Родился 9 мая 1940 в Норт Берген, штат Нью-Джерси, США. Создал на телевидении
популярные сериалы «
Комната 222», «Шоу
Мэри Тайлер Мур» и «
Такси». В 1983 выступает в роли
режиссера, продюсера и сценариста фильма «Слова нежности», ставшего одним из
самых неожиданных хитов 1980-х. Причина успеха, возможно, в том, что эпические
жизнеописания американских семей на американском ТВ и в Голливуде снимали много,
но фильмы были либо о кланах миллионеров, или о выдающихся людях. О простых
обывателях Америки эпосы не снимали. В эпоху «рейгановского» кинематографа,
когда Голливуд обратился к простому человеку и превратил его в героя-оптимиста,
преодолевающего любые трудности, фильм Брукса пришелся очень кстати. Теплая, хотя
скучная и чересчур сентиментальная история о вдове и ее дочери, об их отношениях с
мужчинами, их месте и отношении к жизни понравилась зрителям. По итогам проката 1983
фильм «Слова нежности» занял второе место и получил пять главных «Оскаров» - за
лучший фильм, режиссуру, актрису, адаптированный сценарий, актер второго плана.
Фильм наполнен остроумными ситуациями, в которые иногда попадают герои. Помимо
действительно великолепных Маклейн и Николсона (неподражаемого в роли бывшего
астронавта, бабника и пьяницы) здесь очень хорошо играют Дэнни Де Вито, Дебра
Уингер, Джон Литгоу, Джефф Дэниелс. Брукс не делает своих героев стопроцентно
хорошими людьми, у них у всех много недостатков.
Получив лично трех «Оскаров», Брукс только через четыре года выпустил новый фильм
- комедию «Программа новостей». На этот раз его герои - работники телеиндустрии,
два ведущих новостей (Уильям Херт и Альберт Брукс) и одна женщина-продюсер (Холли
Хантер). Ведущие влюблены в продюсера и ведут борьбу за ее сердце, не забывая о
работе. Брукс - мастер диалогов, с любовью, теплотой и юмором рассказывающий о
простых людях. Таким успехом, как «Слова нежности», у зрителей фильм не
пользовался, а вот индустрия приняла его на ура - он получил пять премий гильдии
кинокритиков Нью-Йорка.
В 1989 делает, возможно, свое самое лучшее творческое решение в жизни - продюсирует
анимационный телесериал «Симпсоны» о его любимых героях - простых американцах.
Черты, достоинства и пороки простых жителей Штатов (да, собственно, в Симпсонах
каждый житель планеты может найти что-то свое) доведены здесь до гротеска. Редкий
балбес и тугодум, сотрудник атомной электростанции городка Спрингфилд Гомер
Симпсон и члены его семьи (каждый из членов семейства, домохозяйка Марж и дети
Барт, Лиза и младенец Мэгги - все гораздо умнее его главы) стали любимыми героями
миллионов телезрителей по всему миру. Нельзя не отметить и уникальный второй план
сериала: здесь действуют добрых полтора десятка постоянных персонажей, каждый из
которых по-своему неподражаем, будь-то владелец атомной станции миллионер мистер
Бернс, директор школы Скиннер (в переводе «живодер»), учительница мисс Крапапл,
хозяин магазина Апу и др. Они все - такие же живые и правдоподобные (а может, и
более), как и герои кинокомедий Голливуда. Симпсоны - один из самых долгоиграющих
сериалов в истории мирового телевидения. Кроме того, Брукс стал продюсером и двух
кинохитов - комедий «
Большой» (1988, режиссер Пенни
Маршалл) и «
Война супругов Роуз» (1989, режиссер Дэнни Де Вито), все о тех же любимых
простых американцах. Но если «
Большой» - это добрая и умная
сказка с великолепной игрой Тома Хэнкса, то «
Война супругов Роуз» - злая сатира на устои и правила американской
семьи, блестяще разыгранная Майклом Дугласом и Кэтлин Тернер.
