Елена Ивановна Кондулайнен родилась 9 апреля 1958 года в поселке Токсово
Ленинградской обл.
В 1983 году окончила ЛГИТМиК, актёрское отделение (мастерская А. Кацмана).
В 1983- 1986 гг. - актриса Ленинградского театра им. Ленинского комсомола.
В 1986 - 1989 - актриса театра Комедии им. Н. П. Акимова.
С 1990 - актриса частной киностудии "Дягилевъ Центръ".
С 1995 года постоянно проживает в Москве.
В настоящее время - актриса Театра Луны под руководством Сергея Проханова.
Первая российская киноактриса, удостоенная "титула" секс-символ. Снялась более
чем в 40 фильмах. Выступает в концертных программах, исполняя романсы и песни
собственного сочинения. Песню "Море" взял в свой репертуар популярная группа
"Стрелки". А недавно мелькнула в популярном телепроекте "Последний герой-3".
Три раза разведена, двое детей от первого и третьего браков.
Детство
Елена Кондулайнен родилась под Ленинградом, в поселке Токсово. В этом поселке с
давних пор жили выходцы из Швеции, Финляндии, Германии, Англии. Во время войны
многие из соображений безопасности поменяли свои фамилии. Отец Елены, по
национальности ингерманландец, этого делать не стал.
Кондулайнены жили на хуторе посреди леса. У них было собственное хозяйство -
коровы, свиньи, овцы, кролики, куры. Хозяйством занималась и Елена. Она пасла овец,
помогала матери сажать картошку и морковь.
Ближайшее жилье было за 3 километра, и Елене приходилось мало общаться со
сверстниками. Общение происходило лишь в школе, куда она ходила несколько
километров через лес. Там же она впервые столкнулась с проявлениями
межнациональной неприязни. Как и многих финнов ее называли «чухной поганой».
Радость Елене приносило общение с природой. Вокруг жилья Кондулайненов были
сказочные места. Девочка, словно Маугли, пропадала в лесу, скакала голышом на коне,
разговаривала с животными, с камнями, с деревьями.
ЛГИТМиК
С ранних лет проявился артистический талант Елены. Она без конца кого-то
пародировала, танцевала на столе, прекрасно пела. Родители, видя это, отдали
девочку в музыкальную школу.
Окончив школу, Елена собиралась поступать в консерваторию, но случилось так, что
она поступила в Институт культуры (ЛГИТМиК) на дирижерско-хоровое отделение.
Тогда же она впервые попала в кино - в массовку, а затем и не небольшие роли
(мелодрама «
Путешествие в другой город»). На нее обратили внимание и
переманили на актерское отделение, в мастерскую А. Кацмана. Так Елена стала
актрисой.
Тогда же в студенческом спектакле «Ах, эти звезды» Елена Кондулайнен сыграла свою
первую эротическую роль - очаровательную Марлен Дитрих. Спектакль имел бешеный
успех. Рекламные афиши, на которых она была изображена в платье с глубоким
декольте, висели в городе недолго. Их быстро сорвали поклонники...
Театр
В 1983 году Елена Кондулайнен окончила ЛГИТМиК и была принята в труппу
Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Но проработала она там недолго.
Уже в 1986 году она перешла в театр Комедии им. Н. П. Акимова. Первой ее работой в
новом театре была роль Евы в спектакле «Все о Еве».
В 1990 году Елена Кондулайнен ушла и из этого театра, став актрисой частной
киностудии «Дягилевъ Центръ».
Елена Кондулайнен сыграла на театральной сцене и в кино множество ролей.
Сценический и экранный образ Елены Кондулайнен перекликается с именами двух
ярчайших кинозвезд нашего столетия - Марлен Дитрих и Мерилин Монро. Если со второй
из них зрители улавливают мимолетное внешнее сходство, то творческая связь с
Марлен Дитрих у Елены глубже: она сыграла роль Дитрих, сумев передать
свойственные великой актрисе глубину и изысканную тонкость.
Кино. 80-е годы
Отношения с кинематографом у Елены складывались поначалу непросто. Вновь, как и в
детстве, ей пришлось столкнуться с негативным отношением к ее национальности.
Из-за ее фамилии Елену долго не хотели снимать и даже не приглашали на пробы. На
роль в историческом фильме «
Русь
изначальная» актрису и вовсе утверждали под фамилией Иванова.
После картины «
Русь
изначальная» Елена даже придумала себе псевдоним - Русова, под которым
собиралась сниматься в кино. Но тут в стране начались грандиозные перемены.
Благодаря перестройке, пошла мода на иностранное, и теперь уже фамилия
Кондулайнен стала играть в судьбе актрисы положительную роль.
Секс-символ
В 1990 году Елена Кондулайнен впервые снялась в кино полностью обнаженной. Это была
социально-психологическая драма Хусейна Эркенова, по мотивам одноименной
повести Юрия Полякова «
Сто дней до приказа», раскрывающая социальные проблемы в советской
армии. Картина вызвала грандиозный скандал. Властные структуры, возмутившись
многими сценами из фильма, долгое время не пускали его на экраны. Елена
Кондулайнен признается, что и сама была шокирована съемками.
Именно после этой картины Елену Кондулайнен впервые назвали «секс-символом». Для
страны, где тема секса многие десятилетия была табу, это было подобно революции.
Конечно, секс-символы существовали и раньше, но чтобы вот так - со страниц газет...
Елена Кондулайнен вспоминает: «Одна корреспондентка меня спросила: «А как вы
относитесь к тому, что вас за глаза называют секс-символом?» Я немного
растерялась, потому что впервые эти слова прозвучали не в дружеской беседе, и с
пафосом ответила: «Если народ назовет меня секс-символом, значит, так тому и быть!»
