Дэ́вид Бо́уи (англ. David Bowie, настоящее имя Дэ́вид Ро́берт Джонс, англ. David
Robert Jones) - британский рок-музыкант, певец, продюсер, звукорежиссёр, композитор,
автор песен, художник, актёр.
Прозванный в рон-н-рольных кругах «Тощим, белым Герцогом» за изящность и красивую
внешность, этот блондин с глазами разного цвета играл в основном мистических,
загадочных персонажей. Дебютировал в небольшой роли в британской комедии
«Солдаты-девственники» (1969), прекрасно сыграл в «Человек, который упал на землю»
(1976). Блеснул на Бродвее в «Человек-слон» в роли Джона Меррика. Сыграл Понтия
Пилата в «Последнем искушенни Христа». Мне очень понравился в роли царя гобблинов
в «
Лабиринте».
»Единственное, что я вряд ли поменяю до конца жизни - жену и
библиотеку».
Дэвид Боуи всегда впереди культурной волны. Ему часто подражают, он устанавливает
новые стили, но больше, чем коммерческими успехами в какой- то отдельной области,
он известен своим влиянием на все новые и новые поколения музыкантов - от
металлистов до рокеров, от панков до музыкантов новой волны, от исполнителей
диско до сторонников электронной музыки.
По мере роста от простого исполнителя народной музыки до высот рока Боуи прошел
три десятилетия карьеры, в течение которой не раз отодвигал музыкальные границы,
подтверждая статус «рок-звезды».
У Дэвида Джонса было тяжелое детство в одном из беднейших кварталов Лондона. Отец,
публицист, и мать, работающая в передвижном театре, не оформляли брак до тех пор,
пока не родился сын - по условиям того времени и той среды сам по себе скандальный
факт; брата госпитализировали в психиатрическую клинику; драка в подростковом
возрасте вызвала серьезное повреждение глаза. С другой стороны постоянное
увлечение музыкой в семье поощрялось. Джонсы слушали пионеров рока Чака Берри,
Фэтса Домино, Элвиса Пресли. Дэвид учился игре на гитаре, позже на саксофоне (во
время обучения в Техническом колледже). Ко времени начала краткой карьеры актера
в коммерческом театре он уже сочинял песни.
Вскоре после этого он организовал свою первую группу R & B под названием «Davie Jones и
King Bees». Эта группа и две последующие «Manish Boys» и «Lower Third» добились популярности
лишь у местной аудитории, так и не дождавшись широкого признания, как многие из их
современников. Тогда Дэвид Джонс, недовольный отсутствием успеха, решил взять
псевдоним Дэвид Боуи, чтобы его не путали с ведущим вокалистом группы «Monkeys» и
записал свой первый альбом под названием «Мир Дэвида Боуи» (1967). Этот альбом в
стиле кокни, вызвал некоторые сравнения с музыкой английского композитора Энтони
Ньюли («What Kind Of Fool Am I?»), но в целом внимания критики не удостоился. Боуи покинул
музыкальную сцену, углубился в буддизм, играл в местном театре и провел более двух
лет в труппе мимов Lindsay Kemp.
В это время Боуи знакомится с Анджелой Барнет, в 1970 году они поженятся. Барнет
убедила одного из своих друзей на студии Mercury Records сделать несколько записей Боуи.
В результате в 1969 году вышел сингл «
Space Oddity», вскоре
появился альбом с тем же названием (в Штатах он получил название «Man of Words/Man of Music»).
Сингл, название которого стало названием альбома, стал первым хитом Боуи - на BBC
его крутили даже во время высадки на Луну. Успех композиции оказался оправдан.
Следующий альбом в стиле тяжелый рок «The Man Who Sold the World» («Человек, продающий мир»)
вышел в 1970 году. Хотя фотография Боуи, одетого в платье, на обложке альбома вызвала
недоумение, и в целом альбом встретили прохладно, музыкант привлек внимание
посвященных слушателей и надеялся на будущее. (Некоторые критики обратили
внимание на пластинку - особенно, на гитару Мика Ронсона, впервые употребив термин
«heavy metall»). Боуи отправился в свое первое турне по Америке с рекламой своего
альбома.
Коммерческий успех обошел стороной и следующий альбом Боуи под названием «Hunky Dory»
(1971). Отмечен он частичным возвращением к прошлому и данью творчеству Боба Дилана
и Энди Уэрхола. (В этот же год Анджела родила сына, которого назвали Зоуи Дункан
Хейвуд Боуи). Почти сразу после «Hunky Dory» вышел альбом, сделавший Боуи легендой: «The
Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars» (1972).
Альбом, составленный из глубокомысленных композиций о человекоподобном
космическом рок-мессии, уничтоженном фанатизмом своих адептов, и сопутствующий
его выходу рекламный тур породили легионы последователей и подражателей Боуи. В
этот период бурного признания Боуи стал обсуждать природу своей сексуальности с
прессой, и его спорное поведение одновременно подогревало и затмевало
зарождающийся интерес к его музыке.
