Ольга Остроумова стесняется славы, никогда не просит о помощи и часто не может
отличить ухаживания от хорошего воспитания - ей кажется естественным, если
мужчина пропускает женщину вперед и подает ей пальто. Ольга Остроумова -
аристократка, но не по рождению, а по духу. Ее предки не сидели за одним столом с
царями и не имели вотчин в N-ной губернии. Хотя, как утверждал столь любимый ею
Булгаков, кто знает, как причудливо тасуется колода...
Детство
Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в городе Бугуруслан
Оренбургской области. Отец - Остроумов Михаил Алексеевич, мать - Остроумова
Наталия Ивановна. В роду Остроумовых три поколения мужчин были священниками.
Детство Ольги Михайловны прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от
церкви, священником которой был ее дедушка, человек умный, уважительный и
отзывчивый. Его сын, отец Ольги, был школьным учителем физики и регентом в
церковном хоре. Его отличали тактичность и терпение, невероятная аккуратность и
добросовестность. Мать была хранителем семейных традиций, среди которых важное
место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. Своих детей - а кроме
Ольги в семье Остроумовых было еще две дочери (Раиса и Людмила) и сын (Георгий) -
родители воспитывали ненавязчиво, не утомляя нравоучениями: «Мы жили в
удивительной атмосфере доброты, внимания, ласки. Для меня детство - это тот
фундамент, на котором я стою до сих пор. Эти воспоминания - чай на веранде, духовой
оркестр, обязательные совместные завтраки, обеды, ужины за большим семейным
столом - не раз согревали душу в трудную минуту».
Своими духовными наставниками Ольга Михайловна считает дедушку и отца, которые
уважали ее и воспитывали своим примером. Отец был самоучкой, играл на пианино, на
скрипке, он сделал лодку, вместе с мамой они сшили палатку и брали детей в
путешествие по реке Кинель, которая впадает в Самарку. Отец Ольги Михайловны
никогда не делал что-то назидательно, просто он всем наслаждался - и закатом, и
рассветом, - и поселял в детях гармонию и счастье. Замечательный дедушка
(переживший сталинские репрессии) тоже оставил о себе самые светлые воспоминания.
На всю жизнь Ольге Михайловне запомнился один случай: «Однажды в грозу мы, бойкие
пионеры, прибежали к деду и спросили: «Гром гремит, это что, Илья-пророк на
колеснице едет?». А он нам все объяснил по законам физики. Был очень мудрый,
говорил, что человек сам должен прийти к вере». Теперь Ольга Михайловна считает
себя верующей: «По крайней мере, десять заповедей для меня непоколебимы. Они как
нормальные законы для существования, которых должен придерживаться любой
человек. Мне кажется, что так должен прожить жизнь каждый - не красть, не убивать».
Большая семья Остроумовых жила на небольшую зарплату отца, и Ольга Михайловна до
сих пор удивляется, как удавалось матери так умело вести хозяйство и при этом
много читать, имея всего четыре класса образования. Из-за происхождения отца
семья Остроумовых долгое время считалась социально неблагонадежной, меняла
города, пока не осела в Куйбышеве...
Несмотря на то, что учительской зарплаты едва хватало на то, чтобы сводить концы с
концами, праздники в семье Остроумовых справлялись всегда. В доме была чудесная
библиотека, в которой руками отца были собраны сотни замечательных книг - от
философских трактатов до приключенческой литературы. Да и сам отец на склоне лет
написал книгу. Правда, ее тираж невелик - всего четыре экземпляра, по числу детей.
Называется эта замечательная книга «Исповедь пасынка века»: «Там очень много
того, чего я раньше не знала. Только будучи взрослой, узнала, сколько пережили мама
и папа. Иногда говорят, что сейчас ужасное время. Да, оно, наверное, в чем-то
ужасное, но то, что пережили мои мама и папа, дедушка с бабушкой, на мою долю пока,
слава Богу, не выпало».
В школе Ольга Михайловна не участвовала ни в какой художественной
самодеятельности, потому все друзья, родители и даже учителя были просто
шокированы ее решением ехать в Москву и поступать в ГИТИС (о других театральных
вузах она просто не знала). Ольге Михайловне даже не удалось погулять на выпускном
бале - поджимали сроки сдачи документов в институт. Такое внезапное и безумное, по
мнению окружающих, решение Ольга приняла далеко не случайно. Ее манила не слава и
красивая жизнь «знаменитой артистки». Просто однажды в возрасте лет десяти
маленькая Оля попала на спектакль, где одну из главных ролей играла подруга ее
матери. Забылся сюжет, костюмы, остались только непередаваемое ощущение
праздника и необычайное волнение. Однако отговаривать дочку родители не стали -
купили билет, мама напекла пирожков на дорогу, и отправили в Москву, где у девушки
не было ни одного знакомого.
