Исаак Дунаевский - композитор, творчество которого можно смело назвать классикой
советской песни. Его лёгкие и весёлые мелодии звучали в фильмах, у которых
находились ценители и среди современников, и среди представителей последующих
поколений. Поэтому композитора помнят и любят до сих пор, напевая его песни.
Детство и юность
Исаак Осипович Дунаевский родился 30 января 1900 года в городе Лохвице в еврейской
семье. Отец мальчика был мелким банковским служащим, мать вела домашнее хозяйство
и присматривала за детьми. Их у Дунаевских было шестеро - пятеро сыновей и дочь.
Семья была музыкальной. Мать любила петь, аккомпанируя себе на фортепиано.
Неудивительно, что и сам Исаак, и его братья решили в будущем посвятить себя
творчеству. Талант Дунаевского проявился с раннего детства. Мальчик с лёгкостью
воспроизводил сложные мелодии, поражая родственников чистотой голоса. Там же, в
Лохвице, он начал учиться в музыкальной школе.
В восемь лет с маленьким артистом стал заниматься Григорий Полянский, который
обучил его владению скрипкой. Под руководством педагога Исаак начал сочинять
свои первые мелодии, но в те годы родители рассчитывали, что сын выберет более
стабильную профессию, чем занятия музыкой.
В 1910-м семья Дунаевских перебралась в Харьков, где юноша окончил гимназию и
одновременно консерваторию по классу композиции и скрипки. После этого Исаак по
настоянию родителей поступил в университет, выбрав юридическую специальность. Но
делом всей его жизни осталась музыка
Музыка и фильмы
Получив музыкальное образование, молодой человек устроился работать в оркестр
драматического театра в Харькове. Там юное дарование произвело впечатление на
Николая Синельникова, режиссёра театра. Дунаевскому предложили написать
музыкальное сопровождение для постановки «Женитьба Фигаро».
Опыт оказался успешным, и вскоре талантливого композитора пригласили работать в
Москву. Первые два года столичной жизни Исаак Осипович посвятил театру «Эрмитаж»,
затем перешёл на службу в Московский театр сатиры. Там были написаны оперетты
«Ножи» и «Женихи», с восторгом принятые публикой.
В 1929-м Дунаевский снова сменил место жительства. На этот раз композитора
пригласили в Ленинград, предложив работу в Мюзик-холле. Попытка поставить на этой
сцене спектакль «Одиссей» с его музыкой оказалась провальной: постановку
запретили.
Зато в ту пору произошло знакомство с Леонидом Утёсовым, ставшее началом
плодотворного сотрудничества. Исаак Осипович создал для артиста весёлые
представления «Музыкальный магазин» и «Джаз на повороте» с джазовыми вариациями
мелодий знаменитых композиторов.
Позднее Утёсов свёл Дунаевского с режиссёром Григорием Александровым. По
легенде, музыкант вдохновил кинематографиста на создание фильма «
Весёлые ребята», наиграв мелодию, ставшую визитной карточкой ленты.
Главную роль в ленте сыграл Леонид Осипович.
Фильм был с восторгом встречен как советской, так и зарубежной публикой. Он был
отправлен на фестиваль в Венецию, где получил высокие оценки судей. А песня
«Сердце» надолго запомнилась слушателям. После этого Исаак Осипович стал
знаменитым композитором, одним из родоначальников музыкальной комедии в СССР.
Сотрудничество с Александровым продолжалось в последующие годы. Совместными
усилиями были созданы фильмы «Цирк» и «
Волга-Волга», песни
из которых с удовольствием напевали советские зрители. Обращались за помощью к
Исааку Осиповичу и другие режиссёры. Так, в сотворчестве с Иваном Пырьевым была
создана картина «
Кубанские казаки». А об увертюре Дунаевского для «Детей капитана
Гранта» Владимира Вайнштока с восторгом отзывался Дмитрий Шостакович.
Композитор продолжал творить и вне кино - писал оперетты, вальсы. А в разгар войны
он создал песню «Моя Москва», помогавшую людям не терять душевные силы и веру в
победу в то сложное и страшное время. Позже она стала официальным гимном Москвы.
Такой же вдохновляющей получилась «Песня о Родине», впервые прозвучавшая в
кинофильме «Цирк».
