Василий Семенович Лановой Родился 16 января 1934 года в Москве. Отец - Лановой Семен
Петрович (1907-1979). Мать - Лановая Агафья Ивановна (1910-1986). Супруга - Купченко Ирина
Петровна, народная артистка России. Сыновья: Лановой Александр Васильевич (1973 г.
рожд.), Лановой Сергей Васильевич (1976 г. рожд.).
Довоенное детство
Родители Василия Ланового были обычными малограмотными украинскими крестьянами,
окончившими, по словам самого актера, "на двоих три класса". Они жили под Винницей (
село Стрымба Кодымского района, Одесской области), имели большой огород, волов,
лошадей... При этом о своей матери Василий Семенович говорит: "...если понимать под
интеллигентностью возможность предугадать, как твое слово отзовется на другом
человеке, то мама была подлинным интеллигентом. Она была поразительно чуткой,
меня это просто поражало. Замечательно они с папой пели хохлацкие песни, дивно
пели".
В 1931 году родители, спасаясь от голода, переехали в Москву. Там в 1934 году и родился
Василий. На Украине остались его бабушка с дедушкой, и Василий часто наведывался к
ним погостить.
После освобождения Украины Василий вернулся в Москву. Однажды, гуляя по улицам в
районе ЗИЛа с другом Володей Земляникиным (ныне актером театра "Современник"),
тринадцатилетний Василий обратил внимание на афишу "М. Твен - "Том Сойер"". Это была
постановка самодеятельного драматического кружка при Дворце культуры завода
имени Лихачева. Руководил кружком, по сути являвшимся молодежным драматическим
театром, талантливый педагог и режиссер Сергей Львович Штейн.
Спектакль произвел на мальчиков такое впечатление, что сразу же после его
окончания они прошли за кулисы и стали просить, чтобы их записали. И их приняли...
Мальчикам повезло - их обучением занялись талантливые профессиональные люди. И не
случайно, что в последствии из этого коллектива вышли такие замечательные актеры
театра и кино, как Татьяна Шмыга, Вера Васильева, Валерий Носик. Другие
воспитанники Штейна стали журналистами, педагогами, инженерами, но любовь к
театру сохранили на всю жизнь.
Первым спектаклем, в котором Василий был задействован, был "Дорогие мои мальчишки"
по пьесе Льва Кассиля. Тогда ему позволили выйти в массовке. Освоившись, он
получил роль со словами. Правда, говорил с жутким украинским акцентом. Особенно
выдавала буква "г". Не только театр занимал мысли юного Ланового. Как он
признается, у него была мечта стать летчиком. Он даже подавал документы в летное
училище, но из забрал оттуда Штейн. Видимо он уже тогда разглядел в мальчике
будущего актера.
Первую свою серьезную роль на сцене Василий сыграл в 1952 году. Тогда ему было 18 лет.
Это была роль Валентина Листовского в спектакле "Аттестат зрелости", поставленном
на сцене того же ДК ЗИЛа. Тогда же на Всесоюзном смотре художественной
самодеятельности спектакль занял первое место, и Лановой, как исполнитель
главной роли, получил премию в 500 рублей - огромные по тем временам деньги.
Выбор пути
В 1953 году Лановой предпринял попытку поступить в театральное училище. Василий
Семенович вспоминает: "В приемной комиссии мое желание восприняли с недоумением и
недоверием: кому-то было известно о моих опытах на самодеятельной сцене. На
вопрос: "Ну зачем вам университет?" - отвечал: "Ума-разума хочу набраться". В
комиссии смеялись: "Еще?" Я отвечал: "Еще". Тогда мне устроили настоящий экзамен,
задавали вопросы, что называется, "на засыпку", а я их парировал, так что не принять
у них просто не было оснований. Наконец, отпуская меня, председатель комиссии
сказал: "Поступай, но смотри, если удерешь!"
Первая роль в кино
Но, видимо, от актерской стези уйти было уже невозможно. После зачисления в
университет Василий Лановой вместе с другом Володей Земляникиным отправились
погостить к родным в Керчь. Там он и получил вызов на пробу в фильме "Аттестат
зрелости". К тому времени на роль главного героя уже был утвержден
профессиональный актер В. Сошальский, но режиссеру Татьяне Лукашевич чем-то
приглянулся юноша, который к тому же уже играл эту роль в спектакле.
Щукинское училище
Над отрывком из спектакля "Сверчок на печи" работали вместе с Татьяной Самойловой.