Учеба. Первые роли
Приехав в Москву, Ольга отправилась на поиски ГИТИСа, адреса которого она не
знала. К заветному институту девушке удалось добраться только к вечеру, когда
прослушивание уже подходило к концу: «А я всего три вещи тогда выучила - басню,
прозу Пришвина и еще запаслась стихотворением Роберта Рождественского
«Карнавал». Выбрала «Лист» Пришвина. А читать его, конечно же, нужно с пафосом,
эдак, броско, смело. А я... Вышла перед консультантами и пролепетала все в стиле
«кулинарного Хазанова». Затем, поняв уже, что потерпела полное фиаско, еще
дрожащая, опрометью выскочила из зала, забилась где-то под лестницей и
разревелась. Вообще-то я стараюсь не плакать, тем более прилюдно. Но мне было так
обидно, что все случилось так быстро. Я вполне могла подумать, что срежусь на
первом, втором туре... И под какой-то лестницей случились не слезы, а самый
настоящий обвал. Меня утешают, чей-то голос дает четкие инструкции что читать и
как себя вести. Как ни смешно, но он посоветовал мне идти на первый тур, сказав
парадоксальную фразу: «Что, думаешь, тебя запомнили?»».
Переборов нерешительность и волнение, Остроумова пошла в деканат и спросила об
общежитии. О своем провале на консультации девушка промолчала - об этом ее просто
не спрашивали - и получила койку на Трифоновке. А дальше все пошло, как по маслу - на
втором туре «героиня с детским голосом» плясала что-то русское, и очень лихо. Этот
удачный номер Ольга решила повторить и на третьем туре, но подвернулся каблук, она
упала и ... была принята в мастерскую В. А. Вронской.
В 1967 году в ГИТИСе появился один из ассистентов режиссера С. Ростоцкого, который
начинал съемки фильма из жизни школы. Будущая картина должна была называться «
Доживем до понедельника». Двадцатилетнюю Остроумову пригласили
на роль десятиклассницы Риты Черкасовой - самой красивой девочки в классе,
которая походя разбивает сердца одноклассников. Фильм пользовался большой
популярностью. На фоне прекрасных работ признанных мастеров кинематографии
вполне внятно прозвучали и роли дебютантов. На О.Остроумову впервые обратили
внимание и зрители, и критика.
В 1970 Ольга Михайловна закончила ГИТИС и уже в качестве полноправной актрисы была
зачислена в штат ТЮЗа. Из наиболее удачных ролей актрисы в этом театре можно
назвать следующие: Елена в «Мещанах», Юлия Джули в «Тени» и Лебедкина в «Поздней
любви».
Успех
Свою «звездную» роль в кино Ольга Остроумова сыграла в 1973 году в фильме своего
«крестного отца» в кинематографе - режиссера Станислава Ростоцкого. Роль
очаровательной и бесстрашной Женьки Комельковой досталась Остроумовой
совершенно случайно. Конечно, Ростоцкий хотел видеть актрису и в следующем своем
фильме, но ... никак не в роли рыжеволосой красавицы, умудренной жизненным опытом:
«У Ростоцкого было свое видение Жени. Я никак не вписывалась в эту роль. Получила
сценарий и... отложила в долгий ящик. Тогда я работала в театре юного зрителя в
Москве. А после двух неудачных фильмов была разочарована в кинематографе вообще,
считала, что только театр является истинным искусством, а кино - это сплошное
производство и монтажи... Но однажды вдруг обратила внимание на своего
однокашника по училищу Андрея Мартынова, который в «Зорях» роль Васкова играл.
Ходит он такой смурной, весь в себе, серьезный. Я его спрашиваю: «Андрюш, что
случилось-то?» А он отвечает: «Мне предложили замечательную роль. Это - мой
Гамлет!..» И называет мне «
А зори
здесь тихие...». До этого, кстати, в кино не снимался».
После этого разговора Остроумова бегом побежала домой, достала сценарий и начала
его внимательно читать: «Боже, думаю, глупая! Как же можно было отложить такой
великолепный сценарий, даже не прочитав его! Такие женщины!». Теперь уже Ольга
Михайловна искала встреч с режиссером, но к этому времени все актрисы на главные
роли были уже найдены и утверждены. Все, кроме Жени Комельковой и Риты Осяниной,
конкурс на которые был просто огромным.
Тем не менее, поборов страх, Остроумова пришла на пробы, где познакомилась с
Ириной Шевчук, которая позже была утверждена на роль Риты: «Нам на пробу был дан
эпизод, простенький такой, когда во время ружейной канонады я рвусь на выручку
своим, а Рита сдерживает Женю, мол, Васков сказал «Не высовываться!», значит, так и
нужно делать. Вот этот простенький эпизод, закончившийся фразой Риты: «Боец
Комелькова! Это не казаки-разбойники! Это война!» и моим послушанием, стал началом
нашей работы над фильмом».
