Наумова Наталья Владимировна родилась 1 марта 1974 года в семье режиссера Владимира
Наумова и актрисы Натальи Белохвостиковой .
Окончила актерский факультет ВГИКа (мастерская Армена Джигарханяна и Альберта
Филозова) и Институт повышения квалификации при Министерстве культуры РФ
(мастерская Аллы Суриковой и Александра Муратова).
Первый фильм, в котором снималась Наташа, - "Тегеран-43". Там она сыграла девочку
Мари. В киноленте "Белый праздник" (1994) по сценарию великого итальянского
сценариста Тонино Гуэрры партнерами были Иннокентий Смоктуновский и Армен
Джигарханян. Фильм получил приз "Амаркорд" в Италии, а сама Наталия Наумова за роль
Лены была удостоена приза имени Веры Холодной в номинации "Лучшая женская роль".
Среди последних актерских работ - съемки в фильме "Мадонна на асфальте".
Отрывки из интервью московской жилищной газете « Квартирный ряд» от 7
февраля 2008 г.:
Наталья Наумова: «От меня до родителей - три минуты по ночному городу»
Актриса и молодой кинорежиссер Наталья Наумова родилась в знаменитой
кинематографической семье. А на съемочную площадку впервые вышла в пять лет
вместе с мамой в картине своего отца «Тегеран-43».
- О таком доме, как тот, в котором я выросла, можно только мечтать - это постоянное
ощущение тепла, уюта, защищенности и тыла. Для кого-то мои родители всегда
оставались большими артистами, а для меня они были просто папой и мамой. Сейчас
живу отдельно от них, но мой дом по-прежнему - это мои родные плюс мой любимый
мужчина. А еще в самый близкий круг входят кот Илья и конь Кирилл, который снимался
у меня в картине «Год Лошади, созвездие Скорпиона». Они теперь тоже члены семьи.
Наталья, согласитесь, что женщина иногда интуитивно выбирает в спутники
жизни мужчину, похожего на ее отца. Ваш папа недавно отметил 80-летний юбилей, его
поздравляла вся кинематографическая Россия, он - большой режиссер, легендарная
личность. А каким его знаете вы?
- Это человек, с которым невозможно соскучиться. Он постоянно фонтанирует идеями,
причем так было всегда, сколько себя помню. Папа совершенно не умеет отдыхать.
Стопроцентная жизнь для него - это кино. Оно присутствует повсюду - и в его
поездках, и на работе, и дома.
Папа потрясающе рисует. Он часто дома пишет картины. Они висят у нас на стенах,
очень нравятся и нам с мамой, и нашим друзьям. Это тоже большой пласт его жизни.
Думаю, он мог бы стать известным художником, если бы не любовь к кинематографу.
Вам не передалась отцовская тяга к кисти и мольберту?
- В школьные годы неплохо рисовала, но потом забросила, за что папа меня постоянно
ругал. Думаю, когда-нибудь для души вернусь к этому занятию.
Про вашу семью рассказывают, что она очень дружна и даже на светских раутах
старается появляться в полном составе. Интересно, а ссоры у вас, творческих людей,
бывают?
- Конечно, ведь мы все очень разные. Папа - натура эмоциональная, взрывная. Мама,
напротив, человек мягкий. В семье случается всякое, тем более что мы с мамой много
снимались в фильмах отца. А когда люди делают что-то вместе, неизбежно возникают
споры, иногда доходящие до ссор.
Вы тоже режиссер, и, насколько знаю, Владимир Наумович Наумов был продюсером вашей первой картины. Он
не «мешал» вашему самовыражению?
- Когда стала снимать свой первый фильм «Год Лошади, созвездие Скорпиона»,
поставила отцу условие: он ни разу не должен появиться на съемочной площадке.
Настаивала на этом, потому что если бы отец пришел и стал давать свои
профессиональные советы, то его авторитет меня полностью задавил бы. Но такие
условия рождают большую ответственность: подсознательно боялась подвести,
боялась, что вдруг отцу придется краснеть за полученный мною конечный
результат...
Что дарите друг другу на праздники?
- Папа каждому члену семьи что-нибудь рисует и дарит свои картины. Они у меня все до
единой сохранились. Всегда ждем и гадаем, что же будет нарисовано на этот раз.
Кто бывает у вас в гостях?
- Обычно собираются самые близкие друзья. Александр Александрович Алов частенько
заходил пообщаться (он умер в 1983 году). Сейчас нередко заходит Армен Джигарханян, с
которым папа и мама дружат многие годы. Мое первое образование - вгиковское,
актерский факультет. Я заканчивала как раз в мастерской у Армена Борисовича
Джигарханяна и Альберта Леонидовича Филозова. А дальше уже училась на
режиссерском у Аллы Ильиничны Суриковой.
Вам преподавали такие «киты» кинематографа, что просто завидно становится!
Чему они вас научили?
- Чем дольше живу, чем больше наблюдаю за окружающими людьми, тем глубже убеждаюсь:
научить кого-либо чему-то в творческом плане почти невозможно. Можно лишь
погрузить человека в творческую атмосферу, которая напитает его и, возможно, даст
толчок для его собственного развития и самовыражения. Человеку можно показать те
актерские высоты, к которым он, возможно, будет тянуться всю жизнь. Потому что если
ты работал на площадке рядом с гением, то в тебе навсегда сохранится ощущение
некоей профессиональной планки.
