рок”, 1982). Фильмы Гамбурга, выполнявшие “социальный заказ”, тоже останутся в
истории мультипликации благодаря оригинальной форме. Они построены на рисунках
детей СССР и ГДР (в сотрудничестве со студией ДЕФА): “Край, в котором ты живешь”
(1972), “Песня дружбы” (1973), “Мы рисуем Октябрь” (1977). В 1990-м Гамбург создал серию
мультипликационных клипов “Басни Крылова” с участием известного эстрадного
певца Сергея Крылова.
Последний большой проект режиссера - мультипликационная экранизация повести
Михаила Булгакова “Роковые яйца” - остался незаконченным. Жаль. После откровенно
неудачного игрового фильма мы могли бы получить достойное воплощение
булгаковской фантазии. Но, как бы то ни было, рисованные фильмы Ефима Гамбурга
останутся не только в нашей памяти. Им будут улыбаться дети и взрослые следующих
поколений.