Фильм «
А зори
здесь тихие...» вышел на экраны в 1973 и стал лидером проката - его посмотрели 66 млн.
зрителей. Это был самый настоящий успех, всенародное признание и любовь. Ольга
Остроумова - один из самых ярких символов русской сексуальности, неагрессивной
женственности. Ее потрясающее обаяние использовал в своем фильме и Е. Матвеев: «В
фильме была «эротическая» сцена, когда Маня и Захар Дерюгин лежат в постели. Я
долго думал, как же объяснить все Оле Остроумовой. Как быть, чтобы она не
чувствовала себя скованной? Положил ее в постель, накрыл лоскутным одеялом, чтоб
она не стеснялась, а сам лег сверху одеяла: мол, всем вокруг и так будет понятно,
что под одеялом ничего не происходит. Ведь для съемок нужен был только крупный
план. И говорю: «Я давно люблю тебя, Маня!». Только отсняли эпизод, как вдруг Оля
поднимается и говорит: «Ну, Вы даете, Евгений Семенович. Вы бы еще ватные штаны
надели!»».
Театр
Театральная деятельность Ольги Остроумовой была в это время не менее активной,
чем работа в кино. В 1973 она покинула труппу ТЮЗа и перешла в театр на Малой Бронной,
где дебютировала ролью Ани в пьесе Р. Ибрагимбекова «Своей дорогой».
В 1984 году, когда после ухода Анатолия Эфроса в театре начался постепенный развал,
переросший в откровенную склоку, Остроумова приняла решение покинуть труппу:
«Когда все это развалилось, ушел Эфрос, ушел Дунаев, и я ушла. В театре, как в
семейной жизни, нельзя переходить грань, нельзя говорить такое обидное, что потом
человек не простит, или простит умом, но не сердцем, и уже нельзя ничего наладить».
Она ушла к М. Левитину в Театр миниатюр, где была срочно введена на роль графине де
Маскаре в постановке «Здравствуйте, господин де Мопассан».
Остроумова заменила Любовь Полищук, ушедшую в декретный отпуск. Затем началась
подготовка к роли Маргариты в спектакле по Булгакову. Как замечает Ольга
Михайловна, Булгаков не просто ее любимый писатель, а любимый человек, хорошо
знакомый, но постоянно вызывающий удивление и восхищение. Многие черты и принципы
Маргариты близки ей: никогда ничего не просить, держать данное слово, бороться за
свою любовь и прощать вольные и невольные обиды. Однако в самый разгар репетиций
Левитин попал в реанимацию с инфарктом, и спектакль так и не состоялся.
Вскоре Ольга Михайловна получила предложение перейти в Театр им. Моссовета, где
сразу же получила роль Анфисы в спектакле «Вдовий пароход» в постановке
Генриетты Яновской. Однако ввод в спектакль актрисы «со стороны» вызвал скрытую
ненависть у некоторых членов труппы, и Остроумова получила две в прямом смысле
грязных анонимки - они были измазаны дерьмом и усыпаны матерными словами. Ольга
Михайловна нашла в себе силы сдержаться, и страсти улеглись сами собой.
И снова кино
После громкого успеха в «Судьбе» роли в нескольких следующих фильмах («Хомут для
Маркиза» (реж. И. Фрэз, 1977), «
Похищение «Савойи»» (реж. В. Дорман, 1979)) прошли незаметно. Не принесла
актрисе удовлетворения и роль представительницы «золотой молодежи» -
профессорской дочки Марины в сатирической комедии Э. Рязанова «
Гараж» (1979). В то время Рязанов
казался Остроумовой настоящим «титаном», и она его откровенно побаивалась,
поэтому на съемках хотела куда-нибудь спрятаться - чтобы не так бросалась в глаза
ее вопиющая бездарность на фоне таких мастеров, как Л. Ахеджакова, И. Саввина, В.
Невинный, В. Гафт, С. Немоляева, А. Мягков - по крайней мере, так думала сама Ольга
Михайловна: «Не люблю этот фильм. Прежде всего, по моему мнению, я не профессорская
дочка. Постановщики во мне обманулись. А вообще была рада, что участвовала в
фильме. Ведь в нем снимались сонм кинозвезд. А мы с Игорем Костолевским старались
спрятаться за бегемота, лишь бы не попасть на первый план».
После «
Гаража»
Ольга Остроумова не снималась в течение двух лет. Как объясняет сама актриса, про
нее просто забыли. Забвение закончилось, когда на обложке «Советского экрана» за
1980 год появилась ее фотография - буквально через несколько дней Остроумовой
позвонила режиссер Ирина Поплавская и пригласила на роль Василисы в фильм «
Василий и Василиса». Эта забытая сейчас роль стала самой удачной и
самой любимой работой Ольги Михайловны.