Боуи продолжал выпускать альбом за альбомом. В течение двух лет он выпустил
концептуальный «Alladin Sane»(1973), ностальгический свинговый «Pin Ups»(1973), грустный «Diamond
Dogs» (1974) и концертный альбом «David Live» (1974). Между этими альбомами он нашел время для
работы с такими заметными фигурами в мире рока, как Лоу Рид, для которого он
задумал композицию «Walk on the Wild Side».
В 1975 году Боуи впервые вышел на первое место в хит-парадах Америки с композицией
«Fame» (написана совместно с Джоном Ленноном) из альбома «Young Americans». В том же году он
перебрался в Лос-Анджелес для съемок в фантастическом фильме режиссера Николаса
Роэга «The Man Who Fells To Earth». После завершения работы над фильмом он записывает «Station To
Station» (1976) и перебирается в Берлин, где создает три новаторских альбома - «Low» (1977),
«Heroes»(1977) и «Lodger» (1979). Руководит работой пионер электронной музыки Брайан Эно. Во
время пребывания в Берлине Боуи преодолел серьезное увлечение наркотиками. В 1980
году он разводится с женой, опека над сыном переходит к Анджеле Барнет.
Сенсация 70-х вновь всплывает в 80-х с легендарным синглом «Under Pressure». Это совместная
работа с группой «Queen». В 1983 году выходит альбом «Let»s Dance». Альбом представляет
приятные на слух композиции «Modern Love» и «Let»s Dance». Бывший Ziggy Stardust завоевывает новое
поколение поклонников. В этот период Боуи очень занятой человек. Он появляется в
Бродвейской постановке «The Elephant Man», на экране с Катрин Денев в фильме «The Hunger»(«
Голод») (1983), с
Томом Конти в «Merry Christmas, Mr. Lawrence» (1983).
В 1985 году он выступает в концерте Live Aid и исполняет композицию Martha и Vandellas «Dancing in the
Street» вместе с Mиком Джаггером, которая попадает в горячую десятку Америки.
Популярность Боуи пошла на спад после выхода альбомов «Tonight» (1984) и «Never Let Me Down»
(1987). Им так и не удалось поразить слушателей. Тем не менее, поклонники толпами шли
на шоу Дэвида Боуи «Glass Tour», с которым он с успехом проехал по всему миру. По слухам,
постановка обошлась в 20 млн. долларов.
В конце 80-х Боуи отступил от сольной карьеры и создал квартет «Tip Machine». Обдирающее
слух звучание двух альбомов группы (1989 и 1991) не способствовало большому успеху, и
вскоре группа канула в Лету.
В 1992 году Боуи женился на хрупкой темнокожей модели Иман. В следующем году он
возобновляет сольную карьеру и выпускает альбом «Black Tie, White Noise».
В альбоме 1995 года «Outside» он вновь работает с Брайаном Эно. Не столько коммерческий
успех альбома, сколько его содержательность и мировое турне 1996 года подтвердили,
что переменчивый экспериментатор остается талантом вне музыкальных границ. Боуи
отметил свое 50-летие в январе 1997 года концертом всех звезд в Madison Square Garden и
выпуском «Earthling»
На протяжении 1990-х и 2000-х Боуи продолжает экспериментировать с музыкальными
жанрами, в том числе играя в стилях белый соул, индастриал, AOR и джангл. Его
последним студийным альбомом стал The Next Day, выпущенный в 2013 году.
В 2000 году еженедельник New Musical Express проводил опрос среди музыкантов различных
стилей и направлений. Вопрос был только один: «Какой музыкант оказал наибольшее
влияние на Ваше собственное творчество?» По результатам опроса самым влиятельным
музыкантом столетия был признан Дэвид Боуи.
Боуи добился признания в том числе и как киноактёр; среди самых известных его
ролей - инопланетянин Томас Джером Ньютон в «Человеке, который упал на Землю»
(награждён американской кинопремией «Сатурн»), вампир Джон в «
Голоде», король гоблинов
Джарет в «
Лабиринте».
В 2002 году в опросе Би-би-си «100 величайших британцев» Боуи занял 29-е место. На
протяжении своей карьеры он продал более 136 миллионов пластинок, тем самым войдя в
десятку самых успешных артистов в истории популярной музыки Великобритании.
Шесть его альбомов входят в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии
журнала Rolling Stone (причём первые три из них вышли подряд в период с 1972-1973, остальные
три - в 1976-1977 годы).
В 2004 году журнал Rolling Stone поставил его на 39-е место в списке «100 величайших
исполнителей рок-музыки всех времён» и на 23 место в списке «100 величайших
вокалистов всех времён».
На протяжении полутора лет Дэвид Боуи боролся с раком. Ушел из жизни 10 января 2016
года в Манхэттене, США.