Детство. Юность
Ингеборга Дапкунайте родилась 20 января 1963 года в Вильнюсе, Литва. Отец актрисы был
дипломатом, а мать метеорологом. Они долгое время проводили в Москве, а дочь
приезжала к ним только на каникулы. В Вильнюсе маленькая Ингеборга оставалась на
попечении бабушки с дедушкой, а также тёти и дяди (музыкантов в театральном
оркестре), которые делали всё, чтобы она не ощущала долгого отсутствия
родителей.
В детстве Ингеборга была всегда окружена любовью. Во-первых, она была первым
ребенком в семье - это потом уже появились младшие, но сливки-то все достались
именно ей. Во-вторых, папа был дипломатом и они с мамой (метеорологом) подолгу жили
за границей, дабы у маленькой Ингеборги не было ни малейшего чувства, что ее
оставляют или бросают, бабушка с дедушкой, а также тетя и дядя (музыканты в
театральном оркестре) делали все, чтобы она даже не ощущала долгого отсутствия
родителей. Cовсем недалеко от дома, на горе Таурас, был профсоюзный дворец. А там
была театральная студия, в которой Ингеборга занимается в течение 3 лет.
В своих детских играх Ингеборга воспроизводила балеты и оперы со своими
игрушками, исполняя разными голосами каждую партию. Разве могла она выбрать,
кроме актерской профессии, что-то еще? В четыре года бабушка, которая работала в
Вильнюсском оперном театре, отвела ее в свой театр. Там Ингеборга стала играть - то
сына мадам Баттерфляй, то чертенка в "Фаусте", то ангелочка в "Демоне". Затем была
"Пиковая дама" и другие детские роли в спектаклях театра.
После школы Дапкунайте решила попробовать поступить на театральное отделение
консерватории, хотя сцена и не была пределом мечтаний. Также она собиралась
поступать в институт иностранных языков, - просто в консерваторию экзамены были
на месяц раньше. Мама была рада, что Ингеборга поступила в консерваторию, - ведь
она и сама хотела бытьактрисой.
В детстве и юношестве Ингеборга была очень критически настроена по отношению к
своей внешности: то ей казалось, что она слишком худая, то кривые ноги, то чересчур
жирные волосы. Никогда не чувствовала себя красивой и каждый раз, когда
оказывалась перед зеркалом, утешала себя: "Ну ничего, с внешностью тебе, конечно,
не повезло, зато возьмешь талантом. Будешь много работать, работать, и тогда все
увидят, какая ты замечательная".
Театр
В 1985 году Дапкунайте, окончив факультет хорового и театрального искусства, курс
Йонаса Вайткуса Литовской консерватории, стала актрисой Каунасского
драматического театра, затем Вильнюсского академического и Молодежного
литовского театра Эймунтаса Някрошюса, где играла в спектаклях островскую
"Чайку", гоголевский "Нос", репетировала Корделию в "Короле Лире", "Кармен" и
другие.
К более поздним работам Ингеборге Дапкунайте относятся заграничные постановки:
"Ошибка речи" с Джоном Малковичем, чикагская "Либра" и, конечно же, скандально
знаменитый спектакль "Монологи вагины", в котором Ингеборге читала три монолога,
три истории - про женщину, которая пришла в мастерскую по оргазмам, про
изнасилование и про роды. И, как признается актриса, было совсем не тяжело
произносить со сцены такие тексты - успех всегда помогает, а спектакль был очень
успешным. Да, спектакль затрагивал шокирующие темы, но он на самом деле очень
добрый и абсолютно не пошлый.
Свадьба. Личная жизнь
Дапкунайте играла в Вильнюсском драмтеатре, когда получила приглашение из
Лондона поучаствовать в пробах на роль в спектакле "Ошибка речи" с участием
знаменитого Джона Малковича. Поехала в Лондон из любопытства - раньше там не
бывала. Тогда же познакомилась с режиссером Саймоном Стоуксом. И хотя уже через
три дня вернулась домой, вскоре ее вызвали играть главную роль. Она долго
сомневалась, но режиссер театра - знаменитый Эймунтас Някрошюс посоветовал ехать,
сказав, что эта поездка может изменить ее судьбу.
Сначала она играла в Лондоне. Потом ездила по миру со спектаклем почти восемь
месяцев. И все время Саймон был рядом. Свадьба их не была типичной: они не
венчались в церкви, а лишь прошли через официальное оформление. Потом в фойе
театра, где работал Саймон, собрали друзей и знакомых и пару часов повеселились.
Уже в шесть вечера все разъехались по своим делам. Молодожены же на машине
съездили во Францию, где выходила замуж младшая сестра актрисы. А через день после
возвращения она улетела на съемки к Валере Тодоровскому.
С тех пор супруги в одних проектах не участвовали. Ингеборга не хочет играть у
мужа только потому, что она его жена - "Не хотелось" - говорит Ингеборга - "Чтобы он
ставил спектакль под меня только потому, что он мой муж. Возможно, когда-нибудь и
появится проект, который мы захотим осуществить вместе. Пока, хотя и хочется, на
это нет времени, потому что у каждого из нас есть какие-то свои творческие планы и
обязательства, расписанные наперед." Тем не менее, Ингеборга не отрицает, что с
удовольствием будет играть у мужа, если в постановке будет хорошая роль для нее.
