Генри Костер (настоящее имя - Герман Костерлиц) - германский и американский
режиссёр и сценарист.
Родился Герман Костерлиц (а таково его имя было при рождении) в Берлине, Германия, 1
мая 1905 года. Семья имела еврейские корни, а его дед с материнской стороны был
знаменитым оперным тенором Джулиусом Соломоном, который умер от туберкулеза
задолго до рождения своего внука в 1880 году. Отец мальчика был коммивояжером, а
проще - разъездным продавцом, предлагавшим женское белье. Видимо попалась милая
дамочка, которая и увела его из семьи, в то время сын был в том возрасте, когда еще
не мог самостоятельно содержать семью. Однако мальчику удается окончить гимназию
(среднюю школу) в Берлине и одновременно подрабатывать писателем коротких
рассказов и карикатуристом.
Он был приобщен к киноискусству в пятилетнем возрасте в 1910, когда его дядя Ричард
открыл кинотеатр в Берлине, и его мать ходила туда каждый день, чтобы играть на
фортепьяно, сопровождая музыкой фильмы. Ребенка оставлять было не с кем, и Генри
ходил с матерью, просиживая в течение нескольких часов в день, уставившись на
киноэкран.
В качестве писателя коротких рассказов Герман добивается успеха уже в 17 лет и
результатом явилось его приглашение на Берлинскую студию сначала в качестве
художника в рекламный отдел, а затем и в качестве сценариста. Он быстро становится
помощником режиссера Кёртиса Бернхардта . Однажды Бернхардт заболел и попросил
Германа руководить один день съемками (это было около 1931 или 1932 года). Герман
успеет уже снять 2 фильма на студии «Aafa», когда к власти приходит Гитлер. Он был в
середине съемок фильма «Das häßliche Mädchen» (1933), когда стал жертвой
антисемитизма, Он и ранее понимал, что должен покинуть Германию и чем скорее, тем
лучше. Любое колебание, которое он, возможно, имел насчет отъезда из страны, было
стерто, когда, в банке во время его обеда однажды, нацистский офицер СА начал
оскорблять его, и Герман, не выдержав, ударил офицера. Менеджер банка и друг
Костера, видел этот инцидент. Он сунул деньги в карман Герману и посоветовал ему
направиться прямиком на вокзал. Понимая, что не миновать беды Герман тут же пошел
на железнодорожную станцию и, взяв билет, уехал во Францию.
После прибытия во Францию он был повторно нанят Бернхардтом, который оставил
страну раньше. В конечном итоге Герман приезжает в Будапешт, где он познакомился и
вступил в брак с Като Кирали (1934). Там же он встретился и с продюсером Джо
Пастернаком, который представлял студию «Universal Pictures» в Европе, и снимает для него
четыре фильма, в том числе и «
Петера» (1934), и «Маленькую маму» (1935), и
«Катерину» (19036) с Франческой Гааль.
В 1936 году он подписывает контракт с «Universal», который и привел его с женой в
Голливуд, куда его забрал Пастернак с рядом других беженцев из творческой среды.
Во время подписания контракта его имя сокращается на американский лад: из
Костерлица он превращается в Костера и из Германа становится Генри.
Сначала у него были некоторые проблемы со студией (он не говорил на английском
языке), но, в конечном счете, он убедил руководство студии (а им терять было нечего,
поскольку студия стояла на грани банкротства), чтобы позволили ему снять «Трех
милых девушек» (1936) с Диной Дурбин в главной роли, для которой он ее лично и
«натаскивает». Дине было-то всего 14 лет. Картина имела огромный успех и, кстати,
спасла и саму студию от банкротства. Его второй фильм «
Сто мужчин и одна девушка» (One Hundred Men and a Girl, 1937) опять же вместе с
Дурбин и Леопольдом Стоковским (знаменитый польский пианист и дирижер) вывел и
студию, и Пастернака, и Дурбин, и его самого на высшую ступеньку популярности в тот
год. Что говорить, комедия и сегодня смотрится с большим интересом, а в тот год
зрители от нее просто были в восторге и фильм пользовался бешеной популярностью,
на который ходили снова и снова.
В 1938, Костер и Пастернак попытались заставить волшебству случиться снова,
тщательно вылепляя причудливое изображение для соблазнительной французской
актрисы Даниэлл Даррье в «Гневе Парижа» (The Rage of Paris, 1938). Костер идет по
опробованному пути съемок многочисленных мюзиклов и семейных комедий в конце 1930
и начале 1940 годов. Некоторые из них были с Диной Дурбин «
Три милые девушки взрослеют» (Three Smart Girls Grow Up, 1939), «
Первый бал» (First Love, 1939), «
Весенний
вальс» (Spring Parade, 1940), «Все началось с Евы» (Started with Eve, 1941), с Бетти Грейбл и с
другими музыкальными звездами тех лет. С Диной Дурбин он снял шесть фильмов. Он
снимает на «Universal» до 1941 года, а затем в 1943 году последовал за Пастернаком, когда
тот перешел на MGM; здесь они создали ряд новых мюзиклов с такими контрактными
актрисами MGM как Кэтрин Грэйсон и Джин Эллисон.