А потом газета «Московский комсомолец» пригласила меня на проводимый ею конкурс
«Мисс Грудь» в качестве члена жюри. И там впервые объявили: «Актриса Елена
Кондулайнен, секс-символ СССР». Сначала повисла тишина, а потом - сумасшедшая
реакция! С этого момента все и началось...»
С этого момента актрису, которая сыграла немало положительных героинь у
серьезных режиссеров («
Зверобой», «
Русь изначальная»...) уже иначе, как секс-символ никто не воспринимал.
В следующем году Елена снялась в небольшой роли корреспондентки газеты в
кинокомедии Марка Айзенберга «Болотная стрит, или Средство против секса».
Создавая этот образ, Елене хотелось привнести в него что-то «этакое». И тогда она
решила сделать так, что ее журналистка каждый раз влюбляется в своего
собеседника, у которого берет интервью. Именно во время интервью онa становится
суперсексуальна.
Эта и последующие работы еще более укрепляли статус первого секс-символа страны.
В 1993 году она снялась в эротической мелодраме «
Дафнис и Хлоя».
Саму картину из зрителей мало кто видел, но кадры с обнаженной Еленой Кондулайнен
спустя несколько лет просто заполонили Интернет. «Русская Марлен Дитрих!
Эротический символ России! Муза Эроса с суперработоспособностью!» - писали о ней
кинокритики и журналисты. «Вечно голая и всегда веселая Кондулайнен», - шутили ее
друзья.
В 1993 году Кондулайнен эпатировала общественность тем, что создала «Партию любви».
Вступить в нее не посчитали зазорным такие публичные персоны, как Александр
Панктаров-Черный, Михаил Звездинский, Борис Хмельницкий, Мария Арбатова, Алексей
Глызин и другие. А что за фракции были в этой партии: «Любви к блондинкам», «Любви к
брюнеткам», «Бывших бабников», «Свободной любви» и т.п.
Личная жизнь
К моменту создания своей партии Елена уже была замужем. Однако с первым мужем, по
профессии педагогом, она так и не нашла взаимопонимания. Вскоре они развелись, и
Елена осталась одна с маленьким сыном. С этого момента в ее жизни начались
серьезные проблемы.
Елена тяжело заболела, попала в больницу. Врачи обнаружили у нее базедову болезнь.
Длительное лечение привело к тому, что ее лицо изменилось, потеряло былую красоту.
Все это тянулось около года. Затем последовали новые удары: тяжелая болезнь сына,
смерть матери. Такое перенести было необычайно трудно. Порой к Елене даже
приходили мысли о самоубийстве...
Однако затем Елена постепенно пошла на поправку. «Мне кажется очень странным, но с
того момента, как умерла мама, мои дела резко пошли в гору. Я думаю, что это она
похлопотала там за меня перед Богом. И всякий раз, когда я долго не хожу в церковь,
не разговариваю там мысленно с мамой, я начинаю буксовать. Пробуксовка в делах, в
мыслях. И еще я думаю, что мама дала мне шанс, смерть ее искупила мою вину перед
Богом. Наверное, я была недостаточно добра к людям», рассказывает актриса.
После этого Елена переехала из Ленинграда в Москву, где и познакомилась со вторым
мужем-бизнесменом, который потребовал, чтобы Лена завязала с разгульным прошлым.
Как признавалась актриса, наступили замечательные годы: "После свадьбы я
превратилась в монашку: не выходила в свет, отшила старых приятелей. Мы ведь с
мужем обожали друг друга. На всю жизнь венчались". Однако и этот брак впоследствии
распался. Елена говорит, что не смогла жить в «золотой клетке».
Вскоре у актрисы вспыхнул бурный роман с бизнесменом по имени Сергей. Он был на 10
лет моложе избранницы, но, ничуть не комплексуя, повел ее в ЗАГС, хотя и поставил
условие: больше никаких обнаженок и толп поклонников. Актриса вновь пообещала и
вновь превратилась в монашку. Третий брак подарил ей второго ребёнка, но счастья
не принес: пара распалась. Объяснение, считает она, надо искать в самой сути
профессии, в постоянном эмоциональном напряжении. Ведь работа актрисы - это
полная самоотдача, непрерывная смена чувств и настроений. И почти невозможно
посвятить себя наполовину семье, наполовину театру.
С тех пор Кондулайнен посвятила свою жизнь двум вещам: детям и театру. И одна
воспитывает двух детей - Сашу и Мишу.
Кино и театр. 2000 - 2005 годы
В течение второй половины 90-х годов Елена Кондулайнен практически не снималась в
кино. С возрождением отечественного кинематографа на экраны стало выходить
множество различных сериалов. Но актриса признается, что работа в сериалах ей
неинтересна - слишком низкий уровень. Единственное исключение она сделала,
снявшись в «Маросейке 12».
В 2001 году Кондулайнен сыграла Александру в скандально-знаменитой картине Романа
Качанова «
Даун Хаус» - вольной экранизации романа Достоевского «Идиот». Одна из
последних работ актрисы - роль в серьезной психологической картине «Все, что
случится», повествующей о вечной проблеме художника и его совести.
Что же касается театра, то Елена в настоящее время - актриса театра Луны. Здесь, в
атмосфере изысканной режиссерской эстетики Сергея Проханова, актриса обрела
новое дыхание. Ее роскошная мадам Бравура в спектакле «Путешествие дилетантов»
(по роману Б. Окуджавы) захватывает зрителя и буквально электризует атмосферу
зала разрядами энергии. Не ослабевает интерес публики и к спектаклю «Ночь нежна»
по роману С. Фицджеральда. Кроме того, Кондулайнен играет в филиале театра
Маяковского роль Клеопатры в пьесе Юлиуса Эдлиса «Игра теней».