Джордж Гершвин (англ. George Gershwin, настоящее имя Jacob Gershowitz - Яков, или Джейкоб,
Гершовиц) - американский композитор и пианист еврейского происхождения и с
корнями из России. Вершиной творческого пути Гершвина стала балладная опера
«Порги и Бесс» (Porgy and Bess, 1935) по пьесе Д.Хейуарда «Порги». Это не только самая зрелая
музыка Гершвина (в частности, песни из этой оперы - в числе лучших среди созданных
композитором за всю жизнь, в т.ч. «Summertime»), но и лучшая американская опера.
Ранние годы
Гершвин родился 26 сентября 1898 года в нью-йоркском квартале Бруклин, в семье
еврейских эмигрантов из России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие
имя и фамилия композитора - Янкель Гершовиц. Помимо него, в семье было еще три
ребенка: два мальчика и девочка. Старшему, Айре, родители купили пианино, но
действительно заинтересовался им юный Джордж, которому тогда было всего 12. «Едва
солнце проникало сквозь занавески, Джордж уже сидел и подбирал популярные
мелодии» - рассказывал Айра. Через год родители наняли для Джорджа учителя, а уже в
15 лет Гершвин ушел из школы, чтобы зарабатывать на жизнь игрой на фортепиано - он
получал 15 долларов в неделю.
В 1913 году Гершвин начал работать пианистом в музыкальном издательстве «Тин Пэн
Элли» (Tin Pan Alley). В нотном магазине, или, как торжественно называли его «фирменном
салоне», приказчик обязан был не только продавать ноты, но и играть, петь,
рекламировать продаваемую продукцию. Такие, умеющие играть и, если не петь, то
хотя бы напевать, продавцы были в цене. Их зывали - «song-plugger». Гершвину было 15 лет,
когда он стал таким продавцом в «салоне» Дж. Ремика.
Тогда же он начал сочинять мелодии, и именно в тот период были написаны темы,
обработанные им позднее: «Nobody By You» из мьюзикла «La La Lucille» (1919), «Drifting Along With The Tide» из
«White Scandals» (1921), а также «Some Rain Must Fall» и «Dancing Shoes» из «Dangerous Maid» (1921).
С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал
джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов. Много позже, став
прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать
свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими
композиторами тех лет - Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и русским
профессором Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к
процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать
универсальный алгоритм).
Карьера
В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая
аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено
первое авторское произведение молодого Гершвина - «When You Want 'Em You Can’t Get 'Em«.
Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек
внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например,
Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of
1916«. В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой,
подрабатывал пианистом в ресторанах.
Первый крупный успех пришёл к Гершвину, когда кумир нью-йоркской эстрады Эл.
Джолсон спел его песню «Swanee» (1919). Без преувеличений можно сказать: это первая
песня Гершвина, которую запела вся Америка. За один год нарасхват было продано 2
миллиона пластинок и миллион экземпляров нот «Swanee». Чуть сентиментальная песенка
в ритме уанстепа наделена тем мягким, обаятельным характером мелодии, который
напоминает лучшие, ставшие в Америке классическими песни Стивена Фостера.
Мюзиклы. Бродвей
В 1918-1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в
мюзикл «Синбад» и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джолсона. А
постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.
В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для
своего коллектива «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу - «Blue
Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд
Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил
настоящую жемчужину своего творчества - «
Rhapsody in Blue« («Рапсодия в блюзовых тонах»).
В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом
композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом
Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий
союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Их перу принадлежат
двадцать две комедии, среди них «Lady, Be Good!»(1924), «Oh, Kay!»(1926), «
Funny Face»(1927), «Strike Up The Band»(1927/30), «Girl Crazy «(1930) и «Of Thee I
Sing» (1931). Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили
Пулитцеровскую премию, впервые присуждённую музыкальной постановке.