В этой работе я впервые начал всерьез знакомиться со школой Вахтангова и с ним
самим. Много дала в постижении вахтанговской школы и работа на третьем курсе
училища над отрывком из спектакля "Рюи Блаз". Здесь мне была впервые доверена
комедийная роль - Дон Сезара де Базана. Отрывок проходил как бы на одном дыхании. Я
уже не успевал за собой, за своими словами, не мог остановиться. Все, что делал мой
герой, мне безотчетно нравилось, и я играл его с большим удовольствием, что,
очевидно, передавалось зрителям. Мастерства там еще было не много, но был
темперамент, и он меня захлестывал, нес дальше. Подхваченный этой волной, я
безоглядно мчался вперед, не зная, как притормозить, а притормозить надо было.
Была сплошная скороговорка. Мне из зала кричали: "Т-рр-р!... Остановись!.." Но
остановиться уже было невозможно. В конце был взрыв аплодисментов. Но то были
аплодисменты скорее удивления от увиденного, чем профессионализму. После показа
сокурсники подходили ко мне, говорили, что не поняли почти ни одного слова, но было
интересно. Работа мне была зачтена. Сам же я понял, что самое высокое искусство - не
только иметь темперамент, но еще и уметь им разумно распоряжаться, уметь вовремя
тормозить.
Первый брак
Первой женой Василия Ланового была актриса
Татьяна Самойлова. Она вспоминает: "Лановой, вскоре после того как
увидел меня в Щукинском училище, подошел и напрямую спросил: "Кто ты?" Я почему-то
ответила: "Я дочь своих папы и мамы". И началась взаимная, нежная, лирическая
любовь. Долгий роман "на ногах": мы встречались в метро, на бульварах, на Старом
Арбате. Поженившись летом 1955-го, мы жили у нас дома на Песчаной улице, в моей
18-метровой комнате.
А в 1957 году Васю послали в Китай с его фильмом "Павел Корчагин". После его поездки
мы расстались. Он безумно много работал, и жить с ним было тяжело: его никогда не
было дома. Вася сразу стал знаменитым..."
Кино и театр по окончании училища
В 1957 году Василий Лановой окончил Щукинское училище и был принят в труппу театра
им. Евгения Вахтангова. Поначалу его дела шли неважно - первые шесть лет ничего
серьезного Лановой там не сыграл, выступая в основном в массовках.
В кино дела обстояли значительно лучше. Хотя появлялся на экране он редко, но
каждая из его ролей привлекала внимание зрителей. Блестящий красавец, он
буквально сводил с ума все женское население страны. Фанатично преданный делу
революции Павка Корчагин в уже упомянутой картине Алова и Наумова, благородный
капитан Грей в фильме "Алые паруса" - как могли оставить равнодушными такие
герои?
Не оставался Василий Лановой незамеченным даже в эпизодах. В знаменитой картине
"Полосатый рейс" его герой появляется в конце фильма лишь на минуту. "Вон та группа
в полосатых костюмах. Красиво плывут!" - восклицает он. Все! И тем не менее зритель
его запомнил. Неслучайно именно это крошечная роль является одной из самых
любимых самим актером.
Рождение актера
К 1963 году на счету Василия Ланового было уже несколько больших ролей в кино, а в
театре дела по-прежнему не клеились. Главный режиссер театра Рубен Николаевич
Симонов долгое время не давал Лановому какие-либо серьезные роли. Очевидно, это
был своего рода воспитательные прием, однако молодому актеру тогда пришлось
нелегко. Он по-настоящему страдал из-за своего неопределенного положения.
В это время его приглашал к себе в театр им. Моссовета Ю. Завадский, звал Олег
Ефремов в "Современник", и Лановой уже было собрался принять какое-то из этих
предложений. Он вспоминает: "...пришел к Рубену Николаевичу Симонову и говорю: "Я
ухожу из театра". - "Что такое?" - "Шесть лет я здесь на побегушках. Меня приглашает
Завадский, меня приглашает Ефремов". - "Они с ума сошли! Подождите!" И через два
месяца я получил Дон Жуана, а через шесть месяцев репетировал Калафа".
Роль принца Калафа в самом главном вахтанговском спектакле "Принцесса Турандот",
стала визитной карточкой театра на несколько десятилетий. А сам Василий
Семенович 1963 год считает своим годом рождения как актера.
Кино. Рост мастерства
Во второй половине 60-х он снимается в таких знаменитых фильмах как "Война и мир"
(Анатолий Куракин) и "Анна Каренина" (Вронский). Причем первоначально, прочитав
сценарий В. Катаняна и А. Зархи "Анна Каренина", и поняв, что в нем ярко прописана
только главная линия Анны, Лановой отказался играть Вронского. Режиссер,
перепробовав на эту роль многих актеров, вновь обратился к Василию Семеновичу и с
трудом уговорил его.
Играть Лановому выпало с бывшей женой Татьяной Самойловой, специально для съемок
похудевшей и выглядевшей лучше прежнего. Бывшие супруги изображали любовь в
кадре, но в жизни чувство не вернулось...