Последним произведением композитора стала «Белая акация», но эту оперетту он так
и не успел закончить. Премьера состоялась 15 ноября 1955 года, через несколько
месяцев после смерти мастера.
Общественная деятельность[/b]
Заниматься общественной деятельностью Дунаевский начал еще в молодости. В 20-е
годы он служил секретарём-корреспондентом при Наркомвнешторге УССР. С этим
связана забавная история: однажды, задумавшись, Исаак Осипович набросал на полях
делового письма короткую музыкальную фразу, и из Москвы в ответ пришла телеграмма
с требованием расшифровки.
С 1937-го Дунаевский руководил Союзом композиторов в Ленинграде. Спустя год его
выбрали депутатом Верховного Совета страны. Позже, во время Великой
Отечественной войны, Исаак Осипович руководил музыкальным ансамблем, разъезжая
по стране с концертами.
Личная жизнь[/b]
Личная жизнь Дунаевского всегда была наполнена влюблённостями - взаимными и
безответными. В 16 лет юноша влюбился в Евгению Леонтович, известную харьковскую
актрису, которая даже не подозревала о чувствах музыканта.
Спустя три года сердце Исаака снова затрепетало, на этот раз от чувства к
сорокалетней актрисе Вере Юреневой. Женщине льстило обожание юноши, но вскоре он
наскучил ей. Это настолько расстроило композитора, что он решил немедленно
жениться. Избранницей Дунаевского стала студентка университета, в котором он
учился. Брак, заключённый сгоряча, быстро распался.
В 1924-м, уже в Москве, Исаак Осипович познакомился с очаровательной балериной
Зинаидой Судейкиной. Влюблённые поженились. Вскоре жена подарила супругу
первенца. Евгений Дунаевский также выбрал творческую профессию, но в отличие от
отца, предпочёл живопись.
Несмотря на наличие брака, композитор продолжал влюбляться. Танцовщица Наталья
Гаярина, долго владела его сердцем. Ещё одной музой и предметом обожания Исаака
Осиповича являлась актриса Лидия Смирнова.
Ни муж Смирновой, ни жена Дунаевского не удержали влюблённых и не ослабили
страсти. Композитор каждый день отправлял любовнице телеграммы, подписываясь,
как мальчишка, чужим именем. Вскоре, не выдержав накала страстей, он предложил
актрисе руку и сердце, однако та отказала, сославшись на то, что больше не питает к
нему никаких чувств.
Переживания оказались велики, но вскоре Дунаевский утешился творчеством и новой
любовью. В начале 1940-х у него возник серьёзный роман с Зоей Пашковой, тоже
танцовщицей. Они начали жить вместе, и спустя несколько лет, в 1945-м, избранница
родила Исааку Осиповичу второго сына.
Максим Дунаевский пошёл по стопам отца, став известным
композитором.
[/эb]Смерть
Исаак Дунаевский ушёл из жизни 22 июля 1955 года. Смерть композитора моментально
обросла слухами и домыслами. Выдвигались версии о самоубийстве и даже убийстве,
однако ни одна из них не нашла официального подтверждения.
Было объявлено, что здоровье Исаака Осиповича подкосила сердечная
недостаточность, причиной смерти стал приступ. Могила маэстро находится на
Новодевичьем кладбище Москвы.
Память[/b]
В память о таланте Исаака Осиповича его именем в российской столице названа
улица, на которой располагалась квартира композитора. Есть улицы и переулки
Дунаевского в Новосибирске, Липецке, Ростове-на-Дону и других городах. Носят имя
народного артиста РСФСР и школы российских и украинских городов. А фото и
грампластинки с записями великого композитора до сих пор можно найти в
коллекциях меломанов.
Также памяти композитора посвящены мемориальные доски. Одна расположена в
Харькове на стене дома, в котором жила семья Дунаевских. Вторую мемориальную
доску можно увидеть в Санкт-Петербурге, на нынешней Гороховой улице. Третья была
открыта в Москве. А в 2019 году в харьковском городском саду имени Тараса
Шевченко появилась скульптурная композиция, посвящённая Дунаевскому и Клавдии
Шульженко.
По материалам 24smi.org