Я, например, снималась в картине «
Белый
праздник», где сыграл свою последнюю роль Иннокентий Михайлович Смоктуновский.
Он играл моего отца, а я - его дочь. Мне посчастливилось работать с таким партнером!
И я отлично видела, как потрясающий, всеми признанный великий Мастер все равно
каждый раз волновался перед командой «мотор». Этим он, творец, делающий шаг в
неизвестность, отличается от ремесленника, знающего «формулу успеха».
Иннокентий Михайлович на съемках нашей картины заболел. Его увезли в реанимацию.
Но уже на следующий день он звонил из больницы и говорил, что придумал, как снимать
следующую сцену. Вот это отношение к профессии мне тоже преподали мои
замечательные учителя. Никто, ясное дело, специальных лекций на эту тему не читал,
но уроки запомнились: если что-либо делаешь, то должен отдаваться работе до
конца.
Вообще, если ты способен «впитывать», то самой большой школой оказывается
возможность находиться рядом с Мастером.
Наташа, а вы с детства хотели стать актрисой или были еще какие-то мечты?
- Мне процесс сразу понравился. К тому же доставляло удовольствие находиться
рядом с родителями. Сложностей профессии в детстве, понятно, не ощущала. Но уже в
тринадцать лет (была такая картина «
Берег») смутно почувствовала, что не
так все просто. Моя героиня в фильме бежит по огромному склону и кричит герою:
«Вадька, не умирай!» Вот когда я целую смену пробегала в гору и с горы, у меня уже
заплетались ноги, падала от усталости, стало ясно: кино - не игрушки.
А когда на озвучении от меня шесть часов требовали, чтобы раздавался не писк «не
умирай!», а кричало бы все мое нутро (а я по молодости лет про «нутро» ничего не
знала), тут поняла, что актерская профессия - тяжкий труд.
Вы с мамой во многих фильмах снимались вместе. Что она представляет собой как
партнерша?
- Мы с мамой по жизни - подруги. Когда она снималась у меня в «Годе Лошади, созвездии
Скорпиона» - это было такое проникновение, такое понимание друг друга в
творческом плане! Моя картина - история дружбы и любви человека к животному,
которое он приручил. Мама играет состарившуюся цирковую дрессировщицу, а ее
лошадь (тоже состарившуюся) хотят продать на сырокопченую колбасу бандитам...
Героиня, разумеется, делает все, чтобы защитить любимицу от этой незавидной
участи.
Наташа, вы сейчас живете вместе с родителями?
- Нет, живу на Дорогомиловке, а мама с папой - на Большой Грузинской. Почти рядом.
Всего три минуты, если по пустому ночному городу...
Никогда! Папа все проектировал в квартире сам. Так как он рисует, то мы и «пляшем»
от него. Вообще, мне кажется, что как человек, который всю жизнь работал в кино,
имел дело с декорациями, различными интерьерами, эпохами, стилями, отец может
придумать и спроектировать все что угодно. Главное, чтобы потом нашлись умельцы,
способные это воплотить.
На стенах квартиры на Большой Грузинской висят папины картины. У меня есть его
любимые работы. Например, портрет мамы, где она необыкновенная красавица. Меня, к
слову, отец ни разу не рисовал. Вот все жду, жду...
Что вам необходимо, чтобы ощущать себя в доме комфортно?
- Чтобы рядом были близкие - это самое важное и главное. Я из тех людей, которые
вообще не могут жить в состоянии конфликта. Способна жить и двигаться вперед,
только находясь в ауре любви.
Где живет лошадиный «член семьи»?
- На ипподроме, домой, к сожалению, его взять нельзя... Когда мы начали его снимать -
не то, что кататься, подходить к нему боялись. А сейчас смело и дружно с ним
общаемся. Верховой ездой занимаюсь изредка, но к любимому коню всей семьей ездим
минимум раз в десять дней - это обязательно. Он чувствует, что мы рядом с ним.
Ну а кот как появился?
- Этого красавца-перса кто-то бросил на даче, и он, еле держась на ногах от голода,
пришел на участок к нашей бабушке. Котофей тогда был не «в форме» - огромный,
страшный и очень грязный. Кроме того, у него была пулька во лбу - видимо, злые
мальчишки постарались. Мы до той поры к кошкам большой симпатии не питали. Но тут
бабушка прониклась жалостью - решила подлечить и пристроить в хорошие руки моей
подруги, которая держит приют для бездомных животных. А когда бабушка попала в
больницу, нам пришлось взять приблудного перса к себе.
Основное неприятие нового члена семьи было у папы, который в первый вечер смотрел
на него враждебно. Поэтому наутро ушам своим не поверила, услышав монолог: «Ой, ты
мой миленький! Ой, ты мой хороший! Ну какое же ты солнышко». Папа сидел на диване,
кот лежал у него на коленях и мурлыкал. Естественно, кота уже никому не пытались
отдать.
Как иронизирует один из ваших учителей Алла Ильинична Сурикова, «ежиссуря -
это суевый тьюд». Считается, будто женщина не слишком подходит для режиссерской
профессии, в которой требуется, во-первых, характер, во-вторых, характер и,
в-третьих - тоже характер. Как вы при вашей мягкости и женственности справляетесь?
- Всего можно добиваться по-разному. Характер, конечно, должен быть. Но мне кажется,
главное то, что вокруг режиссера должны аккумулироваться люди, которые так же, как
и он, будут работать на конечный результат. То есть, как говорит все та же Алла
Сурикова, - «чокнутые»...
Полное
интервью