"Офицеры"
В 1971 году на экраны вышла картина Владимира Рогового "Офицеры", в которой Лановой
сыграл главную роль - Ивана Варавву. Это настоящая эпопея, охватывающая историю
судьбы героев с 1919 по 1970 годы. Фильм сразу пришелся по душе зрителям и продолжает
пользоваться популярностью спустя десятилетия.
Личная жизнь
Второй женой Василия Ланового была актриса Тамара Зяблова. Брак был недолгим -
актриса рано ушла из жизни.
В начале 70-х Василий Семенович вновь женился на актрисе Ирине Купченко, которая
была младше его на 14 лет. Она разошлась с художником Николаем Двигубским и в 1971
году пришла в Театр им. Вахтангова.
С тех пор Лановой и Купченко неразлучны. У них два сына - Александр и Сергей,
которых супруги назвали в честь Пушкина и Есенина. Сыновья не пошли по стопам
родителей, чему Василий Семенович очень рад. Один закончил факультет
журналистики, второй экономический.
Кино. 70-е годы
И в последующие годы актер создал немало интересных образов в кино. В знаменитой
ленте Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" он сыграл генерала Вольфа, в
драме Владимира Басова "Дни Турбиных" - Леонида Юрьевича Шервинского, в
киноповести "Анна и Командор" - Командора, в приключенческих лентах "Петровка, 38" и
"Огарева, 6" - сыщика Владислава Костенко.
За большой творческий вклад в дело развития советского искусства Лановой в 1980
году был удостоен Ленинской премии, а в 1985 году получил звание народного артиста
СССР.
После перестройки
С середины 80-х Василий Семенович стал реже появляться на экране. Не лучше были
дела и в театре. Народный артист переживал творческий простой и мучился от того,
что не получал новых ролей. Морально поддерживало преподавание в родном
Щукинском училище. Спасала и литература. Лановой продолжал делать авторские
чтецкие программы, но теперь для себя - филармонии переживали кризис и не могли
устраивать творческие встречи актеров со зрителями.
Так продолжалось до 1994 года, когда подоспело его шестидесятилетие, и театр
предложил ему выбрать пьесу, в которой он хотел бы сыграть. Лановой сыграл Джорджа
Бернарда Шоу в паре с Юлией Борисовой в роли английской актрисы Патрик Кэмпбел в
спектакле "Милый лжец".
После этого началась светлая полоса в жизни актера. Он сыграл в спектаклях
"Посвящение Еве" Эрика Шмидта и "Лев зимой" Голдмена.
В 1996 году, когда театр имени Вахтангова праздновал свой 75-летний юбилей, здесь
решили восстановить свой фирменный спектакль "Принцесса Турандот" и сыграть его 21
и 22 декабря на юбилейных вечерах. В нем приняли участие все оставшиеся в живых
актеры, которые когда-то играли в нем. Лановой снова вышел на сцену в образе принца
Калафа.
В кино же Лановой по-прежнему снимался мало. Среди самых заметных работ актера в
90-е годы стоит отметить роль Ивана Берестова в стилизованной мелодраме
"Барышня-крестьянка", снятой по повести А.С. Пушкина.
Кино и театр в последние годы
Не часто радует Василий Семенович кинозрителей и в последние годы. И дело тут не в
возрасте. Он действительно не по возрасту молод. Выправка, стать, всегда с гордо
вскинутой головой и горящим взглядом. В спектакле "Фредерик, или Бульвар
преступлений" семидесятилетний актер делает обратное сальто, носит актрис на
руках, летает на люстре!
Силы есть, нет желания сниматься в картинах низкого уровня. Сегодня от многих
предложений в кино он отказывается. Так на съемках фильма "Богдан Хмельницкий" в
Киеве, почувствовав, что может стать проводником украинского национализма, он
немедленно потребовал остановить дальнейшую работу.
Отверг Лановой и предложение переозвучить в новой трактовке документальный
фильм "Великая Отечественная", в которой когда-то озвучил закадровый голос, вложив
в ту работу всю душу и боль. "Новое истолкование" тех кровавых и памятных событий
возмутило Василия Семеновича, и он отказался от денег, но не пошел против
совести.
Зато театру Лановой отдается со всей душой. За сорок с лишним лет работы он сыграл
множество самых разных ролей, но среди них у него есть самые близкие и любимые. Это
по-прежнему принц Калаф в "Принцессе Турандот", а также Дон Жуан в одноименном
спектакле, Цезарь в "Антонии и Клеопатре" и Джон Бернард Шоу в спектакле "Милый
лжец".
Василий Семёнович скончался 28 января 2021 года на 88-м году жизни в Москве от
осложнений, вызванных COVID-19.