Варианты написания: Ян Мюррей Маккеллен ; Иан МакКеллен; Иэн МакКеллен; Sir Ian McKellen;
Сэр Йен МакКеллен
Будущий сэр Иэн Мюррей Маккеллен родился в семье инженера родился за несколько
месяцев до начала Второй мировой войны. Он был младшим ребенком и единственным
сыном Дэнниса и Марджери МакКеллен. Сестра Джин была на пять лет старше. Семья
была далеко не бедной: Дэннис был высокого уровня инженером-строителем, и даже во
время войны его заработков более чем хватало на жизнь в шахтерском городке Уиген
на севере Великобритании. Жили они прямехонько напротив парка в пятикомнатном
доме, с задней стеной примыкающей к крикетному полю. Собственно, единственное,
чего родители боялись в эти грозные годы, так это бомбежек.
Индустриальный Север бомбили безбожно, и Иэн, как единственный член семьи,
который в экстренном случае вряд ли смог бы сам о себе позаботиться, спал под
металлическим столиком в гостиной. Слава Богу, что под бомбы их дом не угодил ни
разу - уж больно ненадежное укрытие. Да и опасность, как оказалось, подстерегала
совсем с другой стороны. В трехлетнем возрасте Иэн заболел дифтеритом. По всем
показаниям он должен был умереть, но... неожиданно выжил, каким-то абсолютно
волшебным образом. Хотя подозревать эту семью в колдовстве никто бы, конечно, не
решился.
МакКеллены были очень религиозны. Обязательным было посещение воскресной
заутрени в конгрегационалистской церкви. А после обеда дети шли в воскресную
школу. В этом не было и грамма фанатичного сектантства. Кино и театр были в не
меньшем почете. Во всяком случае, на свой первый спектакль "Питер Пэн" (пока в
качестве зрителя) маленький Иэн пришел тоже трехлетним. И влюбился в театр сразу и
навсегда.
Когда Иэну было 11, семья перебралась в Болтон, куда отец переехал с повышением: на
должность муниципального инспектора.
Житье стало - малина, даже лучше, чем в Уигене. Во-первых, отец был хорошим знакомым
владельца местного театра. Следовательно, сын ходил туда чуть ли не ежедневно,
смотрел все, включая заезжих чечеточников и жонглеров, вечно крутился за
кулисами, и все это совершенно бесплатно. Во-вторых, школа в Болтоне имела богатые
театральные традиции. Здесь он впервые вышел на сцену: сыграл Мальволио в
школьной постановке "Двенадцатой ночи" Шекспира. А в старших классах вместе с
соучениками проводил лето в Стратфорде-на-Эйвоне. Они жили в палатках под городом,
а по вечерам посещали спектакли знаменитого стратфордского театрального
фестиваля. Здесь он впервые увидел на сцене великого Лоуренса Оливье, не
подозревая, что пройдет совсем мало времени, и вся Англия будет почтительно
именовать его самого "Лоуренсом Оливье нашего поколения".
Иэн блестяще окончил школу, что дало ему право на стипендию для обучения не
где-нибудь, а в Кембридже. Ему удалось закончить это выдающееся учебное заведение,
но далеко не так хорошо, как виделось в начале. Театр потихоньку забирал его без
остатка. Он стал актером знаменитого Общества Марло -- театра Кембриджского
университета. Через два года в его активе была уже не одна роль, но стипендию по
причине резко снизившейся "успеваемости", увы, отобрали. МакКелена это не
волновало -- путь был определен! По окончании университета он поехал в Ковентри --
тамошний театр предложил ему ангажемент со скромной платой 9 фунтов стерлингов в
неделю. Жилье, которое он потом вспоминал не иначе, как берлогу, стоило 3.
Итак, 4 сентября 1961 года Иэн МакКеллен впервые вышел на сцену как профессиональный
актер. Он едва не завалил дебют, пропустив свой второй выход на сцену. Начало было
положено.