Решившись вернуться к режиссуре, Брукс снимает мюзикл «Сделаю все для тебя» (1994) с
Ником Нолтом в главной роли, но терпит полный провал. Через два года спродюсировал
суперхит «Джерри Магуайр» с Томом Крузом в главной роли, очень похожий на фильмы,
поставленные Бруксом как режиссером. Устав от цинизма своей работы, спортивный
агент Джерри Магуайр (Круз в одной из своих лучших, самых раскрепощенных ролей)
пишет воззвание к сотрудникам фирмы, где он работает, о том, что трудиться надо по
справедливости, руководствуясь прежде всего моральными принципами. Его тут же
увольняют. На предложение Джерри к своим бывшим коллегам пойти с ним в
собственное дело откликается лишь несуразная секретарша (роль, принесшая
популярность актрисе Рене Зеллвегер), живущая вдвоем с сыном. Вместе они пытаются
сделать звезду американского футбола из невменяемого игрока («Оскар» за роль
второго плана Кьюбе Гудингу-младшему). Получился умный, добрый и смешной фильм.
Видя, как похожи фильмы Брукса-продюсера на фильмы Брукса-режиссера, можно
предположить, что влияние, которое он оказывает на приглашенных им постановщиков,
очень велико. Он - продюсер, использующий режиссеров для достижения своих
художественных, а не коммерческих целей.
В 1997 режиссер снимает классический голливудский фильм: «
Лучше не
бывает». Основных персонажей - трое: популярный автор романтических историй
Мелвин Юдалл (Джек Николсон) живет в хорошей квартире в престижном районе
Нью-Йорка и ходит обедать в одно и то же кафе к одной и той же официантке (Хелен
Хант). Официантка живет в бедном районе Нью-Йорка с больным сыном. Третий герой -
художник-гомосексуалист, сосед Мелвина. Писатель, будучи патологически
зловредным человеком, ненавидит практически все и особенно художника и его
собаку. Лишь к официантке он испытывает некое странное чувство, причину которого
не в силах объяснить и сам. Все меняет случай - художника жестоко избивают и
писателю приходится взять к себе его собачку. И тогда откровенный негодяй
начинает понемногу преображаться - оплачивает дорогого врача для сына
официантки, становится лучшим другом собаке и решается отвезти избитого
художника к его родителям. Мастерски выписанный сценарий Брукса - основа для
создания первоклассных актерских работ (Николсон сыграл одну из своих лучших
ролей). Первую половину фильма, когда Николсон играет еще абсолютно злого героя,
наблюдать за ним - ни с чем не сравнимое удовольствие. Бесподобен Грег Киннир в
роли художника. Подлинное открытие фильма - актриса Хелен Хант, до этого известная
как звезда телесериала «Без ума от тебя». Она играет человека умного, честного,
самоотверженного, но утратившего надежду на личное счастье и с очень большим
удивлением понимающего, что это счастье, может быть, и есть тот человек, который
ходит к ней обедать. Фильм получил два заслуженных «Оскара» - за мужскую (Николсон)
и женскую (Хант) роли.
Лишь спустя семь лет Брукс решает вновь сесть в режиссерское кресло. На этот раз
он делает главной героиней комедии «Испанский английский» простую
женщину-эмигранта из Мексики с ребенком, приезжающую в Лос-Анджелес и
устраивающуюся домработницей в семью американцев (выступивший в непривычной для
себя роли комик Адам Сэндлер и Теа Леони). Между нормальным общением и пониманием
друг друга много помех - от расовых предрассудков до элементарного незнания
языка. Но конечно же, все кончается хорошо. Как все кончается хорошо в мире,
созданном режиссером и продюсером Джеймсом Л. Бруксом, в мире, где живут обычные
люди, мечтающие о лучшем, мире, где нет зла и ненависти.