Виталий Вячеславович Мельников - советский и российский режиссёр
Родился 1 мая 1928 года в с. Мазаново, Амурской области.
По окончании ВГИКа в 1952 году (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма) снял ряд
документальных фильмов на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов
(«За новые луга и пастбища», «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина» и
др.).
С 1964 года на киностудии «Ленфильм», с 1989 - художественный руководитель киностудии
«Голос» («Ленфильм»).
В 1995 году избран секретарём Санкт-Петербургского союза кинематографистов.
Дебютировал как режиссер в 1965 фильмом «
Барбос в гостях у Бобика». Но настоящим режиссерским его дебютом
стала картина «
Начальник Чукотки». На традиционном историческо-революционном
материале была разыграна героическая комедия, в которой слышались и пародийные и
даже водевильные ноты. Дебют получился оригинальным, ярким, мастерским.
Мельников из сибирской деревни на Иртыше, где прошло его военное детство. Он не
растворил своей народной самобытности, естественности, цельности, человечности,
контактности ни в стенах столичного вуза, ни в ленинградской кинематографической
среде сумев эти личные качества переплавить в особенности творческого поведения,
в принципы режиссерской профессии. Великолепный рассказчик, насмешник,
импровизатор
Конечно, отсюда особая манера его кинорассказа, где печаль пополам с весельем,
насмешливость с чувствительностью, наблюдательность с преувеличением. Не потому
ли так непросто определить жанр его фильмов: комедия с элементами драмы, или драма
с элементами комедии, или жанр под названием «кино Виталия Мельникова»?! Не оттого
ли он глубже и органичнее многих других «прочел» загадочного Вампилова в
«Старшем сыне» и «Отпуске в сентябре», «Утиной охоте».
Конечно, отсюда замечательная актерская раскованность на съемочной площадке,
когда исполнители удивляют самих себя, являются эдакими знакомыми незнакомцами.
Например, Олег Даль - Зилов («
Отпуск
в сентябре»), Станислав Любшин - бульдозерист Федор («Ксения - любимая жена
Федора»), Олег Ефремов - Виктор («
Мама
вышла замуж»). Евгений Леонов - кларнетист Сарафанов («
Старший сын»).
Незабываемые мельниковские женщины, героини его фильмов, выбранные им так, точно
они родились для этих ролей, - штукатур Зина, мама, неожиданно вышедшая замуж,
Люсьены Овчинниковой; Ксения, любимая жена, Аллы Мещеряковой, птичница Александра
Людмилы Зайцевой, Агафья Тихоновна, вечная невеста, Светланы Крючковой.
Его персонажами, такими узнаваемыми, простыми, живыми, как чеховскими, можно
населить целый город, с пригородами и ближайшими деревнями. Семья, дом эти
непременные «участники» мельниковских фильмов были частью большого социального,
советского мира. Из него, при всей его прозаичности, режиссер извлекал
поэтическое, при всей его бесчеловечности - человеческое. Он крепко держался за
современность в сценариях Ю. Клепикова, В. Валуцкого, В. Мережко. Лишь изредка
изменяя ей с классикой: ранняя проза Ф. Достоевского - «
Чужая жена и муж под кроватью», комедия Н. Гоголя «
Женитьба»
Обращение к прошлому в фильме начала 1980-х годов «
Две строчки мелким шрифтом» оказалось закономерным.
История завладевала вниманием режиссера. Его фильмы 1990-х годов «
Царская
охота» и «
Царевич
Алексей» - это екатерининская и петровская Россия. Это жанр исторической
костюмной мелодрамы. И если в него всмотреться и вслушаться это тоже «кино
Мельникова», где лирик скрывается под маской бытописателя, философа-историка,
психолог-жанриста.
Скончался 21 марта 2022 года в Санкт-Петербурге в возрасте 93 лет.