Энтони Манн - знаменитый американский кинорежиссёр.
Энтони Манн (Эмиль Энтон Бандесманн) родился 30 июня 1906 года в районе Поин Лома
города Сан-Диего, штата Калифорния в семье австрийского иммигранта Эмиля Теодора
Бандсманна и его супруги Берты Уэкселбаум из Макона, штат Джорджия. Родители
Манна переехали в Нью-Йорк во время Первой Мировой войны. После смерти отца в 1923
году Энтони начинает творческую карьеру, устроившись актером в «Triangle Theater» в
Гринвич Виладж и сократив свою фамилию с неудобоваримой Брандесманн на Манн. Он
играет сезон в пьесах «Диббик» и «Маленькая Клей Карт» в 1925 - 1926 годах. Но его
больше привлекает обратная сторона кулис и он, в конце концов, начинает работать
менеджером производства в знаменитом Theater Guild.
Карьерная траектория Энтони Манна формируется в постоянном повышении и только
последние несколько лет его жизни резко идет на спад. Он подвязался в режиссуре и
наслаждался достаточным успехом как режиссер таких постановок как «Гром слева»
(1933) и «So Proudly We Hail» (1936), чтобы привлечь внимание Дэвида О. Селзника.
В 1938 году Манн переезжает в Голливуд на студию «Selznick International Pictures», поскольку был
нанят продюсером Селзником, который посадил его за работу по поиску молодых
талантов и в качестве режиссера экранных проб для подбора артистического
персонала на съемки проектов, снимаемых на студии. В этом качестве Манн принимает
участие для некоторых фильмов Селзника, в том числе и «Унесенные ветром» (1939) и
«Ребекка» (1940).
В 1939 году Манн покидает Селзника и переходит на студию Paramount, где ему удается
самостоятельно в качестве режиссера снять фильм «
Доктор
Бродвей» (Dr. Broadway, 1942). Но большую часть, а он пробыл на студии 3 года, он работает в
качестве ассистента режиссера, таких нанятых студией режиссеров, как например
Престон Стеджерс (Манн, как известно, работал с ним над фильмом «Странствия
Салливана» 1941). Но его пребывание на студии было непродолжительным, его тянет к
режиссерству и в 1942 году он уходит на студии Republic и RKO, готовый снимать даже фильмы
В-класса.
В 1942 году он работает ассистентом режиссера на малобюджетных фильмах студий РКО и
Republic Pictures. Эти фильмы новичка обычно были легким мюзиклами или комедиями, но
картины начинают обращать на себя внимание. Фильмы, такие как, «Ночные
незнакомцы» (Strangers in the Night, 1944), «
Великий Фламарион» (The Great Flamarion, 1945), и «
Strange Impersonation» (1946), были местами тревожными
мелодрамами, которые показывают стилистические и тематические особенности
формирующегося Манна: характеры, пойманные в ловушку во враждебном мире без
спасения, но в насилии или одержимые безумием.
Впервые его имя как режиссера зазвучало после съемок нескольких фильмов в жанре
нуар, сегодня ставшие классикой и считающиеся лучшими фильмами этого жанра. Это
«Отчаянные» (Desperate, 1947), «
Railroaded!» (1947), «Т - мэн» (T-Men, 1947),
He Walked by Night (1948), «
Грязная
сделка» (Raw Deal, 1948). Эти незабываемо стилизованные фильмы привлекли внимание Дор
Шэри со студии MGM, который пригласил режиссера и оператора, чтобы они на ведущей
студии повторили успех, но уже на арене высокого бюджета. «Пограничный инцидент»
(Border Incident, 1949) и «
Devil's
Doorway» (1950) были двумя заключительным фильмами в сотрудничестве Элтон-Манн
прежде, чем каждый пошел отдельным путем в студии. Эти два фильма были также
существенными в карьере Мэнна, прежде чем он приступил к съемкам вестернов.