Поездка в Европу вдохновила Гершвина на создание программной симфонической
сюиты «
Американец в Париже» (An American in Paris, 1928), обаятельного сочинения, в котором
проявилось и растущее мастерство автора. Самой масштабной и амбициозной работой
в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «
Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса
Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.
Впоследствии Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино,
большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина (1896-1983). Их
музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций,
остроумием. По творческому наследию Гершвина можно, как по дневнику, проследить
наиболее яркие впечатления его жизни. Негритянский фольклор влил в тактовые
клетки Голубой рапсодии свой темперамент и свою поэзию; эхо парижских улиц
откликнулось в «Американце», поездка на Кубу обворожила Гершвина прерывистым
истомным ритмом румбы, породившей Кубинскую увертюру (1932), а театры, театрики
Бродвея, атмосферой которых дышал Гершвин, требовали все новых и новых мюзиклов и
песенок. В этих жанрах - мюзикл - песня - Гершвин написал подавляющее большинство
произведений.
Работы в кино. Личная жизнь.
В начале 1930-х годов Джордж и Айра перебрались в Голливуд, где начали писать музыку
к фильмам. Впервые музыка Гершвина прозвучала в фильме «The King Of Jazz», затем в
картине «
Delicious». Любовная
песенка «Blah-Blah-Blah» прославила братьев на всю страну.
Помимо музицирования, Гершвин увлекался рисованием. Многие ценители живописи
утверждают, что со временем талант Гершвина-художника мог бы развиться до такой
же степени, как и его музыкальный гений.
Из-за огромного количества женщин в жизни Гершвина, его биографам весьма нелегко
назвать ту из них, которую, по их мнению, он любил по-настоящему и сильнее, чем всех
остальных. Такой женщиной могла быть и композитор Кей Свифт, которой он посвятил
целый сборник своих композиций, и актриса Полетт Годдар , которую он просил
бросить своего мужа Чарли Чаплина, и французская актриса Симон Симон, которая
подарила ему золотой ключ от своего дома в Лос-Анджелесе, и танцовщица Маргарет
Мэннерс, сын которой Алан Гершвин в 1959 году выступил с сенсационной статьей в
одном и журналов под названием «Я незаконнорожденный сын Джорджа Гершвина». Был
ли он таковым на самом деле? Доводы обеих сторон звучат неубедительно. Совершено
очевиден лишь один факт: никогда Гершвин не любил ни одну женщину до такой
степени, чтобы на ней жениться.
Кончина. Наследие
Жизнь Гершвина оборвалась внезапно и трагически. То, что началось с простой
головной боли, внезапно переросло в хроническую и серьезную болезнь. Когда
Гершвин начал забывать целые части своих произведений, его друзья и родные
посоветовали обратиться к врачу, который поставил диагноз «опухоль мозга» и
посоветовал операцию. Знаменитый нейрохирург Денди был в отпуске. По
распоряжению правительства два истребителя разыскали в океане его яхту и
доставили профессора в клинику, где находился Гершвин. Операция не внесла
изменений в положение больного. 11 июля 1937 года Джордж Гершвин скончался.
Наследие Гершвина никогда не теряло своей актуальности: только за последние пять
лет вышло два упакованных «звездной мощью» (Стинг, Питер Гэбриэл, Шинейд О'Коннор,
Шер и мн. др.) диска современных интерпретаций его песен («Glory Of Gershwin» и «Red, Hot +
Rhapsody»). Все, что написал Гершвин, пронизано единой идеей - сделать музыку доступной
каждому человеку, не отрываться от повседневного быта, не отворачиваться
высокомерно от звучаний улицы, дансинга, от песни негритянки, стирающей белье, от
доморощенного джаза в угоду джазу архи-роскошному, не возводить несокрушимых
стен между музыкой классической и легкой. Эта идея и привела Джорджа Гершвина к
созданию произведений, вошедших в музыкальный обиход всего мира, поднявших
музыку американской нации до уровня классики.