Супруги замечательно вместе отдыхают - ходят в длинные походы по горам, посещают
интересные места... "А еще ходим на футбол. Я его обожаю. Мои любимые команды:
"Арсенал", "Челси", "Манчестер юнайтед" - все знаю. И всех футболистов тоже." - говорит
Ингеборга.
В кино - с 1984 года
В кино Ингеборга дебютировала еще студенткой ролью Ауксе в фильме Литовской
киностудии "Моя маленькая жена" (реж. Р. Банионис). В Литве она играла у Эймунтаса
Някрошюса, в России снялась в нескольких мелодрамах ("Стечение обстоятельств";
"Осень, Чертаново..."), где удивила неожиданной для жанра отстраненностью. Эта
"отстраненность" стала фирменной характеристикой Ингеборги Дапкунайте. В 1989 году
она сыграла проститутку-лимитчицу Кисулю в "Интердевочке" Петра Тодоровского -
единственном нашем фильме, где прибалтийский акцент использовался режиссером
как простецкий, провинциальный.
За роль Ольги в картине
Циники (реж. Д. Месхиев) Ингеборга
получила премию "Золотой овен". В роли Кати Измайловой в Подмосковных вечерах (реж.
В. Тодоровский) и Муси в Утомленных солнцем (реж. Н. Михалков, премия "Оскар", 1995)
Дапкунайте предстала зрелой актрисой серьезного драматического, если не
трагического склада.
Роковая женщина
После проститутки в "Интердевочке" и роли в "Циниках" Ингеборга твердо заняла
вакансию роковой женщины, хотя в выборе Дапкунайте на амплуа роковой женщины было
изначальное противоречие. Во-первых, она не была русской, выглядела не как русская
и говорила с сильным акцентом. Во-вторых, в ней чувствовались непривычные для
русского кино сдержанность и холодность. В-третьих, ее подход к роли всегда был
аналитическим, а не интуитивным. Тем не менее, именно эти противоречия
интриговали "новых русских" режиссеров, таких как Дмитрий Месхиев и Валерий
Тодоровский. Неудивительно, что никто из них не стал переозвучивать Ингеборгу и
скрывать ее иностранный выговор.
Выбрав Ингеборгу на роль Кати Измайловой в "Подмосковных вечерах",
Тодоровский-младший тем самым задал концепцию картины: никаких страстей в клочья
по-русски, шабролевская меланхоличность черного фильма и героиня, чьи чувства
спрятаны так глубоко, что она выглядит почти бесчувственной. В "Подмосковных
вечерах" двойственность и закрытость Дапкунайте совпадали с замыслом режиссера,
однако в ее следующей картине - "Утомленные солнцем" - они воспринимались как
помеха. Ее очевидная "западность" не подходила к роли русской аристократки, а
обычная для нее лаконичность актерских средств диссонировала с общим
мелодраматическим тоном и харизматичностью партнеров. Кажется, Никита Михалков
не был полностью удовлетворен работой актрисы. В нескольких интервью он назвал
Ингеборгу исключительно профессиональной, но слишком рассудочной актрисой.
Тот факт, что именно Дапкунайте с ее непривычной внешностью, непривычной
актерской школой и непривычным произношением стала нашей ведущей героиней,
демонстрирует некоторую усталость от традиций "русской душевности" и тягу к
западной идее профессионализма. Другое дело, что абсолютно органично она в
отечественное кино так и не вписалась, оставшись экзотическим персонажем, "другой
женщиной".
Голливуд. Западное кино
Не только "Оскар" "Утомленных солнцем", но и неординарное дарование и высокий
профессионализм позволили Дапкунайте шагнуть с российских и европейских
съемочных площадок в Голливуд. Здесь она снялась в картине "Миссия Невыполнима"
(реж. Б.де Пальма), где ее партнером был Том Круз. В фильме "Семь лет в Тибете" (реж.
Ж.-Ж.Аньо) сыграла Ингрид - жену главного героя, роль которого исполнил Брэд Питт.
В марте 2004 года состоялась премьера российско-французского фильма "Зимняя жара",
снятого бельгийским кинорежиссером Стефаном Вуйе (при участии кинокомпании СТВ).
Дапкунайте сыграла в нем главную роль - украинскую девушку Соню, которая из родной
Одессы решила податься в Бельгию за лучшей долей и уехавшим туда мужем. А в итоге
нашла новую любовь.
В 2006 году стала участницей проекта «Звёзды на льду», каталась в паре с Александром
Жулиным.
Была гостьей в проектах «Прожекторперисхилтон» и «Вечерний Ургант» на Первом
канале.
В финале Конкурса песни Евровидение 2009 года, проходившем в России, объявляла
баллы, которые получили участники конкурса путём голосования телезрителей.