Рисовал с детства. Начал учиться в парижской Высшей школе прикладных искусств,
покинул ее и закончил Европейскую высшую изобразительную школу в Ангулеме (1987). В
1986 опубликовал свой первый комикс. Работал в рекламе (в том числе, в
Великобритании), снимал видеоклипы. В 2004 открыл в Эдинбурге собственную
анимационную мастерскую «Django Films». В 2005 снял для фильма «
Париж, я люблю тебя» эпизод «VII округ. Эйфелева башня».
"Шотландия очень похожа на Прованс", - заявляет Сильвен Шоме и делает пазу,
дожидаясь, когда пройдет удивление британского корреспондента. "Нет, нет, я
серьезно!" - наставивает он, повышая тон. "Смейтесь, если угодно, но они
действительно очень схожи. Здесь точно такой же свет, как в Провансе. Точнее, когда
над Шотландией пробивается свет, он такой же. И, точно говорю вам, такой свет
бывает только в двух местах на Земле, нигде больше».
"Тот же свет" не вполне объясняет, зачем Шоме, за которым после неожиданного
всемирного успеха «
Трио
из Бельвилля», сбиваясь с ног, гонялись крупные голливудские студии, готовые
услужливо подставить своё плечо, решил-таки основать свою студию в Эдинбурге,
обладающем почти "нулевыми" традициями в анимации и лишь несколькими художниками,
способными работать над рисованными мультфильмами.
Результатом нескольких миллионов последовавших рабочих часов стал «
Иллюзионист» - самое прекрасное из когда-либо экранизированных
признаний в любви к городу: печальное, по-настоящему трогательное размышление об
отношениях отцов и дочерей, разыгранное в поздних 1950-х гг - в последние дни
существования мюзик-холлов, когда мир захватили телевидение и рок-н-ролл, - но в
действительности бесспорно посвященное самому Старому Эдинбургу.
«
Иллюзионист» открыл последний Эдинбургский кинофестиваль. А как же
иначе? Ведь именно по приглашению фестиваля восемь лет назад Шоме, находившийся
на волне успеха «
Трио
из Бельвилля», впервые оказался в городе. И это был один из тех моментов,
повторяющихся раз в столетие, когда стояла прекрасная погода, а Эдинбург с любой
стороны выглядел неправдободобной красоты туристической открыткой. И Шоме пал
жертвой его чар. Вместе со своей женой-англичанкой Салли они решили переехать в
Норт-Бервик, расположенный в 40 км от Эдинбурга. "Здесь было так невероятно
красиво... Будто вы попали на небеса, или на затерянный карибский островок".
Шоме тогда ещё не знал, что оказавшись на этих манящих пляжах без свитера вы
рискуете заработать воспаление лёгких, а осмелившись войти в море... "Вы погибнете!
Опасность даже не в том, чтобы замёрзнуть: вас унесёт ветер, если прежде этого не
сделает течение".
Тем летом Шоме прибыл в Эдинбург со старым сценарием Жака Тати в кармане. Сценарий
вручила ему дочь Тати, Софи Татищефф, тронутая вплетенными в «
Трио из Бельвилля» отсылками к «Праздничному дню» и «Каникулам
господина Юло» её отца. "Думаю, Тати писал сценарий специально для неё. Скорее
всего он переживал сильное чувство вины за то, что так долго был далеко от неё,
когда работал. Маленькие девочки так быстро становятся женщинами... Я думаю, его
мучило ощущение того, что он пропустил нечто бесценное, неповторимое. Эта история
переполнена чувствами, она столь личная, что экранизировать её самостоятельно
Тати, как мне кажется, побоялся".
В истории фокусника, вынужденного последовательно отдаляться от своей семьи ради
работы в отживающих своё варьете, странным образом отражается смятение
настоящего Жака Татищева, вызванное приходом шумного, нового, современного мира.
Сын русских аристократов, бежавших во Францию во время гражданской войны, Тати
частенько нанимал для съёмок в своих фильмах клоунов и акробатов из мюзик-холлов -
просто ради того, чтобы дать им какую-то работу. Как и они, Тати чувствовал себя
изгнанным одновременно из прошлого и из будущего.
Первое же посещение Эдинбурга убедило Шоме переместить действие фильма в
Шотландию. "Мне понравилась идея, что фокусник уезжает от рок-н-ролла из Парижа в
Лондон, понимает, что именно отсюда беда и пришла, и оказывается вынужден
удаляться всё дальше и дальше на север, развлекая публику на свадьбах и
вечеринках". В конечном итоге он оказывается на Гебридских островах у западных
берегов Шотландии - эта сцена навеяна реальным историей прихода электричества на
остров Иона в 1959 году, который его жители в фильме отмечают в форме традиционного
шотландского празднества. "На самом деле они отмечали конец своей культуры и
привычной жизни".
Здесь иллюзионист знакомится с маленькой девочкой, говорящей на галльском языке -
такой же одинокой и потерянной, как он сам. "Он как бы воссоздает для себя семью,
заменяет девочке столь необходимого, но отсутствующего отца. Они нужны друг
другу", - рассказывает Шоме.
www.cinematheque.ru