Жан-Пьер Моки (Jean-Pierre Mocky), настоящее имя Жан-Поль Адам Мокиевский, французский
режиссер, родился 6 июля 1929 в Ницце (эта дата может быть неверной, поскольку все
документы были утеряны во время Второй Мировой войны). Его родители переехали во
Францию из Польши.
После получения правоведческого образования, чтобы зарабатывать на жизнь Моки
занимался разными вещами. Однажды, будучи шофером такси, он подвозил Пьера Френэ,
который обратил внимание молодого человека на то, что он внешне очень похож на
Жерара Филипа. Тогда Жан-Пьер решает стать актером и поступает в Консерваторию на
курс Луи Жуве. И это несмотря на то, что в кино он уже появлялся подростком: в
лентах «Вечерние посетители» (1942) и «Да здравствует свобода!» (1944).
Используя свою внешность, Моки быстро вошел в послевоенный киномир, часто
снимаясь в камео, но первая заметная роль ему досталась в ленте Жана Кокто «Орфей»
(1949). Потом снова несколько проходных фильмов, и вновь удача: Альбер де Морсер в
«Графе Монте-Кристо» (1955) и Франсуа Жерен в «
Головой
об стену» (1958) Жоржа Франжю. Потом Моки снимается в Италии у Антониони в
«Побежденных», и случай сводит его c Феллини и Висконти. У первого он работает
ассистентом режиссера на «Дороге», у второго - на «Чувстве». Возвратившись в 1959 во
Францию, не прерывая своей актерской карьеры, Моки решил попробовать себя в
режиссуре.
Первым его фильмом становится лента «Подонки» (1959), которая сразу дает понять о
рождении неординарного режиссера, чьей отличительной чертой будет едкая сатира и
черный юмор. Картина была одобрительно встречена критикой, как продукт «Новой
волны».
С тех самых пор Моки снимает примерно раз в год, и является оплотом
нонконформизма, который делает его самым трудно определимым мастером
французского кинематографа.
В своих лентах Жан-Пьер Моки всегда затрагивает полемические сюжеты: руководство
и мелкие неприятности («
Соратники Маргаритки», 1967), оболванивание телевидением («
Большая стирка», 1968), карьеризм и коррупция («
Соло», 1970), финансовые спекуляции («
Тише!», 1972),
давление властей («
У савана нет карманов», 1974), абсурдность судебной системы («
Свидетель», 1978), доверчивость («Сезоны удовольствий», 1981),
неуправляемость толпы («
Убить рефери!», 1984)
и т.д.
В его арсенале есть одна из лучших полицейских комедий: «
Есть ли французы в зале?», которая совместила в себе обличительную
сатиру на коррупцию в СМИ, в политике и полиции, созданная по одноименному
бестселлеру Фредерика Дарда.
Моки работал с самыми известными актерами, которые сыграли одни из лучших своих
ролей именно в его фильмах: Фернандель, Бурвиль, Франсис Бланш, Мишель Симон, Жан
Пуаре, Мишель Серо, Катрин Денев и многие другие.
В 1990-2000-х, несмотря на финансовые трудности, Моки пытается защитить собственную
независимость, продюсируя ленты самостоятельно, а для их проката приобретает
парижский кинозал Брэди - легендарное место, связанное с Франсуа Трюффо и
фантастическим кино. В 2002 зал был перепродан.
В 2003 он снимает фильм «
Проныра», затем «
Скандал!» в 2005, где вновь состоялась встреча Серо и Моки. В 2007 Моки
представил аж три новых фильма: «
Алые балеты», «
Сделка» и «
Французская улица, 13» с Томом Новамбром.
Добропорядочный прекрасный оратор Жан-Пьер Моки является ярым защитником
популярного кино, дисгармонирует с пейзажем современного кинематографа,
оставаясь при этом режиссером вне норм и правил.