А дальше его карьера покатилось, как снежный ком. В 1962-м он играл в Ипсвиче, в 1963-м -
в Ноттингеме. Именно тут, а не во "Властелине колец", как принято считать, МакКеллен
впервые столкнулся с проблемой воплощения волшебства. Режиссер
Тайрон Гутри вводит его в
шекспировский "Кориолан" и тщательно репетирует с ним все сцены, делая особый упор
на том, как донести до публики саму атмосферу сверхъестественного. Именно с
волшебства "Кориолана" начался его стремительный взлет. Спектакль принимали до
такой степени восторженно, что Яна (неслыханное дело!) пригласили в Лондон без
прослушивания. Он снял маленькую квартирку в районе Кенсингтон и переехал в
столицу. Не один.
Это была еще одна - очень тайная - ипостась его жизни. С Иэном в Лондон перебрался
его любовник Брайен Тэйлор, учитель истории из Болтона. Да, Иэн МакКеллен -
гомосексуалист, к тому же, очень рано осознавший себя таковым. Поэтому, несмотря
на приглашение в театр "Олд-Вик" к Лоуренсу Оливье, лучшие шекспировские мужские
роли, истерию не только публики, но и критиков на Эдинбургском фестивале и даже
соперничающих за право быть представленными ему драматурга Ноэля Коуарда и
танцора Рудольфа Нуреева МакКеллен все равно ощущал себя аутсайдером. Его ведь в
любой момент могли "привлечь"...
Англия - не лучшая страна для приверженцев однополой любви. Только десять лет
назад, в 1992-м, гомосексуализм здесь был изъят из списка психических заболеваний, а
запрет на службу "голубых и розовых" в армии был снят лишь в январе 2000-го.
Естественно, все это и поныне сопровождается полуофициальной гомофобией. Тем не
менее, не любить МакКеллена Великобритании в голову не приходит. Почему? Наверное,
эта страна джентльменов сумела оценить его супермужской поступок.
Бомба разорвалась в 1988-м в эфире "Radio 4". К тому времени он давно расстался с
Брайеном и пережил долгие 8 лет одиночества. Его новой любовью на все 80-е стал
режиссер Шон Матиас. Предметом радиообсуждения в тот вечер была пресловутая
статья 28, яростно проталкиваемая через парламент тогдашним премьером Маргарет
Тэтчер. Согласно этой статье, "публичная поддержка гомосексуализма" должна была
стать преступным деянием. Вот тут-то Иэн МакКелен и ошеломил чопорную Англию
сообщением о том, что он, во-первых, гей, а во-вторых, отныне будет вот именно
публично поддерживать общественное движение гомосексуалистов за равные с
гетеросексуалами права.
Англия остолбенела и... не нашлась, что
ответить. Как заколдованная. А официальный ответ пришел через год с небольшим.
Божьей милостью королева Соединенного королевства Елизавета II посвятила отныне
уже сэра Иэна МакКеллена в рыцари и пожаловала ему дворянство. Многие посчитали,
что таким образом Елизавета показала Тэтчер, не самому любимому своему премьеру,
кто в доме хозяин. Возможно, но скорее другое. Королева - ей это положено по рангу, --
как никто умеет ценить бесстрашие - главное рыцарское достоинство.
Слово свое Иэн МакКеллен сдержал. С тех пор и поныне он является одним из самых
авторитетных в мире активистов борьбы за права геев и лесбиянок.
Кинодостижения Иэна МакКелена никогда не успевали за его бешеным
театральным триумфом. Да, кажется, он к кино не особенно-то и стремился. Играл,
конечно. Если приглашали. Но основой его актерской жизни экран не был. Прорыв
произошел в середине 90-х. Также как когда-то в театре, он стремительно взлетал от
картины к картине, удостаиваясь номинаций на самые серьезные премии, включая
"Эмми" и "Золотой глобус". А когда в 1998-м на экраны вышел фильм "Боги и монстры", где
Иэн МакКеллен играет Джеймса Вейла, режиссера-гея, снявшего первого
"Франкенштейна", стало ясно, что с актером не промахнулись ни публика, ни королева.
Критики назвали его игру гипнотической, надо сказать - справедливо, Американская
киноакадемия номинировала на "Оскар". А королева... Ее Величество правильно
оценила масштаб мужества своего подданного: много ли есть актеров-геев,
решающихся играть роли гомосексуалистов?
Ну, а потом последовало предложение сыграть Гэндальфа во "Властелине колец",
всемирная слава и маленький, но приятный побочный эффект новозеландских съемок -
новая любовь по имени Ник. Может, и впрямь колдовство?