Вместе с тем Энтони Манна вероятно лучше всего помнят за его весьма отличные и
весьма влиятельные вестерны, развернувшие жанр вестерна в новое русло и
придавшие этому жанру новый стиль и второе дыхание, особенно цикл с актером
Джеймсом Стюартом, а именно: «
Винчестер 73» (Winchester '73,
1950), «
Излучина реки»
(Bend of the River, 1952), «
Обнаженная шпора» (The Naked Spur, 1953), «
Далекий край» (The
Far Country, 1955) и «
Человек из Ларами» (The Man from Laramie, 1955). Вместе они сделали восемь фильмов,
большинство из них были в жанре вестерна и очень популярны (примечательное
исключение было биографическим фильмом о лидере биг-бенда Гленне Миллере в 1954
году, кстати, тоже с Джеймсом Стюартом в главной роли). До этого Джеймс Стюарт
играл уже в фильмах криминального содержания: «Веревка» (Rope, 1948) и «Звонить
Нортсайд 777 (Call Northside 777, 1948), но в фильмах Манна зрители увидели другого Стюарта,
какого не видели раньше - циничного, злого и даже, порой беспощадного.
Настоятельно, под влиянием фильма нуар, в их задумчивом фатализме и упорном,
циничном тоне, эти фильмы были важными краеугольными камнями в развитии вестерна
как зрелого жанра. Манн изобразил старый запад как враждебный, сильный и
аморальный мир, в котором никому нельзя доверять, а жизнь не стоит и ломаного
гроша. На отмеченном контрасте по отношению к черно-белым системам ценностей и
простым, стоическим и несложным героям вообще, на которых зиждился жанр вестерна
до того момента, главные герои Стюарта испорчены и, время от времени, нравственно
неоднозначны. Обычно это мрачные, озлобленные характеры, которые одержимы
поиском мщения за несправедливость и обиду, нанесенную им, и способные к самому
безжалостному и неустрашимому насилию в достижении этой цели. Эти фильмы были
важными для дальнейшего развития жанра, чтобы сделать более его психологическим,
и открыто сильным жанром и именно Манн привнес оттенки из жанра нуар в вестерны, в
отличие от других режиссеров.
Фильмы Манна-Стюарта имели и критический и коммерческий успех и оказали
существенное влияние на вестерны в целом, которые становятся особенно более
темными и более «взрослыми» и по теме, и по тону, и по содержанию с середины 1950-х и
далее. Одним из первых и весьма уместным примером можно привести влияние Манна на
жанр вестерна - шедевр Джона Форда «Искатели» (The Searchers, 1956).
Другие знаменитые вестерны Манна включают в себя: «Фурию» (The Furies,1950) с Барбарой
Стэнвик, «
Жестяная
звезда» (The Tin Star, 1957) с Хенри Фондой и Энтони Перкинсом и «Человек с Запада» (Man of
the West, 1958) с Гэри Купером. В фильме «Жестянная звезда», Хенри Фонда сменил Джеймса
Стюарта, когда сотрудничество Стюарт-Манн распалось. Фонда никогда не кажется
столь же безжалостным как Стюарт, но ему удается передать даже больше
пресытившегося цинизма.
В 1959 году Энтони Манн приступает к съемкам «Спартака» (1960), но после бурной ссоры с
Кирком Дугласом уходит из проекта, где его заменяет Стенли Кубрик. В 1960 году Манн
опять отложил любимый жанр вестерна, для того чтобы сосредоточиться на съемках
двух эпических исторических фильмов для продюсера Самуэля Бронстона «
Эль Сид» (El
Cid, 1961) и «
Падение Римской империи» (The Fall of the Roman Empire, 1964). Перед этим он уже
принимал участие в подобных съемках, кратковременно замещая режиссера Мервина
Лероя в съемках фильма «Камо грядеши» (Quo Vadis, 1950). Эти фильмы были ответом
Голливуда на тревожные сокращения зрителей, в связи с появившейся альтернативой
в виде телевизионного экрана и попыткой вернуть зрителей в кинотеатры.
