Андрé Тешинé (фр. André Téchiné ) - французский кинорежиссёр и сценарист, в
прошлом кинокритик. Андре Тешине некоторое время работал в известнейшем
французском журнале о кино «Cahiers du Cinéma», в котором в разные периоды работали
знаменитые режиссёры французской «новой волны».
С начала 1970-х начинает снимать собственные картины. Самые известные работы
режиссёра: «Сёстры Бронте» (1979), «
Свидание» (1985, премия
Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру), «
Я не целуюсь» (1991),
«Дикие тростники» (1994, четыре премии «Сезар», в том числе за лучший фильм и лучшую
режиссуру).
Ранние годы
Андре Тешине родился в маленьком провинциальном городке Валенс-д’Ажен в Средних
Пиренеях. Его семья имела испанские корни, владела небольшим бизнесом по
производству сельскохозяйственного оборудования. Вырос Андре на юго-западе
Франции, и уже в юности воспылал любовью к киноискусству.
С 1952 по 1959 гг. Андре посещал католическую школу-интернат в городе Монтобан.
Покидать школу разрешалось только по воскресеньям после обеда, и он сразу
направлялся в кино, хотя ему иногда приходилось уходить с сеанса ещё до конца
фильма. В 1959 году он перешёл в обычную государственную светскую школу, где он
получил доступ к смешению культур, где были учителя-марксисты, киноклуб и газета
про кино «La Plume et l'écran» (Перо и экран), на развитие которой он немало потрудился.
В 19 лет Андре перебрался в Париж, где поступает в лучшую киношколу Франции IDHEC. Уже
через год обучения, в 1964 году он приносит в журнал «Кайе дю Синема» критическую
статью о фильме «Нежная кожа» Франсуа Трюффо и, получив высокую оценку,
становится постоянным автором (он проработал там 4 года - с 1964 по 1967). В то же время
молодой человек работает ассистентом режиссера у Жака Риветта. Так продолжается
до 1967 года, когда Тешине снимает свою дипломную работу - короткометражку
«Английские птицы».
Сразу же после окончания киношколы Андре Тешине начинает съемки первого
полнометражного фильма «
Полина
уходит», завершить который удастся только в 1969 году. Картина «
Полина
уходит» представляет Францию на кинофестивале в Венеции, но на экраны выходит
только в 1975-м. До тех пор Андре Тешине пишет сценарии и снимает телепередачу
«Дискорама», преподает в IDHEC и пробует себя в театре.
Режиссура
Дебютировал как самостоятельный режиссер в 1969 году картиной «
Полина
уходит» (Paulina s’en va), которая была выпущена лишь в 1975. Следующий фильм был
посвящен жизни семьи испанских эмигрантов, сумевших на юге Франции открыть
процветающее предприятие: «Воспоминание о Франции» (Souvenirs D’en France, 1974), в котором
Жанна Моро сыграла роль прачки, сумевшей женить на себе хозяина и возглавить
завод.
Но все это лишь подступы к главным картинам Тешине: «
Барокко» (Barocco, 1976) с Изабелль
Аджани и Жераром Депардье, о любви, которая делает преступника обычным нормальным
человеком. «Дуэтными» стали другие картины: «
Отель
«Америка» (Hotel Des Ameriques, 1981) с Полем Девэром и Катрин Денев, «
Свидание» (Rendez-Vous, 1984;
премия за режиссуру на МКФ в Канне-85) с Жюльетт Бинош и Л. Вильсоном, «
Место преступления» (Le Lieu Du Crime, 1986) с Денев и В. Станчаком.
Катрин Денев становится любимой актрисой Тешине, он снимает ее в фильмах «
Любимое время года» (Ma Saison Preferee, 1992), «
Воры» (Les voleurs, 1996). Тешине принадлежит
честь открытия ряда молодых и талантливых актерских дарований - помимо Бинош,
Эмманюэль Беар в фильме «
Я не целуюсь» (J’embrasse
Pas, 1991), Элоди Бушез в «Диком тростнике» (Les Roseaux Sauvages, 1994, премии «Сезар» за фильм,
режиссуру и сценарий), Лоранс Кот в «Ворах». Картины Тешине наполнены внутренним
огнем, они почти всегда на грани нормы. Тут и гомосексуальные связи в фильмах
«Невинные» (Les Innocents, 1987), «
Я не целуюсь» и «
Дикий тростник», и слегка инцестуальные отношения брата и сестры (в
«Моем любимом времени года»), и лесбийская любовь героини «Воров», которую с
большой силой играет Денев.
Тешине всегда мало заботили кассовые сборы. Трудности с продюссерами ему
помогали решать актеры - Катрин Денев, Жюльетт Бинош, Эммануэль Беар и др. В 1981 году
выходит фильм «Отель двух Америк», который Андре Тешине называет первым фильмом,
где ему нравится игра актеров. Он связывает это с исполнительницей главной роли
Катрин Денев. Позже режиссер пригласит ее сниматься еще в четырех своих фильмах.
Престижную кинонаграду Андре Тешине получает в 1985 году, выпустив фильм «
Свидание». Картина удостоена «Золотой пальмовой ветви» за режиссуру.
Но это не единственная удача фильма. На роль провинциалки Нины, приехавшей
покорять парижскую сцену, Тешине выбирет 19-летнюю актрису Жюльетт Бинош, к тому
времени уже подумывавшую бросить кино и вернуться на театральные подмостки.
Успех фильма заставляет Жюльетт продолжить карьеру киноактрисы. Спустя 7 лет, в 1991
году, Тешине рассказывает как бы «мужскую» версию «Свидания» - фильм «
Я
не целуюсь». Юный парень из Гаскони приезжает в Париж с мечтами стать актером.
Фильмы Тешине складываются в картину жизни французского общества второй
половины столетия с его драмами и радостями. Картины Тешине наполнены внутренней
энергией, но их проблематика почти всегда лежит на грани норм человеческих
отношений. Тешине известен тем, что все его фильмы всегда элегантны и несут
эмоциональный заряд, описывая сложность человеческих отношений и эмоций. Под
влиянием Ролана Бартеза, Бертольда Брехта, Ипгмара Бергмана, Уилльяма Фолкнера и
французской кинематографической «Новой волны», Тешине исследовал в своих
фильмах сексуальность и национальное самосознание. Он брал за основу спорные
темы - отношения между геями, северо-африканскую составляющую французской
культуры, отношения между центром (Парижем) и периферией страны (его родным
юго-западом). Робкий и аскетично выглядящий Тешине никогда не высказывался на
политические темы и редко появлялся на экранах телевизоров.
Рассказывает Андре Тешине: «Снимая фильм, я никогда не знаю, каким будет его конец.
Я снимаю каждую сцену так, как будто это короткометражный фильм. И только садячсь
за монтаж, я начинаю задумываться о повествовательности. Моя цель - рассказать
историю, но этим я занимаюсь в самую последнюю очередь».
Личная жизнь
Тешине панически боится самолётов, поэтому практически никогда не посещал
крупных кинофестивалей, за исключением тех, куда можно приехать из Парижа
поездом. Живёт он в Париже в апартаментах, окнами выходящими на Люксембургские
сады.
Тема гомосексуализма, не раз поднятая в творчестве Андре Тешине, близка ему лично.
Так, например, фильм «
Дикий
тростник» - во многом автобиографичен.