В 90-х Ольга Михайловна снялась всего в семи фильмах, из которых зрителям,
привыкшим видеть Остроумову положительной героиней, особенно запомнилась роль
директора школы в провинциальном триллере Н. Лебедева «
Змеиный источник» (1997). Тем не менее, это была уже третья отрицательная
роль Остроумовой в кино - подобные роли были у актрисы в фильмах «
Башня» и «Время ее сыновей»). И
что удивительно - ее героиня не была убийцей, и даже оказалась в стороне от
детективной интриги, но, деспотичная и властная, как бы явилась вдохновительницей
страшных преступлений, «злым гением» провинциального городка, в котором царит
культ ее личности.
Семья
Важные изменения в личной жизни Ольги Михайловны произошли в начале 70-х. Пробыв
некоторое время замужем за своим коллегой-актером, Остроумова внезапно влюбилась
в режиссера ТЮЗа Михаила Левитина. Роман Остроумовой и Левитина длился несколько
лет, пока наконец не завершился законным браком. В 1975 у них родилась дочь Ольга, а в
1983 - сын Михаил. Своих детей Ольга Михайловна стремилась воспитывать так же, как
воспитывали ее: «Дело воспитания для меня во многом интуитивно. Я всегда боялась
быть квочкой. Чувствовала в себе огромную боязнь за них и сама себя останавливала.
Я все равно всего за них не сделаю. Если я не отпущу их, хотя бы на длинном поводке,
они никогда не будут самостоятельными и им будет очень трудно в жизни. Быть за
чьей-то спиной нельзя. Родила двоих детей - я их хотела. И я прекрасно понимала, что
заботы о них я ни на кого не переложу. Выдержу - и детей, и работу, значит, хорошо. И я
выдержала. Конечно, с потерями какими-то - для работы, для себя, для здоровья».
Однако так получилось, что в 1993 году, после почти 23 лет совместной жизни, О.
Остроумова и М. Левитин расстались. Вот как он описывает сложившуюся тогда
ситуацию: «У нас была совместная жизнь почти в 23 года длиной. В которой, мне
кажется, я сознательно разрушал то, что она для нас строила. У меня никогда в жизни
не было тайного дома. Меня не интересует момент измены, я никому не изменяю. Ольга
предложила мне уйти из дома, я ответил, что надо подать в суд и все разрушить. На
суде она была истицей, и мы раздумывали, какой повод указать в заявлении. Я
предложил написать: «За безответственное отношение к семье». А Ольга - «За
безудержную любовь к свободе».
А вот что чувствовала тогда Остроумова: «Моя вера разбилась. Вдребезги. У меня
такое отчаяние было...... Могла покончить с собой. Спасли меня только дети. Ради них
должна была держаться и делать вид, что все нормально, хотя осталась с ними, совсем
маленькими, на нищенскую зарплату. И в какой-то момент меня охватила паника: «Как
смогу их вытянуть?». Но во лжи я просто умирала. Поняла: либо останусь человеком и
личностью, либо буду растоптана. А ведь сначала была какая-то невероятная
любовь...... Недавно прочитала повесть, которую бывший муж написал про нас. Она
заканчивается словами: «Прости меня, моя звезда». Ну, спасибо и за это».
В 1996 году Ольга Остроумова снова вышла замуж. За Валентина Гафта . По словам самой
Ольги Михайловны, все получилось совершенно случайно, когда она уже смирилась с
одиночеством. Начались встречи, и вдруг раз - он исчез на четыре месяца. Что же это?
Надо же как-то объясниться: не могу или не хочу. Я, естественно, тоже не звонила. Но
было чувство, что это не конец. Лишь окончился первый акт. И дали антракт. Через
четыре месяца раздается звонок: «В общем, я не могу без вас». Мне как-то сразу легко
стало. «Давайте, - говорю, - начнем второй акт. Интересно, сколько он продлится и
каким будет третий».
Этот спектакль длится уже почти десять лет, и жанр этого представления до сих пор
не определен. А ведь начало их совместной жизни было трагическим: когда
влюбленные уже занимались обменом квартир, Валентин Иосифович тяжело заболел и
попал в больницу, где и состоялась свадьба.
По словам В. Гафта, на склоне лет он наконец-то нашел счастье. Так и живут они -
Ольга и ее Мастер, правда, не в уютном домике на берегу вечной реки, а в большой
квартире в центре Москвы, и слышат они не стрекотание цикад, а несмолкающий гул
трафика за окном. Но разве имеют значение место и пространство, когда рядом
человек, с которым ты можешь разделить вечность?