Гильермо дель Торо родился в Мексике, в Гвадалахаре, штат Халиско. Воспитывала его
бабушка, ультраконсервативная католичка. С самого раннего возраста мальчик
проявлял интерес к кино, особенно к фантастике и готическим фильмам ужаса.
Наиболее глубокий след в его душе оставили такие фильмы, как «Грозовой перевал»
Уильяма Уайлера, «Таксист» Скорсезе, «Черное воскресенье» Марио Бава, «Ночь живых
мертвецов» Джорджа Ромеро и классические фильмы ужаса студии «Хаммер» 60-х. Свой
первый фильм он снял в возрасте 8 лет во время учебы в католической школе для
мальчиков, мечтая о том, что однажды он станет настоящим режиссером.
Переехав в США и поступив на высшие курсы гримеров, юный дель Торо начал изучать
науку создания спецэффектов под руководством легендарного Дика Смита. Смит был
создателем спецэффектов в таких классических фильмах, как «Экзорсист»,
«Сканнеры» и «Голод» Тони Скотта с участием Дэвида Боуи и Катрин Денев.
Когда в 1986 году в возрасте 21 года дель Торо вернулся на родину, Хайме Умберто
Эрмозилло, один из самых почитаемых мексиканских режиссеров последних двадцати
лет, предложил ему стать продюсером фильма «Дона Эрлинда и ее сын». В это же время
дель Торо создал свою собственную компанию по производству спецэффектов
«Некропия» (Necropia), что позволило ему прямо или косвенно принять участие в съемках
более 20 художественных фильмов, включая «Бандитов» (Bandidos), Coitas, «Ложь из
милосердия» (Mentidas Piadosas), а также телесериалов «В назначенное время» (Hora Marcada) и
«Байки из склепа» (Tales from the Crypt). Одновременно дель Торо начал читать лекции по
кинематографии и занялся журналистикой. Его публикации появлялись в таких
престижных изданиях, как Sight & Sound и Village Voice. В этот период дель Торо издает свою
книгу о фильмах Альфреда Хичкока, одного из своих любимых режиссеров.
В 1992 году, после нескольких лет сотрудничества с мексиканским телевидением, дель
Торо наконец удалось достать необходимые средства для съемок своего первого
художественного фильма «
Хронос» (Cronos) - современного
прочтения легенды о вампире. «
Хронос», в котором проявился
неповторимый стиль дель Торо, сразу же был одобрен критиками во всем мире, получил
многочисленные международные награды, в частности премию критики на Каннском
фестивале и мексиканского «Сезара». С «
Хроноса» началось сотрудничество
между Гильермо дель Торо и Роном Перлманом, любимым актером режиссера, который
затем снялся в его «Блейде-2» и «Хеллбое».
Восторженные отзывы критики по поводу «
Хроноса» дали дель Торо
возможность пять лет спустя снять свой первый фильм в Голливуде - «
Мутанты» (Mimic) для студии
«Мирамакс», в котором Мира Сорвино отражает нападение тараканов-гуманоидов. Но
дель Торо не сошелся взглядами со студией «Мирамакс», сотрудничество оказалось
неудачным, режиссер извлек большой урок из сделанных ошибок. Он вернулся в
Мексику и создал свою собственную продюсерскую компанию «Текила-Ганг» (Tequila Gang),
чтобы иметь возможность лично контролировать производство своих фильмов.
В этот момент братья Альмодовары, по достоинству оценив исключительный талант
дель Торо, предложили ему снять малобюджетный фильм ужасов в Испании.
Разочаровавшись в Голливуде, дель Торо сразу же принял их предложение и
использовал эту возможность для того, чтобы гораздо более полно выразить свою
творческую индивидуальность. Это был «
Хребет
дьявола» (The Devil's Backbone), замысел которого возник у режиссера пятнадцать лет
назад, еще до написания сценария «
Хроноса». Под видом истории о
привидениях, он снял глубокий фильм о детях, сталкивающихся с ужасами войны. Так
же, как и «
Хронос», «
Хребет
дьявола» принес режиссеру многочисленные награды.
В последующие годы, помирившись с Голливудом, Дель Торо согласился стать
режиссером «Блейда-2» (Blaide-2) - продолжения фильма Стефана Норрингтона с Уэсли
Снайпсом в главной роли по комиксу компании «Марвел». «Блейд-2» имел потрясающий
кассовый успех, превзошедший все ожидания, что позволило дель Торо приступить к
работе над фильмом по мотивам другого комикса - «Хеллбой» Майка Миньолы, прежде
утвержденный режиссер которого, безуспешно пытался начать съемки в течение семи
лет. Этот фильм считается лучшей адаптацией комикса в истории кино. Ради
завершения работы над «Хеллбоем», дель Торо отказался от предложений снять
«Блейд-3» и «Гарри Поттер и узник Азбакана». Режиссером последнего стал Альфонсо
Куарон, которого дель Торо почтительно называет «другом» в память об их
сотрудничестве при продюсировании «Хребта дьявола» и «Хроник» (Сronicas) Себастьяна
Кордеро.
Представленный в конкурсной программе Каннского фестиваля, «
Лабиринт Фавна» является третьим их совместным проектом Альфонсо
Куарона и Гильермо дель Торо, а также знаменует возвращение дель Торо в Испанию
спустя пять лет после работы над «Хребтом дьявола». Исключительно самобытный
фильм, замысел которого дель Торо вынашивал в течение двадцати лет, «
Лабиринт Фавна» - одновременно самый личный, самый совершенный, самый
эмоционально насыщенный и самый доступный для понимания фильм мексиканского
режиссера, ставший, по мнению многих, уникальным явлением в современном кино. Это
было в полной мере подтверждено и искушенным каннским зрителем: 22 минуты звучали
восторженные аплодисменты после показа картины на фестивале.
Сейчас у популярного режиссера много работы - в ближайшее время ожидается выход
его новых картин в жанре фэнтези.