В 1940 году в Нью-Йорке он обнаружил в ночном клубе двух интересных актеров. Ими были
Бад Эбботт и Лу Костелло . Вернувшись в Голливуд, он убедил руководство студии
«Universal» нанять их. Их первым фильмом стал «Одна ночь в тропиках» (One Night in the Tropics, 1940),
где женскую роль исполняла его будущая жена
Пегги
Моран. В то время они не были знакомы.
Под его руководством 6 актеров выдвигались в номинации на премию Оскар: Сесил
Келлэуэй, Лоретта Янг, Селест Холм, Эльза Ланчестер, Джозефина Халл, Джеймс Стюарт
и Ричард Бёртон. На «MGM» Костер работает около 7 лет и примерно в 1948 году переходит
на студию «20-й век Фокс». За фильм «
Жена епископа»
(The Bishop's Wife, 1947) он получил номинацию киноакадемии 1948 года.
В 1950 году он снимает замечательный фильм (и это его крупнейший успех на
сегодняшний день) с участием Джеймса Стюарта «
Харви» (Harvey) и хотя многие критики
прогнозировали, что она будет представлена к награде, однако этого не произошло.
Он стал одним из любимых режиссеров Джеймса Стюарта, руководя работой актера при
съемках фильмов «
Нет пути» (No Highway in the Sky, 1951), «Мистер Хобс берет выходной» (Mr. Hobbs Takes a Vacation,
1962), «
Take Her, She's Mine»
(1963) и «Дорогая Бриджит» (Dear Brigitte, 1965). Он снимает первый американский фильм, в
котором появляется такая звезда как Ричард Бёртон , «
Моя
кузина Рэйчел» (My Cousin Rachel, 1952), а затем был поставлен студией на свой первый
широкоэкранный фильм «
Плащаница» (The Robe, 1953)
опять-таки с Ричардом Бёртоном в одной из главных ролей. Поставленный по
библейскому сюжету, фильм имел громкий успех и широкие отклики.
Костер снял несколько костюмных драм, таких как в 1954 году он ставит фильм с
участием Марлона Брандо «
Любовь императора Франции» (Desirée), «Королева
девственница» (The Virgin Queen, 1955) с Бетт Дэвис, «Обнаженная Маха» (The Naked Maja, 1958) с Авой
Гарднер, и затем возвращается к комедиям и мюзиклам, снимая такие фильмы как
«Песнь барабана цветов» (Flower Drum Song, 1961) для «Universal». После съемок своего последнего
фильма «
Поющая
монашенка» (The Singing Nun, 1966), хотя он снова никогда не работает в качестве
режиссера, Koстер не считал себя полностью в отставке, продолжая передавать идеи
историй безразличным руководителям студии.
Наконец, приняв решение уйти на заслуженный отдых, Костер со своей женой Пегги
уезжает в деревню и спокойно проживает в сельской местности «Leisure Village» в
Камарилло, штат Калифорния, наслаждаясь спокойной жизнью и занимаясь своим
вторым большим увлечением жизни - живописью. Он сделал серию портретов кинозвезд,
с которыми он работал.
Как эти ни парадоксально звучит, но после начала Второй Мировой войны (т.е.
вступлением США в войну), Костера автоматически причислили к врагам Америки и как
«опасный иностранец» он должен был по предписанию в вечернее время строго
находиться только дома. Чарльз Лотон частенько навещал его, чтобы помочь
скоротать время, играя с ним в шахматы.
Костер был женат дважды. О первой жене уже упоминалось выше и с ней он разошелся в
1941 году. Второй его супругой стала в октябре 1942 года Пегги Моран , с которой он
прожил до своей смерти в 1988 году. У них было двое детей. Его сын, Боб Костер, написал
краткую биографию для IMDB о своем отце. Именно он рассказал о пощечине немецкому
офицеру, в результате чего его отец покинул Германию в 1933 году.
Снимая столько комедий, конечно, он и сам обладал изрядной долей юмора. Перед тем
как он женился на Пегги Моран, он обещал ей, что он поместит ее в каждое кино,
которое он будет снимать впредь. Он выполнил свое обещание, но... это была ее
статуя. Обычно это - рельефная голова на каминной доске или на фортепьяно или на
столе. В «Плащанице» (1953) он заказал изготовить ее бюст в греческом стиле, который
весьма красноречиво появляется на римской вилле.
Умер Генри Костер 21 сентября 1988 года в Камарилло, штат Калифорния. Генри Костер
имеет звезду на Голливудской Аллее Славы.