Манн любил экспериментировать с широкоэкранным форматом изображения «scope»,
помещая иногда главное действие в крайние левые и правые края кадра, часто в одном
и том же самом эпизоде одновременно. Его фильмы часто содержали тяжелые элементы
садизма. Но насилие Манн в вестернах никогда не прославлял: он неизменно
представлял их как уродливые, тревожные и болезненные (эмоционально как
психические) события и лица, когда он показывал героев скорее злодеями, чем
праведниками или страдальцами. Манн был уважаем своими собратьями по цеху за
острую визуальную чувствительность к американскому западному ландшафту в
сочетании легко смешивающейся естественной перспективой с человеческой драмой.
Драмы Манна строятся на классической трагедии, часто показывая мучения героя,
пытающегося заглушить личную боль и растерянность.
Режиссер американского фильма жанра нуар, с его тенями и темнотой, Манн также
фактически изобрел «вестерн-нуар», где, размашистые, яркие пейзажи,
противопоставлены темной, личной борьбе. Герои в кинофильмах Манна неуклонно
осуществляют правосудие, нарушая закон по пути в случае необходимости. Именно его
вестерны, созданные в 1950-х, практически спасли этот жанр от забвения. И все-таки,
несмотря на это и знание его многих фильмов, сам режиссер является относительно
неизвестным на сегодняшний день.
Личная жизнь
Женат Энтони Мэнн был трижды. Первый брак был с
Милдред Манн в 1936
году. У пары было двое детей: сын и дочь, но в 1956 году они развелись из-за
вспыхнувшего романа с испанской актрисой и звездой Сарой Монтьель. Они
познакомились на съемках фильма «
Серенада» (1956) в партнерстве
с Марио Ланца и Джоан Фонтэйн для «Warner Bros.» который снимал Манн, а в 1957 году они
поженились. Но семейная жизнь не сложилась, поскольку актриса уехала в Испанию
сначала в отпуск, а затем, снявшись у своего друга испанского режиссера Хосе де
Ордунья в фильме, сразу попала в европейскую звездную плеяду и возвращаться в
Голливуд не захотела. В 1963 году брак был аннулирован. Третьей женой была
Энн Манн, которая и стала его вдовой. В этом браке родился сын.
В 1964 году его пригласили возглавить жюри на Берлинском международном
кинофестивале.
В 1967 году, во время съемок своего последнего фильма, шпионского триллера «Dandy in
Aspic», он умер в результате сердечного приступа в Берлине, Германия. Фильм был
завершен снимавшейся в роли звездой Лоуренсом Харви.
Режиссер имеет звезду на Голливудской Аллее Славы. К сожалению, режиссер ни разу
не был номинирован на Оскар. Даже за фильм «
Эль Сид» он получил номинацию как
Лучший режиссер и то в номинации премии «Золотой глобус».
Но критическая репутация
Манна, начиная с его смерти, расцвела повторным открытием (или «изобретением»)
фильма нуар и его волновые эффекты, оказавшие влияние на другие жанры в 1940-х и 50-х,
но наиболее значительно, в вестернах, стали исследовательскими трактатами. Целые
главы посвящались оценке поведения того или иного героя или его реакцию на боль,
или его излучаемую негативную злость и ненависть. Критики «French New Wave», особенно
Жан-Люк Годард, приветствовали работу Манна восторженно в то время, когда у Манна
было немного критических отзывов, звучавших обычно как «жесткий парень»
режиссер. Последовательное темное видение Манна только набирало высоту,
поскольку его самые характерные работы вызывают отклик именно в то время, когда
оптимизм кажется менее жизнеспособным, чем пессимизм. Кроме того, фильмы Манна
исследуют навязчивые идеи человеческой души и скрытые желания в поразительно
предприимчивом, и даже тревожащем, пути. Недаром Мартин Скорсезе выбрал Манна в
качестве основного режиссера, чье творчество оказало первичное влияние на его
собственное кинематографическое мировоззрение и стилистику.